СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий на уроках родного языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе указаны какие игровые технологии применяю на уроке родного языка для того. чтобы заинтересовать предметом и  лучше развивать родную речь.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках родного языка и литературы.»

В недрение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в условиях общеобразовательной школы.

Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей [3].

Но по данным официальной статистики [32], в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросло количество новых заболеваний эндокринной системы, органов пищеварения, расстройств питания, обмена веществ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН выделяет среди особенностей негативных изменений здоровья детей за последние годы:

- значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10-12%);

- стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (за последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней - в 2 раза, половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни);

- изменение структуры хронической патологии (вдвое увеличилась доля диагностируемых болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата: сколиоз, остеохондроз, осложнённые формы плоскостопия; втрое – болезни почек и мочевыводящих путей);


- увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3 – 4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний). оценка современного состояния и тенденций изменения здоровья детей и подростков свидетельствует о серьёзном неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических (воспроизводство) и социальных функций. И в этом случае речь идёт уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем России.

    1. Эту проблему ещё в 1991году увидел, осознал и пытался решить Владимир Филиппович Базарный, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования, доктор медицинских наук. Девиз его программы: «Спасём детей – спасём Россию!». Что такое здоровье?

В.Ф.Базарный считает, что здоровье – категория педагогическая. Оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека [7]. Но что же понимается под словом здоровье?

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [16]. Несмотря на популярность этого понятия, которое даёт представление теоретической модели основных компонентов здоровья, в настоящее время существует множество других определений, направленных на количественную характеристику здоровья и его оценку, отражающую способность индивида, личности, к выполнению определённых функций.



Ч то такое здоровье?

В.Ф.Базарный считает, что здоровье – категория педагогическая.

Оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека


Но что же понимается под словом здоровье?

Раньше здоровье определялось как отсутствие болезни, то на современном этапе понятие о здоровье трансформировалось в широкое представление о человеке как о существе более социальном, нежели биологическом [36]. Оно обогатилось таким понятием, как «благополучие». В современном мире совершенно недостаточно не иметь заболевания, надо быть ещё и благополучным в разных отношениях. Трактовка понятия «благополучия» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические, духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается его карьера, семейная жизнь. Каждая в отдельности и все вместе они оказывают самое существенное влияние на здоровье, качество и полноценность жизни человека. Приходит понимание того, что здоровье – это неотъемлемое условие в любой области жизнедеятельности человека – материальной и духовной.При всей важности и многогранности понятия здоровье на современном этапе школьного образования происходит не сохранение его и развитие, а расстраивание и утрата.

Влияние «школьных» факторов на здоровье ребёнка.

Эксперты ВОЗ [25] определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные (рис.1.1.):

«Школьные факторы» делятся на:

- педагогические (организация учебного процесса, учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, качество дидактических материалов, педагогические методики, организация физического воспитания);

- социопсихологические (мотивация учащихся, взаимоотношения ученик-учитель, взаимоотношения ученик-класс, взаимоотношения учитель - родители);

- физиолого-гигиенические (режим дня, качество оборудования, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия).

Роль так называемых «школьных» факторов риска демонстрируется данными, приводимыми рядом исследователей.

Влияние школы и условий обучения, а также учебные перегрузки значимы, так как они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

Ц ель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения [23] – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Основателем нового направления в науке – здоровьесберегающей педагогики и является В.Ф.Базарный.

.Сущность здоровьесберегающей концепции Владимира Филипповича Базарного.

Более 25 лет посвятил решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном процессе. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения в семьях, детских садах и школах сориентирована против природы ребёнка. Вместе с учениками создал целостную систему здравоохранительных педагогических технологий «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», которые не просто укрепляют здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников. Эти технологии просты, доступны, дёшевы и не требуют больших финансовых затрат. Они применяются в ряде регионов России и ближнего зарубежья.



П ростая методика активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных систем детского организма.

Режим динамических поз

Режим динамических поз осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10-12 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния. Дети меняют позу, безусловно, в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразным, оказалось поднимать детей тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.


 Предложенный режим существенно повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности. Кроме того, такой режим является благоприятным вводным тренингом перед переводом детей на специальную мебель – конторки.

