«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
He, who doesn't know a foreign language,
doesn't know his own language".
W. A. Goethe
Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально–экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом – к английскому. Теперь знание двух и более языков – это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека.
Обучение иностранному языку преследует две основные цели:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка:
а) дальнейшему самообразованию с помощью иностранного языка в других областях знаний;
б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языке;
в) личностному самоопределению студентов в отношении их будущей профессии.
При отборе современных методов обучения необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:
создавать атмосферу, в которой студент чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого;
затрагивать личность студента в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства, стимулировать его творческие способности;
активизировать студента, делать его главным действующим лицом в учебном процессе;
создавать ситуации, в которых преподаватель не является главной фигурой;
учить студентов работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, т.е. обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
предусматривать различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную, стимулирующие активность, самостоятельность, творчество студентов.
В современных условиях одним из важных направлений в системе образования становится разработка и внедрение новых педагогических технологий, соответствующих требованиям времени.
Педагогическая технология – это интегративный процесс, включающий способы организации деятельности учащихся для анализа проблем и управления их решением, охватывающих все аспекты усвоения знаний.
Признаки педагогической технологии:
1. Чёткая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
2. Структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
3.Комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных средств обучения и контроля;
4. Усиление диагностических функций обучения и воспитания;
5.Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
Автономность, сотрудничество и креативность — несомненные преимущества использования инновационных технологий. Использование новейших информационных технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность студентов, позволяет применить личностно-ориентированную интерактивную образовательную технологию, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, дает возможность избежать субъективной оценки и повышает эффективность обучения и качество образования.
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
- обучение в сотрудничестве,
- проблемное обучение;
- метод проектов;
- игровые технологии;
- технологии уровневой дифференциации;
- групповые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- технология модульного обучения;
- технология портфолио.
Использованием информационных технологий, Интернет - ресурсов позволяют реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей студентов, их уровня обученности, интересов и т.д.
Применение мультимедийных технологий хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, а также с проблемным и дифференцированным обучением. При работе с компьютерными технологиями меняется роль педагога, основная задача которого — поддерживать и направлять развитие личности студентов, их творческий поиск. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.
В процессе обучения иностранному языку применяются различные цифровые образовательные ресурсы: презентации в PowerPoint, On-line тесты, обучающие программы, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы, которые мотивируют и нацеливают студентов на успешные результаты. Преимущества применения информационных технологий по сравнению с традиционными методами выражаются в сочетании аудио - и видеонаглядности, возможности использования интерактивной доски, обеспечении эффективности восприятия и запоминания учебного материала, экономии учебного времени.
Одна из самых актуальных современных технологий — метод проектов. Данный метод, сочетая в себе элементы проблемного обучения и обучения в сотрудничестве, позволяет достигнуть наивысшего уровня овладения любым предметом, в частности иностранным языком. Метод проектов формирует у студентов коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относится к мнению партнеров по общению, развивает умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке. С успехом используются игровые технологии (деловые игры и ролевые игры), без которых не мыслится овладение умениями и навыками иноязычного общения и поведения.
Использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик отводит студенту главную роль на пути к усвоению знаний, при которой педагог является активным помощником, организует, направляет и стимулирует учебную деятельность. В своей деятельности педагог должен решать не только учебные задачи, но и создавать условия студентам для самостоятельного творческого поиска, побуждения их к исследовательской деятельности, формирования навыков ориентирования в огромном информационном пространстве и самостоятельного принятия решений. Постоянно развивающаяся система информационного обеспечения в сочетании с техническим сопровождением обеспечивает качество образовательного процесса.
Список использованной литературы:
1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2009. — № 5. — С. 38 —41.
2. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. – М.: Просвещение, 2005. – 155 с.
3. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004.
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2004. — 280 с.
6. Сиденко, А. С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко // Завуч. – 2003. – № 6. – С. 15 – 23.
7. Чечель, И. В. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. В. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 7 – 12.