Выступление на заседании окружного методического объединения учителей начальных классов
Использование приёмов ТКМЧП
для развития смыслового чтения
Дата проведения: 13 декабря 2017г.
Место проведения: ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское
Тема выступления: Использование приёмов ТКМЧП для развития смыслового чтения.
ФИО выступающего: Широглазова С.Д., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется
стратегии смыслового чтения
и работе с текстом.
Выпускник основной школы должен научиться:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст;
• откликаться на содержание и форму текста;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Поиск информации и понимание прочитанного
Преобразование и интерпретация информации
- определять главную тему, общую цель или назначение текста - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста
Оценка информации
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; находить доводы в защиту своей точки зрения
- интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)
Технология развития критического мышления
С помощью этой технологии мы можем совершенствовать навыки смыслового чтения и работы с текстом.
восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме
Вызов
Рефлексия
Осмысление
соотнесение старой и новой информации
выведение знания на уровень применения и понимания
«Л.Н. Толстой. «Акула». Приём «ЗХУ»
З – что мы знаем
Х- что мы хотим узнать
-Произведение «Акула»
У – что мы узнали
Написал Л. Н. Толстой.
-о событиях в рассказе
-почему рассказ так называется
-Это рассказ.
-о геройском поступке артиллериста
-Факты из биографии автора
-о героях рассказа
- о самоотверженной любви родителей к детям
- тему рассказа
Приём «Верные и неверные утверждения»
- Писатель жил в 19 веке.
- Л.Н.Толстой прожил 100 лет.
- Полное собрание его сочинений составило 90 томов.
- Его произведения читают во всем мире.
- Больше всего писатель любил общаться с животными.
Приём «Инсерт»
«V » - уже знал.
«-» - думал иначе.
«+» - новое для меня.
«?» - не понял, есть вопрос.
Лев Николаевич родился в 1828 году- почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений-90 томов!
V
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в «Ясной Поляне» школу, написал учебник для детей и сам учил их.
+
+
V
Прием «Кластер»
Прием «Синквейн»
- Акула
- Огромная, кровожадная
- Плавает, нападает, поедает
- У акулы острые зубы.
- Хищник
Прием «толстых» и «тонких» вопросов
Толстые
Тонкие
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Кто…?
Что…?
Почему вы думаете…?
Почему Вы считаете…?
Когда…?
Может…?
В чем различие…?
Будет…?
Предположите, что будет, если…?
Мог ли…?
Что, если…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Литература
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.
4. Интернет ресурсы
Спасибо за внимание