СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ с учащимися с нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ с учащимися с нарушением интеллекта»

Использование ИКТ с учащимися с нарушением интеллекта


«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне

действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)

 

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.

  Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.

Использование ИКТ в моей работе открывает возможности: 

представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;

создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;

активизировать познавательную деятельность воспитанников;

оптимально использовать время на занятии;

видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала к внеклассным мероприятиям считаю создание мультимедийных презентаций. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.

Использование  мультимедийных презентаций в моей педагогической деятельности способствует:

·        повышению эффективности усвоения материала детьми;

·        повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

·        активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;

·        формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;

·        созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

·        подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Презентации powerpoint использую на различных этапах совместной организованной деятельности:

В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

Как сопровождение  моего объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);

Как информационно-обучающее пособие;

Для контроля усвоения материала детьми.

Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. При создании презентации сначала выстраиваю в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбиваю его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.

Особое внимание на занятии с применением компьютерной техники уделяться здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических  требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может провести с помощью презентации. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность воспитания, повысился интерес к моим занятиям. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании. При этом у меня появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного занятия.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ  в нашей школе - интернат, значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио воспитанников. Каждый год мои воспитанники принимают участие в ряде районных , областных и международных интернет - конкурсах с применением ИКТ .  

Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество

Роль ИКТ в воспитательном процессе

Использованием ИКТ в воспитательном процессе это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию. 
Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более действенных подходов к воспитанию и является наиболее эффективным средством воспитания. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному. 

Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного, назидательного способа воспитания к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом воспитательной деятельности. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей. 

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Цели ИКТ в воспитательном процессе

Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Одними из основных задач для выполнения поставленной цели являются развитие познавательных интересов учащихся посредством внедрения инновационных технологий и гуманизация воспитательного процесса. Эти задачи направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Использование ИКТ в воспитательной работе даёт возможность

- Увеличить производительность труда учителя и учащихся; 
- Автоматизировать информационные процессы;
- Для качественных изменений в структуре воспитательных систем;
- Для формирования информационного общества.

А ещё информационные технологии предоставляют возможность: 

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность и доступность.
В век развитых технологий, активности воздействия природных факторов, противоречивости социально - экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. 

Информационные технологии предоставляют возможность: 
• рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса; 
• сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; 
• построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
• вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями; 
• использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; 
• интенсифицировать все уровни воспитательного процесса. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.