Использование игровых технологий в 5-6 классах
Так как я второй год работаю в средних классахклассах, для меня важно, чтобы ученики не только хорошо усвоили материал на уроке, но также у них появилась мотивация для дальнейшего изучения иностранного языка.
Младшие школьники с удовольствием учат скороговорки, придумывают различные ситуации с использованием диалогической и монологической речи, играют в такие игры, как «Внимателен ли ты?», «Игра в мяч», «Найди предмет», «Угадай название», «Рассказ по рисунку», «Кто больше?», «Картинка» и т. д.
Учащиеся 5–6 классов предпочитают игры-соревнования. На уроках повышается интерес к новому материалу, появляется стимул для выполнения домашних заданий, потому что только глубокие знания дают учащимся возможность проявить себя, победить соперника. Дух соперничества, желание самоутвердиться — прекрасные мотивы для изучения языков.
Старшеклассники с удовольствием участвуют в дискуссиях на предложенные темы, высказывают свои мнения по просмотренным кинофильмам и спектаклям, составляют и решают кроссворды. В этом возрасте у учащихся возникает потребность к общению, к тесному контакту друг с другом, и игровые моменты разрушают барьеры между ними, создают условия равенства в речевом партнерстве.
Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Таким образом, учебная игра — это такой вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой форме решаются учебные задачи. Игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде и т. д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Игры — это активный способ достичь многих образовательных целей.
Можно использовать игры, чтобы закрепить пройденный материал.
Игра — превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке (или поблагодарить их за сотрудничество).
После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра — это идеальная возможность расслабиться.
Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму.
Быстрая спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.
Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, не давая им глубоко закрепиться в памяти.
Игры делают процесс обучения веселым, а это усиливает мотивацию к обучению.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимании, восприятия информации.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как вежливость, внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимовыручки.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращении урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке.
5) Релаксационная функция — это снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств учащихся.
В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры. Они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала на этапе его активизации в речи учащихся.
Фонетические игры
Цели:
тренировка учащихся в произношении английских звуков;
формирование навыков фонетического слуха.
Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.
Какой звук я задумал? (игра-загадка)
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым, получает право загадать свою загадку. Например: fat, map, cat, dad.
Назови слово (игра с предметом)
Учитель бросает мяч ученикам по очереди; ученики называют слово с загаданным звуком.
Правда-ложь (игра на внимательность)
Учитель называет звуки, показывая на буквы и буквосочетания, а ученики должны обнаружить и исправить ошибку, если она имеется.
Если слышишь — сядь (Sit for sounds)
Игра начинается стоя. Учитель просит играющих сесть, если они услышат слова, начинающиеся на определенный звук. Например:
‘I am going to say four words. Sit down when you hear one that begins with the sound [t] Ready? DISH, VERY, THAT, TIDY…
Лексические игры
Цели:
тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
развивать речевую реакцию учащихся.
При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, картинках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово».
Secrete Letters
Учащимся предложены слова, называющие животных. В них пропущены буквы. Учащиеся должны их вставить.
Memory Game
Соотнеси слова и напиши пары слов:
Attractive air …..
Caring sweater ……
Clean girl ……
Turned-up horse ……
Woolen nose …..
Strong mother …..
Lottery
Представители команд по очереди достают из коробки карточки с написанными на них словами и распределяют их по категориям. Например: “Clothes” — “Shoes” или “Healthy food” — “Unhealthy food”.
Грамматические игры
Цели:
научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
создать естественную ситуацию для употребления данных речевых образцов;
развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Игры:
Nonsense
Учитель высказывает утверждение, которое не соответствует действительности, например: “We wear school uniform when we go to the theatre”. Ученики поправляют фразы: “We do not wear uniform when we go to the theatre”.
Twenty Questions
Учитель задумывает предмет или человека (например, одноклассника). Остальные ученики, задавая общие вопросы, должны отгадать его:
Is he (she) taller than me? — Yes, he is.
Does he (she) study better than me? — No, he doesn`t.
Is his (her) hair longer than mine?..
Hide-and-seek in a picture
Учитель вывешивает картинку, на которой нарисованы предметы мебели. Учащиеся мысленно должны спрятаться на картинке. Выбирается водящий. Учащиеся начинают его искать: Are you behind the wardrobe? — No, I am not. Тот, кто угадал, получает право прятаться.