Выступление
на заседании окружного методического объединения учителей начальных классов
" Навыки смыслового чтения как метапредметный результат освоения ООП НОО ".
Дата проведения: 13 декабря 2017г.
Место проведения: ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское
Тема выступления: Использование приёмов ТКМЧП для развития смыслового чтения.
ФИО выступающего: Широглазова С.Д., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом.
Создание условий для развития читательской грамотности обучающихся, формирование речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений обучающихся, повышение уровня их речевой культуры — это перспективная цель современного учителя, который формирует у учащихся умение работать с текстами на бумажных и электронных носителях.
Чтение — это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных во ФГОС.
Выпускник основной школы должен научиться:
•ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
•находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
•решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
•структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
•преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;
•интерпретировать текст;
•откликаться на содержание и форму текста;
•на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;
•в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
•использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Смысловое чтение — максимально точно и полно помогает понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Владение смысловым чтением — это метапредметное умение, которое затрагивает как учебную деятельность обучающихся, так и их повседневную жизнь, потому что тесно связано с формированием их информационной культуры.
Стратегии смыслового чтения:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- оценка информации.
Смысловое чтение текста, говоря языком практика, – это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте.
Если выделить в этом определении три доминанты:
1) ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;
2) ученик владеет инструментарием информационного поиска в рамках текста;
3) ученик предполагает дальнейшее использование полученной посредством чтения информации, – то мы увидим, что от «просто чтения» смысловое чтение отличается большей долей критичности и характером целеполагания.
Следовательно, использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо - это один из методов работы современных педагогов, который призван формировать у школьников начальных классов навыки смыслового чтения.
Данная технология привлекательна тем, что она оказывает влияние на учебно-познавательную культуру ребенка, его умение работать с информацией, критичность познавательной деятельности.
ТКМЧП способствует скорейшему развитию коммуникативной компетенции учащегося, которая рассматривается как умение говорить, слушать, рассуждать на заданные темы, писать тексты.
Сегодня я расскажу Вам о приемах работы с текстами по технологии критического мышления (из опыта работы).
Речь пойдет о шести приемах на примере одного урока литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой «Акула» . Но каждый учитель сам выбирает сколько приемов ему использовать. Возможно это приемы, которые больше нравятся детям или дают, по вашему мнению, лучший результат.
1.Прием « Знаю, хочу узнать, узнал»
Используя таблицу при работе с информацией, мы учимся соотносить известное и новое, учимся определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной нам информацией.
Также, с помощью таблицы можно научиться определять направления в индивидуальном исследовательском поиске в рамках изучаемой темы.
Таблица ЗХУ помогает проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме.
Заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал» развивает умение собирать воедино знания и строить новые.
Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.
2.Прием « Верно- Не верно»
Нюансы использования приема "Верно — Не верно"
Вопросы можно не только зачитывать, но и вывести их на экране, активизируя и слуховое, и зрительное восприятие.
Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация.
При этом учащиеся сначала читают текст, а потом отвечают на поставленные вопросы, отмечая верные и неверные утверждения.
Особенно часто такой прием предлагается на уроках, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст.
В этом случае обсуждение ответов не откладывается на конец урока, а составленная учащимися таблица анализируется сразу.
3.Прием « ИНСЕРТ»
Название приема представляет собой аббревиатуру:
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).
Перевод несколько вольный, но передает суть метода.
Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"
В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
В таблицу можно добавить колонку « Осталось узнать»
Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах
4. Прием «Кластер»
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
5.Прием « Синквейн»
Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
повышается интерес к изучаемому материалу;
развивается образное мышление;
развиваются творческие способности учащихся;
совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
развивается мышление и воображение;
вырабатывается способность к анализу;
уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
расширяется словарный запас.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
6.Прием «Толстый и тонкий вопросы»
Прием используется в следующих обучающих ситуациях:
Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу.
При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.
Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена, не досконально и требует более тщательной проработки.
Хотелось бы отметить, что приемы ТРКМЧП — это не просто новые технологии, призванные разнообразить урок или "украсить" его. Это целая система, использовать которую нужно постоянно и целенаправленно, а не от случая к случаю.
Спасибо за внимание.