СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий как средство формирования компетенций у студентов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов работы преподавателей специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов, мы пришли к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования.

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий как средство формирования компетенций у студентов»

Использование инновационных технологий как средство формирования компетенций у студентов


Погорелова Н.С., Мурадова А.П.

преподаватели высшей квалификационной категории ГБ ПОУ «ВПТ»

Юрова О.Н. преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»


Изменяющийся мир предъявляет новые требования к обществу, формируя новые ценности, приоритеты. Создаётся информационная среда, в которой возникают новые способы коммуникации, основанные на передовых информационно-коммуникационных технологиях. Задачей государства становится воспитание человека, способного функционировать в обновлённом обществе. Человек должен научиться получать такие знания, которые позволяют ему не оставаться за бортом жизни, а достигать поставленных целей, жить в мире, сохраняя опыт предыдущих поколений.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения был разработан именно для того, чтобы подготовить молодого члена общества к вступлению в информационную среду, научить его ориентироваться в ней, самостоятельно выбирая цели и пути их достижения.

Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей студентов. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки студентов, более эффективного использования учебного времени.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

  • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

  • формирование у студентов креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста студентов. [6]

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов работы преподавателей специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов, мы пришли к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении преподаватель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед преподавателем является пробуждение студентов к познанию. При этом на первый план выходит личность преподавателя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными преподаватель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества.

Используя инновационные педагогические технологии, мы пытаемся содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Для практического воплощения этой идеи, мы используем следующие основные инновационные технологии:

– проблемное обучение;

– технологию развития «критического мышления»;

– информационно-коммуникационные технологии;

– проектные и исследовательские методы в обучении;

– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).

Хотелось бы более подробно остановиться на информационно-коммуникационной технологии. Информационные технологии стали активно внедряться в практику образовательных учреждений с 2001 г. Преимущества ИКТ:

– оперативность в обновлении информации;

– свободный доступ к любому источнику информации;

– яркий красочный мир мультимедиа;

– наглядность и творческий стиль работы.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только студента, но и преподавателя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Одним из основных требований к реализации новых образовательных стандартов стало требование технического оснащения образовательных учреждений (ноутбук, мультимедийный проектор и интерактивная доска), открытие доступа к информационным базам, справочникам, мультимедийным материалам – средствам информационно-коммуникационных технологий.

Что же такое технология? В переводе с греческого «техно» - искусство, мастерство, «логос» - наука, дословно – наука о мастерстве. Мы педагоги, и нас интересуют педагогические технологии – это научно обоснованная совокупность совместных действий учителя с учащимися, точное проектирование и реализация, которые в образовательном процессе гарантированно приводят к результату.

Использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и внеурочной деятельность студентов.

Наши студенты участвуют в дистанционных олимпиадах, создают учебные проекты, используют элементы дистанционного обучения.

Преподавателями используются ИКТ при изучении таких дисциплин и профессиональных модулях как: почвоведение, гидрология, метеорология, общая экология, аналитическая химия, ПМ.01 Проведение мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий и ПМ.02 Производственный экологический контроль в организациях, ПМ.03 Эксплуатация очистных установок, очистных сооружений и полигонов.

При изучении ПМ.04 Информационное обеспечение природоохранной деятельности используются ИКТ технологии, а на производственной практике по данному модулю используются программные продукты, которые позволяют получить навыки профессиональной деятельности и решать сложные профессиональные задачи.

Таким образом, можно выделить следующие педагогические цели использования средств новых информационных технологий:

- развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

- развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

- эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

- развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером);

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

Использование средств новых информационных технологий в качестве средства обучения, совершенствует процесс преподавания, повышает его эффективность и качество. При этом обеспечивается:

- реализация возможностей программно-методического обеспечения современных компьютеров в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки и контроля за результатами обучения;

- использование объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности;

- реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения студентов интеллектуальных систем.

- использование информационных технологий в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания;

- использование информационных технологий в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики);

- использование информационных технологий в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;

- использование информационных технологий в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием. [4]

Итак, те технологии и методы, которыми мы пользуемся в своей работе, помогают нам обучать, воспитывать и развивать студентов в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Студенты учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в политических, нравственных, правовых проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, нам удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности студентов с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов системы образования: преподаватель и студентов – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию студентов к учебной деятельности. 

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности студентов,   путем внедрения в учебный процесс различных  видов деятельности судентов.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Представление информации в образовательном процессе обеспечивается следующими технологиями– электронные учебники, фильмы-слайды, электронные программно-методические комплексы, электронные справочники, презентации. Наглядность информации достигается за счет использования мультимедийных технологий. Наибольшей отдачи от использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе можно добиться только при системном подходе. Такой подход предполагает использование образовательного веб-ресурса в рамках учебного процесса.

Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии помогает облегчить нелёгкий труд преподавателя, сэкономить время, вывести процесс преподавания на новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям, а также сделать студенческую жизнь студентов разнообразной, а обучение – более привлекательным и продуктивным.


Список используемых источников

1. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www.pedsovet.org.

2. Ларина Г.А. Роль ИКТ в деятельности современного учителя. [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru



3. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. – Учеб. Пособие для учеников высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: издательский центр “Академия”, 2001. – 256 с. 

4. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе/ С.П. Новиков//Педагогика. –2003. - №9. с. 25–28.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С. Полат. – М: Издательский центр “Академия”. – 1999. – с.224.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко, – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.