СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании физики»

«Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании физики»  Числов Виталий Олегович, Учитель физики МАОУ Домодедовский лицей №3 им. Героя Советского Союза Ю.П.Максимова

«Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании физики»

Числов Виталий Олегович,

Учитель физики МАОУ Домодедовский лицей №3

им. Героя Советского Союза Ю.П.Максимова

 Информационный электронный образовательный ресурс – совокупность данных в электронном виде, реализующая возможности средств информационных и коммуникационных технологий, содержащая информацию, предназначенную для осуществления всесторонней педагогической деятельности.

Информационный электронный образовательный ресурс – совокупность данных в электронном виде, реализующая возможности средств информационных и коммуникационных технологий, содержащая информацию, предназначенную для осуществления всесторонней педагогической деятельности.

Классификация ЭОР по цели создания  • педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса; • культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса.

Классификация ЭОР по цели создания

педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;

культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса.

Классификация ЭОР по природе основной информации • текстографические ресурсы, самые простые ЭОР – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, что допускает посимвольную обработку; • ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента - содержащие цифровое представление звуковой или видео информации в форме, допускающей ее прослушивание или просматривание ;

Классификация ЭОР по природе основной информации

текстографические ресурсы, самые простые ЭОР материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, что допускает посимвольную обработку;

ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента - содержащие цифровое представление звуковой или видео информации в форме, допускающей ее прослушивание или просматривание ;

Классификация ЭОР по природе основной информации  • мультимедиа - самые мощные и интересные для образования продукты. Это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха. • открытые образовательные модульные мультимедиа системы ( ОМС). Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru/ http://eor.edu.ru/

Классификация ЭОР по природе основной информации

мультимедиа - самые мощные и интересные для образования продукты. Это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

открытые образовательные модульные мультимедиа системы ( ОМС). Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru/ http://eor.edu.ru/

Причины использования ИКТ на уроках физики объективные   субъективные   Целый ряд физических явлений можно наблюдать только на базе научных лабораторий со специальным оборудованием Многие процессы микромира и быстродействующие процессы невидимы для нас Ежегодно от 15до 25% выпускников выбирают ЕГЭ по физике, что предполагает освоение знаний по предмету на профильном уровне

Причины использования ИКТ на уроках физики

объективные

субъективные

  • Целый ряд физических явлений можно наблюдать только на базе научных лабораторий со специальным оборудованием
  • Многие процессы микромира и быстродействующие процессы невидимы для нас

Ежегодно от 15до 25%

выпускников выбирают ЕГЭ по физике, что предполагает освоение знаний по предмету

на профильном уровне

Применение ЭОР по уровням деятельности:  Уровень деятельности Примеры действий учителя Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов. Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов. Пассивный  Примеры действий учащихся  Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов. Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя. Деятельностный  Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ. Организация тестирования.  Выполнение лабораторных работ. Выполнение тестовых заданий и решение задач.  Творческий  Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде.  Самостоятельное исследование. Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного.

Применение ЭОР по уровням деятельности:

Уровень деятельности

Примеры действий учителя

Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов. Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов.

Пассивный

Примеры действий учащихся

Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов. Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя.

Деятельностный

Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ. Организация тестирования.

Выполнение лабораторных работ. Выполнение тестовых заданий и решение задач.

Творческий

Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде.

Самостоятельное исследование. Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного.

Направления использования ЭОР:   • для демонстраций различных физических процессов - анимации, компьютерные модели;  • для организации индивидуального интерактивного обучения учащихся;  • для проведения компьютерных лабораторных работ с использованием компьютерных моделей и виртуальных лабораторных работ;  • для проведения контроля знаний учащихся с использованием компьютерных тестов.

Направления использования ЭОР:

для демонстраций различных физических процессов - анимации, компьютерные модели;

для организации индивидуального интерактивного обучения учащихся;

для проведения компьютерных лабораторных работ с использованием компьютерных моделей и виртуальных лабораторных работ;

для проведения контроля знаний учащихся с использованием компьютерных тестов.

