СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование арт - терапии в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование арт - терапии в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.»

Использование арт - терапии
в работе с детьми с тяжелыми

множественными нарушениями развития.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Что такое арт-терапия? Название метода говорит само за себя: это лечение творчеством, и оно не предполагает никаких таблеток, уколов или массажа. Вам понадобятся только лист бумаги, краски или карандаш, песок или пластилин, фотографии или картинки – словом, все то, что поможет  творить!

Говоря образно, арт-терапия – это некий мост между сознанием и подсознанием личности, между разумом и чувствами, требующий участия души и обеспечивающий ей возможность погружаться в красоту.

2 слайд.

Арт-терапия является средством, способным помочь детям увидеть, услышать, почувствовать! Вовлекая детей с ТМНР в совместную творческую деятельность, мы открываем новые возможности социализации, повышаем уровень их интеграции в общество.

3 слайд

Цель арт - терапии – гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания в искусстве (через создание эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка).

4 слайд

Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации.

5 слайд

Сегодня арт-подход с отличными результатами используют психологи, психотерапевты и педагоги для решения множества задач, начиная от самовыражения и раскрытия творческого потенциала и заканчивая адаптацией в обществе взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия может быть:

  • активной (человек сам рисует, лепит, пишет музыку или стихи);

  • пассивной (человек пользуется творением других людей – рассматривает рисунки, читает сказки, слушает песни и т. д.);

  • смешанной (используются чьи-то произведения для создания своего собственного творения).

Самым значимым плюсом этого подхода является тот простой факт, что благодаря творчеству мы переживаем исключительно искренние эмоции – восторг, любовь, радость, страх, досаду, горечь. И все эти чувства, даже негативные, со стопроцентной вероятностью не вызовут у нас психической травмы. Когда человек лепит зверюшек из пластилина, рассматривает фотографии закатов и рассветов, сочиняет слова к песне или рисует цветы – он не просто творит, он учится смотреть на мир с позиции наблюдателя, чтобы понять самого себя, свои мысли, желания и поступки. Выходит, что творчество дает человеку реальную возможность выявить свое истинное предназначение, решить внутренние проблемы и ответить на самый главный вопрос: «Что я сам могу сделать для этого мира?».

6 слайд

Арт - терапия обладает преимуществами перед другими формами работы с детьми: она не имеет ограничений в использовании (любой ребенок независимо от возраста, имеющегося нарушения, художественных способностей может участвовать в такого рода деятельности).

7 слайд

Совместная деятельность ученика и учителя делает акцент на свободном самовыражении ребенка при помощи любых доступных материалов для предупреждения вторичных дефектов и проявлений его болезни, решения «внутренних» (связанных с самочувствием и настроением) и «внешних» (связанных с ощущениями от взаимоотношениями с окружающими) проблем.

8-11 слайд

Основные технологии, которые применяются на уроках, являются игра и педагогическая импровизация, именно эти приемы делают возможным использования арт-педагогических технологий в работе с учащимися с тяжелой умственной отсталостью.

Нарушение восприятия у детей с ТМНР делает необходимым применение нескольких направлений коррекционной работы средствами артпедагогики: психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое - воздействие на эмоциональную сферы; психологическое - регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве.

В работе применяю:

-изотерапию (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д.;

- песочную терапию;

-сказкотерапию;

-музыкотерапию - воздействие через восприятие музыки;

- имаготерапию -воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

-драматерапию – обыгрывание сюжета;

-игровую терапию - основана на ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на личность ребенка;

-куклотерапию.

Арт-терапия открывает огромные возможности для коррекционных занятий с детьми. Остановлюсь подробно на тех, что я использую в своей работе.

12 и 13 слайд

Песочная игротерапия зарекомендовала себя как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми с ментальными нарушениями. 

Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения.

Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.

«Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!» - сказал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - на смену старому всегда приходит новое.

Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий и взаимоотношений. Игра - это сказочный мир ребенка, где предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Например, одним из таких упражнений является упражнение для снижения психофизического напряжения «Здравствуй, песок!»
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка: поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно, кулачками, всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной, перетереть песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую игрушку.
«Говорящие» дети могут описывать и сравнивать свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Для развития тактильной чувствительности, воображения используется упражнение «Необыкновенные следы».

Педагог предлагает поиграть в следующие игры:

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой

надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Песочная терапия – уникальный метод психокоррекции, который взаимодействует с другими видами арт-терапии.

Также разыгрываем сказки на песке. Для начала надо разместить действующего героя в центр песка, а затем добавлять к нему героев. При этом составить сказку о действующих лицах, позволяющую раскрывать эмоции и знакомить с окружающим миром.

14 слайд

Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, что люди знали всегда. В сказкотерапии ребёнка «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

15 слайд

Арт - терапия оказывает интегрирующее воздействие через все виды занятий искусством на систему социальных связей личности и отношений, поведенческих стратегий; следствием чего является адаптация ребенка в коллективе сверстников, обогащение и расширение его социальных связей (адаптация ребенка к жизни).

16 слайд

  • Для ребёнка творчество – это и есть его жизнь, это его реальность. Это и его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях.

  • Через рисунок, игру, сказку, музыку - мы может помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

17 слайд

Благодарю за внимание.