1.4.2. Организация учебного процесса в режиме моторной свободы динамических поз с помощью конторок.

[8]Конторка – приставка к столам с регулируемой по высоте рабочей поверхностью (приложение 1,рис.1). Отличительной особенностью такой конторки является то, что рабочей поверхности придан оптимальный для зрительного восприятия угол наклона (как это ранее было на партах). Специальные исследования показали, что средне-оптимальным углом наклона рабочей поверхности конторки является угол в 14-18 градусов.

Режим продолжительности стояния-сидения дети отрабатывают сами. Задача педагога – изначально предоставить детям свободу такого выбора, что является главным моментом режима динамических поз.

1) Высота конторки должна быть подобрана безукоризненно в соответствии с ростом каждого школьника. 

2 ) Конторка размещается на той половине стола, которая максимально удалена от окна.

3) Столы расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное поле – поле для постоянного удовлетворения естественной потребности ребёнка в движениях – зона организации малых форм непроизвольной двигательной активности.

4) Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и дети находятся в носочках из естественной ткани (идеальный вариант – вообще босиком).

5) Под ноги рекомендуется поместить коврик из естественных тканей (соломы, хлопка). Стояние на резиновых ковриках, линолеуме категорически недопустимо.

Активизация мышечного тонуса и моторно-координаторных систем с помощью сенсорных тренажей.

В ходе эксперимента В.Ф.Базарный и его группа [6] установили, что самыми эффективными упражнениями для поддержания активности детей на уроках оказались те, которые активизируют базовое телесно-координаторное чувство на фоне зрительно-поискового мотивационного «водительства».

Их отличительные особенности:

- все упражнения выполняются в позе свободного стояния;

- каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;

- в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем;

- продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты.



У становлено, что наибольший эффект по поддержанию активности детей на уроках от этих упражнений тогда, когда выполняются они в середине каждого урока (при двукратном проведении – через каждые 15 минут.).

В четырёх верхних углах учебной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Ими могут быть эмоциональные сцены-иллюстрации из народных сказок, былин; сюжеты-пейзажи из природы, из жизни животных; сюжеты-иллюстрации на известные поэмы, сказания; сюжеты из космической тематики, дорожные знаки; сюжеты из военно-патриотической тематики и т.д.Средние размеры картин в пределах от 0,5 до одного стандартного листа (А-4). Непременным требованием к изображению является то, чтобы детали были чётко различимы с наиболее удалённой парты.Все вместе картины составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс.Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже одного раза в две недели. Обязательным моментом здесь является то, что под каждой картинкой помещаются в соответствующей последовательности номера.

В зависимости от характера урока, один – два раза все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния. Под команды учителя 1-2-3-4…1-2-3-4 и т.д. дети начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно-сочетанные движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0,5 секунды. Постепенно время фиксации сокращается. Необходимо стремиться к тому, чтобы через 2 – 3 недели дети могли за одну секунду сделать полный оборот, при этом не просто механически «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре сюжета. Данный момент является принципиальным. Режим (порядок) счёта через 30 секунд меняется на противоположный: 4-3-2-1…4-3-2-1.


В заключительной части тренажа режим счёта задаётся в случайном порядке, например, 1-3-4-2, 2-1-3-4 и т.д. Базарный обращает внимание, что данный режим используется в тех случаях, если смена последовательности фиксации изображений не вносит семантического хаоса в логику физической правды, представленной на картинах. Поэтому этот режим используется тогда, когда на картинах представлены пейзажи, сцены из жизни животных, дорожные знаки.


Таким образом, данная методика представляет важные эмоционально-мотивационные факторы, повышающие не только физическую, но и психическую активность детей на уроках. Вносит сенсорное разнообразие в традиционную сенсорно-обеднённую учебно-познавательную среду.

Количество тренажей зависит от характера урока. При зрительно-напряженном (умственно-напряженном) уроке, и особенно при занятиях за компьютером, их целесообразно выполнять не реже 2-3-х раз за 45 минут. Положительным моментом данной методики является то, что описанный механизм можно подвести под чисто дидактические приёмы, повышающие эффективность учебно-познавательного процесса.

