Использование дидактических пособий «Спектра» в начальной школе для формирования познавательной деятельности учащихся
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать.
Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала:
"Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Как важно разглядеть в каждом ребёнке его способности в любой сфере деятельности и создать условия для его развития, для становления творчески активной личности. Расширить возможности образовательной среды и создать условия для развития творческого мышления учащихся помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Сегодня, я хочу поделиться опытом своей работы по использованию таких пособий, как Палитра, Бусы, Кораблики.
Дидактическое пособие "Пaлитра" от Spektra предстaвляет собой индивидуальное рaздaточное пособие. Это Круглaя деревяннaя доскa и 7 пaр “крaсок” разной формы: обычные и с отверстиями. Рaздается пaлитра на парту и дети работают в паре. В комплекте с пособием есть тематические карточки. Работать с пособием, с первого взгляда очень сложно. Поэтому, в работе с Палитрой я провожу индивидуальную или парную работу с палитрой.
Методика работы. Ребенок кладет карточку на доску так, чтобы она точно попала в пазы. Иначе решение при проверке окажется неверным. Педагог должен дать четкую установку детям: Не переворачивать карточку без разрешения. Если ребенок не уяснил это, то работа данным пособием смысла не имеет. При регулярной работе с палитрой дети начинают автоматически выполнять данные операции.
Теперь ребенок приступает к решению задания, смотрит, какой цвет указан рядом с рисунком, находит нужную “краску” на столе, затем должен найти решение задания за кругом и около него установить соответствующую “краску”. После этого операции повторяются до тех пор, пока все “краски” не будут разложены по местам.
Проверка работы. Когда работа закончена, то карточку переворачивают на другую сторону и цвет выбранной краски должен совпасть с цветом на карточке.
Существует несколько методов проверки выполненной работы.
1. Проверка педагогом. При обнаружении ошибок, я снимает неверные “краски” и предлагает ребенку исправиться или просто называет количество ошибок, ребенок должен найти их сам. После чего учитель выдаёт более сложную/простую карточку или другое задание.
2. Если дети работают индивидуально, то можно проверить работу в паре. При завершении работы, соседи могут обменяться своими палитрами и проверить работы друг друга
3. Самопроверка. Ребенок, решив карточку, может самостоятельно перевернуть карточку и проверить свой результат.
Возможности применения. Использовать данное пособие можно на разных этапах усвоения материала.
1. На этапе закрепления.
2. Во время дополнительных занятий, консультаций, как с отстающими, так и с мотивированными детьми.
3. Во досугах. (Конкурсы, математические соревнования и т.д.)
4. На математическом кружке. (Здесь некоторые карточки можно давать с опережением программы. Возможность использования зависит от уровня подготовки учащихся)
Методические наблюдения. На первый взгляд может показаться, что работа с палитрой – это игра. Однако дети быстро осознают, что это не так. Выполнять каждую карточку достаточно сложно. Все задания там подобраны и продуманы хорошо. Поэтому, в зависимости от подготовленности, каждый может затрачивать разное время на выполнение карточки. Кроме того, дети быстро утомляются от данного вида работы. Так как выполнение задания требует концентрации внимания. Ведь мало решить пример, нужно еще и найти соответствующую краску и ее место на палитре. Стоит строго дозировать количество карточек, которые выполняет ребенок.
Заключение. В заключении хочется сказать, что дети с огромным удовольствием работают с данным пособием. Им нравится, что здесь не нужно писать, ошибку легко исправить и конечно, их привлекает именно делание, работа руками. Кроме того, данное пособие красочное, яркое. Сделано из прочного материала. Его можно ронять.
Ребята постоянно ждут встречи с данным пособием. Интересуются, а будем ли мы работать с ним. Кроме того, они придумывают разные новые названия палитре.