Мультимедийные лекции  Мультимедийные лекции создаются в виде презентаций с применением программы Power Point.   Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации.

Мультимедийные лекции

  • Мультимедийные лекции создаются в виде презентаций с применением программы Power Point.

  • Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации.
Мультимедийные курсы физики Представляют собой  поурочное представление  теоретического материала; видеофрагменты и анимации с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов; фотографии, иллюстрации, графики и диаграммы; разнообразные интерактивные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над ошибками.

Мультимедийные курсы физики

Представляют собой

  • поурочное представление

теоретического материала;

  • видеофрагменты и анимации с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов;
  • фотографии, иллюстрации, графики и диаграммы;
  • разнообразные интерактивные упражнения с возможностью проверки ответов и работы над ошибками.
В настоящее время в школе используются прикладные программные средства (ППС) по физике, позволяющие проводить эксперимент с компьютерными моделями

В настоящее время в школе используются прикладные программные средства (ППС) по физике, позволяющие проводить эксперимент с компьютерными моделями

Интерактивные лабораторные работы в курсе физики 7-11 классов Компьютерный эксперимент Активно-деятельностные формы обучения Дистанционное образование Самостоятельная работа учащихся

Интерактивные лабораторные работы

в курсе физики 7-11 классов

Компьютерный эксперимент

Активно-деятельностные формы обучения

Дистанционное образование

Самостоятельная работа учащихся

Преимущества интерактивных лабораторных работ по физике Наглядность Вариативность параметров Выделение главного в явлении Возможность повторения эксперимента Возможность самостоятельной работы

Преимущества интерактивных лабораторных работ по физике

Наглядность

Вариативность параметров

Выделение главного в явлении

Возможность повторения эксперимента

Возможность самостоятельной работы

Новый ППС «Интерактивные лабораторные работы по физике» содержит отобранные модели из «Открытой физики» и ряд новых моделей, изначально разработанных для проведения компьютерного эксперимента в школе.

Новый ППС «Интерактивные лабораторные работы по физике» содержит отобранные модели из «Открытой физики» и ряд новых моделей, изначально разработанных для проведения компьютерного эксперимента в школе.

КОМПОНЕНТЫ ППС Основу учебного комплекса  составляют три компонента: Модули – лабораторные работы. Рабочие листы учащегося. Тестовые задания. Тестовые задания Модули – лабораторные работы Рабочие листы

КОМПОНЕНТЫ ППС

Основу учебного комплекса составляют три компонента:

  • Модули – лабораторные работы.
  • Рабочие листы учащегося.
  • Тестовые задания.

Тестовые задания

Модули – лабораторные работы

Рабочие листы

Модули – лабораторные работы. КОМПОНЕНТЫ ППС Основным типом ресурса ИИСС «Интерактивные лабораторные работы» является комплексный модуль – лабораторная работа , представляющий собой интерактивный модуль с анимацией. Интерактивность модуля заключается в возможности смены параметров эксперимента пользователем. В зависимости от заданных параметров модуль отрабатывает анимацию и расчёты. В состав ряда модулей входит, как составная часть, ресурс интерактивный график .

Модули – лабораторные работы.

КОМПОНЕНТЫ ППС

Основным типом ресурса ИИСС «Интерактивные лабораторные работы» является комплексный модуль – лабораторная работа , представляющий собой интерактивный модуль с анимацией. Интерактивность модуля заключается в возможности смены параметров эксперимента пользователем. В зависимости от заданных параметров модуль отрабатывает анимацию и расчёты. В состав ряда модулей входит, как составная часть, ресурс интерактивный график .

Рабочие листы учащегося. КОМПОНЕНТЫ ППС Практика внедрения в учебный процесс элементов компьютерного эксперимента показала эффективность работы с рабочими листами учащегося, обеспечивающими заданную траекторию учебной деятельности ученика на уроке. При этом в ходе урока проводится промежуточное подведение итогов исследовательской деятельности ученика с целью коррекции процесса.

