Доклад
Использование ЦОР на уроках физики
учитель физики Байрамалиев И,Э.
Физика — особый предмет, который изучает множество явлений. Это требует разнообразного оборудования. Темы 7, 8 классов рассматривают физические явления, которые можно продемонстрировать на уроке. В старших классах невозможно показать все в рамках урока. Есть темы, которые требуют дорогостоящего и сложного оборудования. Использование ИКТ расширяет экспериментальные возможности урока.
Применение ИКТ на уроках создает условия для обеспечения активной учебной работы школьников в условиях ИКТ-насыщенной среды, у них формируются умения пользоваться разнообразными информационными источниками, быстро находить необходимую информацию.
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) — средство наглядности при изложении различных вопросов учебной программы. Это способствует лучшему восприятию учебного материала, более глубокому его усвоению и прочности запоминания.
Объекты виртуальной реальности (анимации, интерактивные модели) используются при формировании общих подходов к планированию и выполнению некоторых этапов экспериментального исследования, на этапе контроля уровня сформированности у школьников ряда умений и навыков, для отработки умений и навыков в решении физических задач.
На уроках физики применяются следующие ЦОР, которые помогают в учебной деятельности:
1. Физика 7—9 ч. 1, изд. «Просвещение»
2. Физика 7—9 ч. 2, изд. «Просвещение»
3. Физика 7—11 Практикум, изд. «Физикон»
4. Физика. Библиотека наглядных пособий, изд. «1С- образование»
5. Открытая физика ч1.
6. Открытая физика ч2.
Методологические преимущества, которые создает использование ЦОР:
· качественная демонстрация физических процессов и явлений (модели, анимации, видеофильмы);
· более ярко и наглядно представлен «сухой» аппарат формул, диаграмм, графиков, схем;
· показано то, что реально не продемонстрируешь.
Мой опыт показал: не смотря на то, что в ЦОР есть готовые лекции, необходимо создавать собственные презентации в той логике, которая соответствует плану урока конкретного учителя.
Презентация
· создает определенный порядок изложения материала, формул;
· исключает «лишние» детали, которые отвлекают учеников от конкретной темы;
· оптимизирует время, т. к. на отыскание нужного материала на CD требуется время, не все компакты открываются по гиперссылке;
· дает возможность использовать слайды насыщенные информацией как раздаточный материал.
Модели, фильмы, лаборатории показываются непосредственно с CD.
Внедрение ЦОР в образовательный процесс показало положительную динамику в усвоении материала учащимися: повысился познавательный интерес к изучению предмета, внимание на уроках, улучшилось развитие абстрактного мышления, что видно из решения учащимися качественных задач на модели представления физического процесса с точки зрения МКТ (на уроках раздела "Тепловые явления", "Электричество и магнетизм"), или на модели представления квантов излучения при изучении тем из раздела "Квантовая механика и СТО" и.т.д.