Использование современных образовательных технологий. Дифференцированный и индивидуальный подход.
На данный момент современная концепция физического воспитания умственно отсталого школьника обращена, в нашем учреждении, не только на повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности, но и на адаптацию и социализацию выпускника в обществе. По этому, свою работу выстраиваю с учетом комплексного подхода преподавания физической культуры, так как считаю физическое воспитание одним из важнейших факторов усвоения не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития детей с интеллектуальным нарушением (умственной отсталостью). Конечно, одни только традиционные технологии уже не могут, в полной мере, помочь мне максимально реализовать поставленные цели, поэтому мое предпочтение было обращено к современным образовательным технологиям. Использование широкого спектра современных педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время и добиваться высоких результатов облучённости у обучающихся.
Современные требования урока нацелены на обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом индивидуальных особенностей здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Такие подходы важны для обучающихся, как с высокими результатами в обучении, так и с низкими. Низкий уровень усвоения материала, часто бывает одной из главных причин не заинтересованности в изучении материала. Но в этом случаи нужно учитывать сложность заболевания таких детей, предполагаемые возможности динамики развития физических умений и навыков. Помимо этого обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. Исходя из всего перечисленного, я остановилась на технологии дифференцированного физкультурного образования.
Что же такое дифференцированное физкультурное образование? Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений, технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
Как проводиться обучение двигательным действиям в нашей школе – интернате для детей с интеллектуальным нарушением (умственной отсталостью)? Обучение провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделяю детали техники и разделяю их по сложности) и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся и с учетом индивидуальных особенностей. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Например, при закреплении учебного материала, можно условно поделить детей в классе на группы, в зависимости от подготовленности. Обучающимся, с инвалидностью и слабой подготовкой даю подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом варианте. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях. На занятиях по гимнастике в опорном прыжке можно изменять высоту снаряда, тогда как менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях с выполнением упрощенных упражнений или подводящих( запрыгивание на мостик, запрыгивание на козла с опорой на руки).
Развитие физических качеств. Дифференцированное развитие физических качеств, в группах разной подготовленности осуществляю с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося. В результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени на отдых и восстановление. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, использую карточки с индивидуальными заданиями (с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки). Так, на уроках по лыжной подготовке, на этапе усвоения и закрепления навыков передвижения по лыжне, некоторые обучающиеся, имеющие недостаточный уровень физической подготовленности, проходят 500 м, тогда как обучающиеся с высоким уровнем физической подготовленности 2 км. В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют.
Формирование знаний и методических умений обучающихся по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:
выявление уровней обученности школьников с помощью диагностических тестов (служит основанием для деления учащихся на группы разной подготовленности), детям с инвалидностью предполагается определять развитие по сравнительным результатам (за сентябрь и май месяц);
деление задач изучения темы по уровням и группам разной подготовленности;
деление содержания программы;
Обучающимся, предлагаю задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, рефераты, проектная деятельность (презентации), составление комплекса разминки, но вся эта работа проходит под контролем и с помощью как преподавателя, так и воспитателя. В процессе обучения необходимым, условием моего преподавания, является знакомство с теоретическими знаниями предмета ( дается более расширенный вариант), выполнение техники безопасности при выполнении упражнений и общий анализ выполнения упражнения с акцентом на технические ошибки.
Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся. При оценке физической подготовленности учитываю как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Широко применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у обучающихся положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.
Временно освобождённые дети, дети инвалиды и обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведениями, с техникой выполнения двигательных действий. Данную работу также оцениваю по сравнительным результатам. Постоянно ориентирую сильных детей на то, что они должны помогать ослабленной группе. Всесторонне изучение школьника, сопоставление различных данных позволяет мне выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществить педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.