Использование дидактических игр на уроках окружающего мира
Богат и разнообразен мир природы. Из всего многообразия наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные. В процессе ознакомления с ними у ребенка воспитывают любовь к природе, желание ухаживать за животными, выращивать растения, чего очень не хватает в наших современных детях, которые уткнувшись целыми днями, сидят за компьютером и телефоном или современными гаджетами.
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в уголке живой природы, на участке учитель раскрывает перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами растений, формирует представление о растительном и животном мире. Активному усвоению знаний способствует эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает учитель.
В ознакомлении школьников с природой особое значение имеют дидактические игры.
Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится выделять признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать. Дети приобретают умения рассуждать. Делать выводы, обобщения; при этом тренируются их внимание; становится более осмысленным восприятие. При решении игровой задачи часто от ребенка требуется объяснять свои действия, а это способствует развитию речи. Но ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Они оказывают разностороннее влияние на становление личности, на эстетическое развитие.
В ознакомлении младших школьников с природой на уроках окружающего мира, можно и на других уроках целесообразно использовать дидактические игры с природным материалом: овощами, фруктами, грибами, листьями деревьев и кустарников, цветущими травянистыми и комнатными растениями.
Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Ребёнка привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, их можно использовать в разнообразных играх по всем темам школьного курса.
Комнатные растения – обязательные обитатели школ. Сейчас то их многообразие не исчерпаем. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти половину года деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Комнатные растения остаются зелеными постоянно, а в некоторые цветут и зимой. Чтобы облегчить усвоение школьниками об отличительных признаках растений, для игр можно использовать листья, цветы, плоды, семена, кору и др. Игры с природным материалом можно проводить и на открытом воздухе, в естественных условиях. Игры в лесу. В парке, на лугу не требуют специального оборудования. Важно только, чтобы в сквере или на поляне были растения, с которыми учитель хочет познакомить детей. Кроме того, они должны быть доступны для наблюдения.
Организация игр в естественных условиях имеет свои сложности. Дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, людей ит.п. Поэтому учитель должен продумать интересные игровые действия, занять вех решением общей задачи.
Планируя игру с природным материалом, учитель должен помнить о соответствии её содержания изменениям, которые происходят в окружающей природе. Например игры . связанные с покупками семян, лучше проводит весной, а игры связанные со сбором урожая, - летом и осенью. Учитель сам может придумывать различные варианты игр.
Алгоритм проведения познавательных игр может выглядеть так:
1.Учитель говорит , как называется играю
2. Знакомит детей с объектами ( растения, грибы, овощи, фрукты), которые будут использоваться в игре.
3.Кратко, точно и ясно формулируются правила игры.
4.Игра начинается.
5. Контроль за соблюдением правил игры.
6. Оценка игры, подведение её итогов.
Учитель может сам участвовать в игре. Оценку итогов игры желательно проводить коллективно.
Ниже представляю несколько игр которые применяю на уроках.
Загадай, мы отгадаем
Дидактические задачи: описать предметы и найти их по описанию.
Ход игры
На столе лежат овощи и фрукты так, чтобы всем детям они были хорошо видны. Водящий описывает форму, окраску, вкус, запах овощей или фруктов, а дети должны по описанию узнать их. Тот кто дает описание, не должен видеть объект.
Роль водящего учащиеся выполняют по очереди. Можно также подобрать загадки об овощах и фруктах, а дети должны их отгадать.
Вершки и корешки
Дидактические задачи: составить целое из частей.
Ход игры
1 вариант. Одни дети рисуют корешки, а другие – вершки. Затем необходимо правильно подобрать к рисункам пары.
2 вариант. Открытки с изображениями овощей, растений разрезают так, чтобы на одной половине открытки были корешки, а на другой – вершки.
Разрезанные части открыток перемешивают. Две команды должны правильно подобрать к вершкам корешки. Выигрывает та команда, которая за определенное время сможет подобрать больше пар, чем другая.
Съедобное – несъедобное
Дидактические задачи: выбрать съедобные грибы; найти грибы-двойники; выбрать несъедобные грибы
Оборудование: корзина и грибы.
Ход игры
Дирекор открывает магазин, продавец расставляет вывески и коробки с семенами. Покупатель дает описание семян и растений, а продавец должен узнать что это такое. Директор контролирует правильность описания и решения продавца.
Отгадай, что за растение
Дидактические задачи: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры.
Растения стоят на столе. Педагог предлагает одному ученику или команде выбрать растение и дать его описание, а другие учащиеся должны отгадать, о чем говорится.
Другой вариант: Растения стоят на своих местах. Учитель говорит всем детям: « я назову комнатное растение, а вы должны его найти, показать и рассказать, по какому признаку узнали. Тому, кто наберёт больше фишек, в конце игры « Знаток природы»
МАОУ СОШ № 54 г. Улан – Удэ Р. Бурятия
Использование дидактических игр на уроках окружающего мира
Из опыта работы
Цыренова Людмила Жамьяновна
Учитель начальных классов
Г. Улан – Удэ 2018г