Так же В.Ф.Базарный разработал автоматизированную систему сенсорно-координаторного тренажа. Она отличается более активным побуждением зрительно-двигательной поисковой активности в пространстве, в том числе выполнение более интенсивных ритмичных движений глазами, головой и туловищем. Последнее достигнуто за счёт монтажа в каждом классе специальной технической системы, позволяющей создать поочередное вспыхивание комплекса сигнальных ламп (эффект «бегущего огонька»), при прослеживании которых дети вступают в увлекательную моторно-поисковую игру, сопровождающуюся интенсивными движениями корпусом, головой и глазами.

Настоящий вариант системы предполагает монтаж в 4-х углах потолка 4-х сигнальных ламп. Эффект «бегущего огонька» создаётся за счёт общего на школу (или отдельно на несколько классов) пульта управления, к которому с помощью электрической разводки подключается система каждого класса. Лампочки прикрываются плафонами закрытого типа и настенного крепления, которые окрашиваются в яркие цвета, например, красный, желтый, зелёный ( цвета светофора ). Это самый простой вариант.

В середине каждого урока включается пульт управления. В это время во всех классах школы зажигается одна из сигнальных лампочек. Все дети встают. Через 10-15 секунд гаснет первая, и быстро поочерёдно зажигаются вторая, третья, четвёртая лампочки. Педагог обращает внимание, чтобы дети внимательно следили за «бегущим огоньком», выполняли при этом интенсивные ритмичные движения головой, глазами и туловищем.

Направление высвечивания сигнальных лампочек меняется автоматически (30-40 по ходу движения часовой стрелки и 30-40 против). Средняя скорость движения – 1 полный цикл в секунду. Продолжительность упражнений – 1,5-2 минуты. Отключение – автоматическое.Эффективность разработанной методики проверена 3-летним экспериментом, получены хорошие результаты 

Методика активизации гармонических колебаний в сенсо-моторной сфере с помощью идеальной схемы универсальных символов.

В.Ф.Базарный отмечает, что особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств. В первую очередь, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обеднённость школьной среды, продолжительные зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения.

С целью «смягчения» неблагоприятных последствий воздействия на организм этих факторов, Базарным предложена методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов –«СУС.

О птимальным местом для нанесения схемы-тренажёра является потолок. На потолке выбирается поле, на которое можно нанести схему максимально возможных размеров. Желательно, чтобы траектории её проходили с наружных сторон светильников. Для этого вначале выбирается поперечный размер овала. Продольный размер его рассчитывается путём умножения поперечного размера на 1,41. Для удобства можно использовать следующий приём.

Макет-схему первоначально изображают на полу с помощью мела. Затем в руки берут длинную указку с какой-либо краской на конце, и, обходя по траекториям схемы, на потолок наносят соответствующие метки. Затем с помощью лестницы на потолке окончательно обрисовывается схема-тренажёр. При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям:

изображается ярко-голубым цветом;

коричнево-золотистым;

наружный овал – красным;

внутренний овал – зелёным.

Методика занятий.

Режим №1. Режим непроизвольного зрительно-моторного «скольжения» по траекториям «СУС».

Учитывая, что схема «СУС» выполнена яркими цветными линиями, которые привлекают «на себя» наибольшее внимание из объектов учебной комнаты, становятся за счёт этого зрительно-ориентирующими доминантами в непроизвольной зрительно-моторной поисковой экспрессии.

В этих условиях орган зрения, находясь в свободе непроизвольного поиска, каждый раз при взгляде вверх, вступает в моторное взаимодействие с гармонической пластикой линий, непроизвольно «скользит» по ориентирующим траекториям, настраивая свою моторику на гармоничный строй.

П ри этом широкий размах, пластика и чёткий ритм схемы как бы переводит зрительную моторику из «зажатого», реактивно-напряжённого высокочастотного ритма в успокаивающую пластику низких частот. Как показал опыт, дети периодически непроизвольно включаются в такой самотренаж.

Режим №2. Дети периодически становятся в центре под схемой-тренажёром и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем.

Кратность примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по «овалам», по «восьмерке» и по «кресту»).

Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а так же от характера зрительной работы. Например, в процессе выполнения тонко-координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15-20 минут.