В ходе выполнения заданий дидактического пособия у ребенка развивается важнейшее свойство его психики – произвольное внимание. Общеизвестно, что произвольное внимание определяет степень готовности ребенка к обучению в школе. Таким образом, с помощью данного пособия можно поддерживать интерес к познанию, развивать мышление, память, внимание и речь.
Математические Бусы используются на различных этапах , в зависимости от поставленных задач, поэтому количество упражнений определяет учитель. Бусы от 1 до 10 можно использовать при формировании:
• понятия числа и развития вычислительных навыков;
• навыков прямого и обратного счета в пределах 10;
• знания числовой последовательности и порядкового счета;
• умения сравнивать количество объектов и числа;
• знаний о составе чисел первого десятка;
• отношений «больше на…», «меньше на…». Виды заданий:
• пересчёт бусин на веревочке (далее это упражнение можно выполнять с закрытыми глазами);
• показать состав числа 2 (3, 4 ....10);
• к 1 бусине добавить еще 1 бусину, еще 1 и т. д;
• показать 4-ю бусину слева, 7-ю бусину справа (бусы лежат на парте горизонтально). 3-ю после 4-й бусины;
• показать 3 красных бусины, а синих - на одну больше и др.
Можно предложить следующие задания на формирование вычислительных навыков:
- Присчитывай по 2, по 3.
- Отложи 4 бусинки.
Сколько бусинок надо добавить, чтобы стало 9?
- Найди значение выражений и проверь свои ответы на математических бусах. 1 + 1 + 3 + 2 = 3 + 1 + 1 + 1 =
Возможности бус не ограничиваются математическими упражнениями, их можно использовать для развития мелких мышц пальцев и рук, а также для релаксации. Упражнения для пальчиков: положить бусы на стол, пересчитывать бусины синие - правой рукой, красные - левой одновременно указательными пальцами, затем средними и т.д.; левой рукой бусы держать навесу, правой передвигать бусины по веревочке, и наоборот; взять бусы так, чтобы бусины были между ладоням, потереть ладошки. Упражнение для релаксации: Ребенок сидит, отклонившись на спинку стула, перебирает бусины одной рукой, потом другой, затем обеими ("эффект четок").
Примеры задач: - Ежик нашел три грибочка, два яблочка и одну грушу. Сколько всего припасов он понес в норку? (бусы над головой).
- На ветке сидели четыре синицы и два снегиря. Сколько всего птиц сидело на ветке? (руки с бусами вправо).
- Маша съела семь конфет, а Миша на две конфеты меньше. Сколько конфет съел Миша? (руки с бусами влево).
- На клумбе росло десять роз, шесть срезали. Сколько роз осталось на клумбе? (руки с бусами вниз).
Физкультминутка. Дети встают из-за столов, все движения не глядя на бусы, ответы хором. Учитель дает задание, выполняя которое дети совмещают прием вычисления с бусами и отдых.
Математические кораблики Деревянная основа с двумя рядами фишек: с одной стороны красного, а с другой синего цвета. На обороте деревянной основы имеются цифры. Вводятся понятия: «математические кораблики», «кораблик», «фишка», цвет, ряд чисел (с изнаночной стороны), «ящик-пенал», в котором хранятся «кораблики». Математические кораблики можно использовать при формировании:
• понятия числа и развития вычислительных навыков;
• навыков прямого и обратного счета в пределах 20;
• знания числовой последовательности и порядкового счета;
• знаний о составе чисел первого и второго десятков;
• отношений «больше на…», «меньше на…»;
• о свойствах сложения и нахождения неизвестных компонентов,;
Счетный материал «Математические кораблики» удобно использовать совместно с демонстрационным магнитным плакатом и альбомом заданий для индивидуальной и групповой работы, а также в комплекте с математическими бусами. Работа с математическими корабликами помогает изучить числовой ряд в пределах 20, изучить и закрепить состав чисел до 20, научиться выполнять действия сложения и вычитания в пределах 20. Это пособие способствует плавному переходу учащихся от использования конкретно-действенного мышления к абстрактному, позволяет развивать у детей умение видеть закономерности, решать ряд логических задач.