Рабочие листы учащегося.

КОМПОНЕНТЫ ППС

Практика внедрения в учебный процесс элементов компьютерного эксперимента показала эффективность работы с рабочими листами учащегося, обеспечивающими заданную траекторию учебной деятельности ученика на уроке. При этом в ходе урока проводится промежуточное подведение итогов исследовательской деятельности ученика с целью коррекции процесса.

Тестовые задания. КОМПОНЕНТЫ ППС Третьей функциональной частью ресурса являются базовые вопросы и задачи по разделам физики, к которым относятся предлагаемые модели. Вопросы и задачи могут представляться учащемуся в виде тестовых заданий как отдельно, так и одновременно с проведением компьютерного эксперимента.

Тестовые задания.

КОМПОНЕНТЫ ППС

Третьей функциональной частью ресурса являются базовые вопросы и задачи по разделам физики, к которым относятся предлагаемые модели.

Вопросы и задачи могут представляться учащемуся в виде тестовых заданий как отдельно, так и одновременно с проведением компьютерного эксперимента.

Дополнительные материалы. КОМПОНЕНТЫ ППС В качестве дополнительных материалов для учителей предоставлены примеры поурочного и календарного планирования, учитывающего специфику построения учебного процесса с учетом использования компьютерных лабораторий, а также методические рекомендации по планированию и проведению уроков с использованием интерактивных моделей, разработке и применению рабочих листов учащегося.

Дополнительные материалы.

КОМПОНЕНТЫ ППС

В качестве дополнительных материалов для учителей предоставлены примеры поурочного и календарного планирования, учитывающего специфику построения учебного процесса с учетом использования компьютерных лабораторий, а также методические рекомендации по планированию и проведению уроков с использованием интерактивных моделей, разработке и применению рабочих листов учащегося.

Виртуальные лабораторные работы Лабораторный практикум является важной составной частью обучения физике. Цели лабораторного практикума — углубить знание теоретического материала, познакомить с методиками измерения различных величин, изучить работу различных приборов, научить технологиям сбора и обработки экспериментальных данных, развить конкретные навыки лабораторной работы

Виртуальные лабораторные работы

Лабораторный практикум является важной составной частью обучения физике.

Цели лабораторного практикума — углубить знание теоретического материала, познакомить с методиками измерения различных величин, изучить работу различных приборов, научить технологиям сбора и обработки экспериментальных данных, развить конкретные навыки лабораторной работы

Тестирование Тестирование является важным элементом не только контроля знаний, но и обучения. Может проходить в форме, близкой к традиционной: сначала на слайдах появляются вопросы и варианты ответов, затем появляются правильные ответы.

Тестирование

Тестирование является важным элементом не только контроля знаний, но и обучения. Может проходить в форме, близкой к традиционной: сначала на слайдах появляются вопросы и варианты ответов, затем появляются правильные ответы.

Тест по теме «Волновая оптика»  1. Как инфракрасное излучение воздействует на живой организм? А) вызывает фотоэффект; Б) охлаждает облучаемую поверхность; В) нагревает облучаемую поверхность; Г) способствует загару. 2. Просветление объективов оптических систем основано на явлении А) интерференции света; Б) дисперсия света; В) поляризация света; Г) дифракция света. 3. Доказательством поперечности световой волны служит А) дифракция; Б) интерференция; В) дисперсия; Г) поляризация. 4. Разложение белого света в спектр при прохождении через призму обусловлено А) интерференцией света; Б) отражением света; В) дисперсией света Г) дифракцией света 5. Каким явлением можно объяснить красный цвет предметов? А) излучением предметом красного света; Б) отражением предметом красного света; В) поглощение предметом красного света; Г) пропусканием предметом красного света.

Тест по теме «Волновая оптика»

1. Как инфракрасное излучение воздействует на живой организм?