Режим №3. Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), в начале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «оббегать». Такие упражнения рекомендуется выполнять примерно через каждые 1-1,5 часа.

Режим №4. Занятие проводится на специально изданном плакате для офтальмотренажей. Занятие заключается в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Специально проведённым исследованием установлено, что систематические занятия по схеме «СУС» способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии. Замечено так же, что систематические занятия со схемой «СУС» улучшают общее чувство гармонии и ритма.


Э кспресс диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся.

Современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями – болезнями, а не здоровьем . Отклонения в состоянии здоровья диагностируются , главным образом, при обязательных медицинских осмотрах в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу и в период обучения. В материалах ВОЗ подчёркивается, что первоочередная задача медицинских осмотров – достижение максимальной их эффективности за счёт улучшения первичного выявления заболеваний с параллельным уменьшением объёма обследований здоровых. Между тем при традиционной структуре организации осмотров выявляемость отклонений в состоянии здоровья дошкольников и школьников недостаточно.

В.Ф.Базарный считает ,что, несмотря на регулярно издаваемые Минздравом СССР (затем РФ) различные приказы и методические рекомендации, практика показала: по-настоящему систему диспансеризации и отслеживания каждого индивидуального «маршрута» здоровья и развития ребёнка организовать так и не удалось.

Служба здравоохранения, занятая повседневно больными детьми, не могла, да и не имела фактической возможности оценить, что за диагнозом «N» скрываются значительные количественные колебания уровней физического и функционального состояния, а так же развития (регресса) параметров их физической и психической конституции.

Изучая эффективность подходов к оценке динамики развития и здоровья детей Базарный В.Ф. пришёл к выводам:

- осмотр не должен сводиться к постановке качественного диагноза: здоров-болен. Осмотр должен сопровождаться количественными замерами, характеризующими тот, либо иной уровень жизненных сил функционального состояния и физического развития, в т.ч. здоровья детей;


- осмотрам и количественным замерам должны подвергаться те избранные параметры организма, которые позволят оценивать не сиюминутные состояния, а долгосрочные маршруты функционального и физического развития ребёнка;

- осмотрам и количественным замерам должны подвергаться те избранные системы организма, которые наиболее полно и глубоко отражают процессы на уровне организма, как целостного неделимого явления;

- осмотрам и количественным замерам должны подвергаться те системы организма, на которые в данное время в наибольшей степени сориентировано неблагополучие внешней (в данном случае) школьной среды.

С работой по всеобщей диспансеризации детей успешно могут справиться средние медицинские работники.Контролю за динамикой, по мнению В.Ф.Базарного, должны подвергнуться, в первую очередь, следующие системы и функции организма: зрительная, состояние осанки, нервно-психическая сфера, сердечно-сосудистая система.

Пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель духовного здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Русский народ пел всегда: это было естественным содержанием его природы, его внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русской жизни – соборности, о которой так много сказано русскими философами. Сегодня же мы утратили это своё извечное качество, и это одна из причин вырождения русской нации. Поэтому именно хоровое пение в школах и детских садах, основанное на народных традициях и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, способно преодолеть тот хаос, который сегодня захватывает души детей с самого раннего возраста и блокирует развёртывание и реализацию их генетических человеческих программ. Поэтому детское хоровое пение – это природосообразная (сообразная природе народа) педагогическая технология формирования в детях гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является основой строительства в человеке его человеческой сути – его нравственного сознания, его Личности.Пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, а значит, представляет собой природосообразную оздоровительную технологию – необходимое условие физического и психического здоровья человека.

У детей, занимающихся в школах «Базарного», значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети практически не болеют и не пропускают занятий даже тогда, когда вокруг свирепствует эпидемия. И если в «нормальных» школах 95% учеников за годы обучения теряют здоровье, то 95% детей в школах, работающих по системе Базарного, сохраняют, укрепляют и улучшают здоровье. Кроме того, эти дети отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждения. У них укрепляются и развиваются внимание, память и воля, растёт объём усваиваемого на уроках учебного материала, в ысоко - развито творческое воображение. Для этих детей не существует проблемы перегрузки и переутомления. У них меняется отношение к жизни: они более уверены в себе, спокойны, уравновешены, собраны и не поддаются психозомбированию.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!