СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов ТКМЧП для развития смыслового чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приёмов ТКМЧП  для развития смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов ТКМЧП для развития смыслового чтения.»

Выступление

на заседании окружного методического объединения учителей начальных классов

" Навыки смыслового чтения как метапредметный результат освоения ООП НОО ".

Дата проведения: 13 декабря 2017г.

Место проведения: ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское

Тема выступления: Использование приёмов ТКМЧП для развития смыслового чтения.

ФИО выступающего: Широглазова С.Д., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом.

Создание условий для развития читательской грамотности обучающихся, формирование речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений обучающихся, повышение уровня их речевой культуры — это перспективная цель современного учителя, который формирует у учащихся умение работать с текстами на бумажных и электронных носителях.

Чтение — это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных во ФГОС.

Выпускник основной школы должен научиться:

•ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

•находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

•решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

•структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

•преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;

•интерпретировать текст;

•откликаться на содержание и форму текста;

•на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;

•в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

•использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Смысловое чтение — максимально точно и полно помогает понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Владение смысловым чтением — это метапредметное умение, которое затрагивает как учебную деятельность обучающихся, так и их повседневную жизнь, потому что тесно связано с формированием их информационной культуры.

Стратегии смыслового чтения:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Смысловое чтение текста, говоря языком практика, – это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте.

Если выделить в этом определении три доминанты:

1) ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;

2) ученик владеет инструментарием информационного поиска в рамках текста;

3) ученик предполагает дальнейшее использование полученной посредством чтения информации, – то мы увидим, что от «просто чтения» смысловое чтение отличается большей долей критичности и характером целеполагания.

Следовательно, использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо - это один из методов работы современных педагогов, который призван формировать у школьников начальных классов навыки смыслового чтения.

Данная технология привлекательна тем, что она оказывает влияние на учебно-познавательную культуру ребенка, его умение работать с информацией, критичность познавательной деятельности.

ТКМЧП способствует скорейшему развитию коммуникативной компетенции учащегося, которая рассматривается как умение говорить, слушать, рассуждать на заданные темы, писать тексты.

Сегодня я расскажу Вам о приемах работы с текстами по технологии критического мышления (из опыта работы).

Речь пойдет о шести приемах на примере одного урока литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой «Акула» . Но каждый учитель сам выбирает сколько приемов ему использовать. Возможно это приемы, которые больше нравятся детям или дают, по вашему мнению, лучший результат.

1.Прием « Знаю, хочу узнать, узнал»

  • Используя таблицу при работе с информацией, мы учимся соотносить известное и новое, учимся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной нам информацией.

  • Также, с помощью таблицы можно научиться определять направления в индивидуальном исследовательском поиске в рамках изучаемой темы.

  • Таблица ЗХУ помогает проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме.

  • Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые.

  • Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.

2.Прием « Верно- Не верно»

Нюансы использования приема "Верно — Не верно"
  • Вопросы можно не только зачитывать, но и вывести их на экране, активизируя и слуховое, и зрительное восприятие.

  • Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация.

  • При этом учащиеся сначала читают текст, а потом отвечают на поставленные вопросы, отмечая верные и неверные утверждения.

  • Особенно часто такой прием предлагается на уроках, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст.

В этом случае обсуждение ответов не откладывается на конец урока, а составленная учащимися таблица анализируется сразу.

3.Прием « ИНСЕРТ»

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Перевод несколько вольный, но передает суть метода. 

Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"
  • В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

  • Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

  • Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.

  • В таблицу можно добавить колонку « Осталось узнать»

  • Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах

4. Прием «Кластер»

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.


5.Прием « Синквейн»

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;

  • развивается образное мышление;

  • развиваются творческие способности учащихся;

  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

  • развивается мышление и воображение;

  • вырабатывается способность к анализу;

  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

  • расширяется словарный запас.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

6.Прием «Толстый и тонкий вопросы»



Прием используется в следующих обучающих ситуациях:

  • Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу.

  • При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.

  • Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена, не досконально и требует более тщательной проработки.


Хотелось бы отметить, что приемы ТРКМЧП — это не просто новые технологии, призванные разнообразить урок или "украсить" его. Это целая система, использовать которую нужно постоянно и целенаправленно, а не от случая к случаю. 

Спасибо за внимание.