А) вызывает фотоэффект;

Б) охлаждает облучаемую поверхность;

В) нагревает облучаемую поверхность;

Г) способствует загару.

2. Просветление объективов оптических систем основано на явлении

А) интерференции света;

Б) дисперсия света;

В) поляризация света;

Г) дифракция света.

3. Доказательством поперечности световой волны служит

А) дифракция;

Б) интерференция;

В) дисперсия;

Г) поляризация.

4. Разложение белого света в спектр при прохождении через призму обусловлено

А) интерференцией света;

Б) отражением света;

В) дисперсией света

Г) дифракцией света

5. Каким явлением можно объяснить красный цвет предметов?

А) излучением предметом красного света;

Б) отражением предметом красного света;

В) поглощение предметом красного света;

Г) пропусканием предметом красного света.

Ответы:  1.В 2. А 3. Г 4. В 5. Б

Ответы:

1.В

2. А

3. Г

4. В

5. Б

Наибольшая эффективность использования компьютера на уроке достигается в следующих случаях: • использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте; • более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения; • использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;

Наибольшая эффективность использования компьютера на уроке достигается в следующих случаях:

использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте;

более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения;

использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;

• автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся; • решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения; • тестирование и коррекция результатов учебной деятельности; • использование программных сред, виртуальных лабораторий для организации творческой, учебно-поисковой деятельности учащихся.

автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся;

решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения;

тестирование и коррекция результатов учебной деятельности;

использование программных сред, виртуальных лабораторий для организации творческой, учебно-поисковой деятельности учащихся.

Использование ЭОР в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям: • сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким, результативным; • с высокой степенью эффективности достигать следующие цели:  развитие познавательной активности; - повышение интереса к изучаемому предмету; - развитие аналитического мышления; - формирование навыков работы с компьютером; - формирование навыков коллективной работы; - формирование навыков самостоятельного  исследования.

Использование ЭОР в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям:

сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким, результативным;

с высокой степенью эффективности достигать следующие цели:

  • развитие познавательной активности;

- повышение интереса к изучаемому предмету;

- развитие аналитического мышления;

- формирование навыков работы с компьютером;

- формирование навыков коллективной работы;

- формирование навыков самостоятельного

исследования.

Интернет - ресурсы • http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/primenenie-ikt-na-urokakh-fiziki  «Применение ИКТ на уроках физики». Парусова И.О.  • http://vio.uchim.info/Vio_108/cd_site/articles/art_4_4.htm «Применение ИКТ на уроках физики» Кормильцева Л.А. • http://www.schoolexpert.ru/public?id=174 «Использование интерактивных средств обучения на уроках физики» Кузуб Л.В. • https://sites.google.com/site/fizclass3/bank-ucitela/fizika-segodna «Современные уроки физики: какими им быть сегодня» Румянцева Л.М. • http://window.edu.ru/resource/820/65820 «Применение современных информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения на уроках физики в средней школе» Пачин И.М., • http://www.websib.ru/ites/2002/02b-03.htm «Использование информационных технологий на уроках естественного цикла» Пальчикова Н.В.

Интернет - ресурсы

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/primenenie-ikt-na-urokakh-fiziki

«Применение ИКТ на уроках физики». Парусова И.О.

http://vio.uchim.info/Vio_108/cd_site/articles/art_4_4.htm

«Применение ИКТ на уроках физики» Кормильцева Л.А.

http://www.schoolexpert.ru/public?id=174

«Использование интерактивных средств обучения на уроках физики»

Кузуб Л.В.

https://sites.google.com/site/fizclass3/bank-ucitela/fizika-segodna

«Современные уроки физики: какими им быть сегодня»

Румянцева Л.М.

http://window.edu.ru/resource/820/65820

«Применение современных информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения на уроках физики в средней школе»

Пачин И.М.,

http://www.websib.ru/ites/2002/02b-03.htm

«Использование информационных технологий на уроках естественного цикла» Пальчикова Н.В.