Виды заданий:
• пересчитать фишки в 1 кораблике, в двух корабликах и т.д. Обратный счет;
• к 1 красной фишке добавить 1 синюю фишку, еще 1 и т.д.;
• знакомство с цифрой и числом: к 3-м фишкам добавить 1. Сколько фишек стало? Какой цифрой обозначим? Какое это число?(4);
• определить состав числа. Показать состав числа 2 (3, 4 ....10);
• в 2-х корабликах, стоящих в ряд, выложить 10 фишек красного цвета. Показать 6 -ю фишку слева, изменив ее цвет, 7-ю фишку справа , 3-ю после 4-й фишки и т.д.;
• показать 2 красных фишки, а синих на одну больше; • выложить 3 синих фишки, столько же красных;
Моделирование ситуации увеличения (уменьшения) числа на 2, используя «Математические кораблики». – Положите перед собой «Математические кораблики» (на доске демонстрационный магнитный плакат).
– Возьмите 6 фишек, уменьшите на 2.– Сколько получилось?
– Возьмите 8 фишек, увеличьте на 2
– Возьмите 5 фишек, увеличьте на 2
– Возьмите 3 фишки, уменьшите на 2
– Возьмите 4 фишки, уменьшите на 2 3.
Решение примеров с переходом через разряд: Например, 7+4. Детям предлагается выложить 7 фишек красного цвета (в двух корабликах), в 3-м – 4 синих. Затем дети дополняют 2-й кораблик (до 10) синими фишками и , видят, что в 3-м кораблике осталась одна фишка. Опираясь на свои знания: прибавить 1, значит назвать следующее при счете число, т.е. 11 или 10 и 1, получится 11. 4. Выводим математические правила (перестановка слагаемых). Дети выставляют на 1-ом кораблике 5 красных фишек и 5 синих фишек на втором Сколько всего фишек? (10), меняем кораблики местами. Сколько всего фишек? (10) Что заметили? (умение оперировать математическими терминами, делать выводы);
Возможности корабликов не ограничиваются математическими упражнениями, их можно использовать для развития внимания и логики. Различные упражнения и игры представлены в методических рекомендациях к корабликам. Упражнения на внимание: • На магнитном плакате выставить фишки, например, 3 красных и 1 синюю. Детям показать в течение 30 секунд, затем закрыть и попросить, выложить такие же фишки в индивидуальных корабликах и в том же порядке.
• На магнитном плакате выставлены фишки с числами. Порядок чисел нарушен. Восстановить порядок чисел.
• На магнитном плакате несколько фишек с числами отсутствуют или стоят изнаночной стороной. Определить, какое число потерялось? Упражнения на ориентирование в пространстве:
• на листе тетради поставить в верхний левый угол синюю фишку, в правый – красную, в нижний правый угол – красную, в центре – синюю, справа красную и т.д.;
• выложить из фишек треугольник, четырехугольник. Сколько фишек потребовалось?;
• выдаем тетрадный лист и кораблики, расставляем кораблики по углам. Какая фигура получилась? Затем диктуем алгоритм, с целью проверки абстрактного мышления: переставьте фишки так, чтобы получился треугольник (просматриваются все варианты предложенные детьми);
• возьми кораблик и поставь в верхний левый угол и т.д.;
• потрясите 5 фишек в руке и бросьте на лист – сколько красных, синих?;
Так же дети задают задания друг другу.
Работа с оборудованием "Спектра" даёт возможность разнообразить виды заданий, дифференцированно подходить к процессу формирования универсальных учебных действий у детей. Оборудование "Спектра" можно использовать, как для индивидуальной работы ребёнка, так и при работе в парах и группах. Это позволяет, в свою очередь, формировать коммуникативные учебные действия. С помощью пособий у учащихся формируются такие регулятивные учебные действия как контроль, оценка, саморегуляция.