«Использование инновационных технологий обучения на практических занятиях по предмету: «Основы латинского языка с медицинской терминологией».
преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж» Корчагина А. Г.
В современных условиях модернизации образования изменяются цели и задачи, стоящие перед преподавателем. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей». Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных особенностей студентов. Современные образовательные технологии можно рассматривать, как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки на студентов, более эффективного использования учебного времени. Говоря об использовании инновационных методов обучении, стоит обратить внимание на развитие критического мышления студентов и организацию самостоятельной работы на практических занятиях по латинскому языку. Совокупность методов, приёмов и средств, которые не только повышают качество образования, но и помогают формированию профессиональных и общекультурных компетенций студентов-медиков. Критическое мышление как творческое, аналитическое мышление помогает студентам решать обучении такие задачи:
- определение приоритетов;
- принятие индивидуальной ответственности;
- повышение уровня работы с информацией.
Самостоятельная работа студентов неразрывно связана с развитием критического мышления. Организация самостоятельной работы студентов предполагает партнёрское участие преподавателя при планировании занятия и оценке результатов. Проблема в преподавании и изучении латинского языка обусловлены тем, что из языка науки, культуры, юриспруденции и теологии он превратился в сугубо профессиональный язык медицинских работников. Это сузило его возможности, как для развития, так и для преподавания, а также уменьшило интерес к изучению этого замечательного и богатого языка. Применение инновационных методов обучения на практических занятиях по предмету «Основы латинского языка с медицинской терминологией» позволит улучшить преподавание и восприятие его студентами-медиками. Хотя стоит отметить, что латинский язык является фундаментом таких современных языков, как португальский, испанский, итальянский, румынский, французский. И знания латыни облегчит студентам изучение этих языков.
Для повышения качества образования необходимым условием является применение активных инновационных технологий обучения, которые позволяют донести до студентов – необходимый объём знаний и умений. Инновационные методы не могут полностью заменить традиционные, но как показывает мой опыт, увеличивает интерес студентов к обучению, а также расширяет объём запоминаемой ими информации. Существует несколько групп инновационных методов обучения.
К ним можно отнести:
- проблемное обучение;
- технологию развития «критического мышления»;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектные методы в обучении;
- технология использования в обучении игровых методов.
Метод проблемного обучения.
Этот метод способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает студентов вдумываться в сущность явлений и искать взаимосвязь между ними. Проблемное обучение требует от студентов определённых интеллектуальных способностей, усилий мысли, заставляет бороться с трудностями. Основа проблемного обучения – система готовых знаний и умений, усвоенных в результате, как на практических занятиях по латинскому языку, так и самостоятельно. Для успешного использования проблемного обучения нужно чётко понимать требования к этому методу обучения:
- проблема должна быть понятно и чётко сформулирована;
- проблема должна иметь определённую сложность;
- проблема должна быть интересна студентам;
- для поиска решения проблемы должно быть достаточно учебного материала.
Метод технологии развития «критического мышления».
Целью развития «критического мышления» являются формирования культуры чтения и стимуляция самостоятельной творческой деятельности. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».
На этапе «Вызова» из памяти вызываются и актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемой теме. Ситуацию вызова создаёт педагог умело заданным вопросом.
На стадии «Осмысление» происходит ознакомление с новой информацией и её систематизация. Студенты получают возможность осмыслить полученную информацию, а также возможность формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации.
На этапе «Размышление» студенты закрепляют новые знания и включают их в новые понятия.
К методам «критического мышления» студентов можно отнести следующие приёмы: «Мозговой штурм», «Кластер» и другие.
Метод информационно-коммуникационные технологии.
Внедрение этого метода могут быть определены, как технологии, используемые для доступа, сбора, манипуляции, презентации или сообщения информации. Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) включает в себя, как технические средства, так и программные.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и возможностями установленного на нём программного обеспечения.
В настоящее время существует множество мнений о том, использовать ли компьютер в обучении латинскому языку или не использовать.
Мнение одних – компьютер может заменить преподавателя, другие считают, что компьютер не способен подать материал, так как делает это преподаватель. Моё мнение, что компьютер служит всего лишь, как вспомогательное средство обучения. Не следует забывать, что компьютер обладает многими преимуществами: в нём сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, а также компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения латинским языком или темой с участием преподавателя, что сократит время проверки результатов.
Таким образом, для преподавателя применение компьютера обеспечивает возможность постоянного совершенствования учебных материалов, а так же внедрение новых организационных форм обучения.
Проектные методы в обучении.
Основная цель метода проектов - предоставление студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем в ходе осуществления проекта. Преподавателю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Типология проектов – разнообразна. Проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Работа над проектом – это многоуровневый подход к изучению латинского языка, охватывающий чтение, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного, самостоятельного мышления студентов и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Проектное обучение актуально тем, что учит студентов сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь, формирует творческие способности и активизирует обучаемых.
Метод проектов формирует у студентов коммуникативные навыки, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий. Проектная форма работы на практических занятиях по латинскому языку является одной из актуальных технологий, позволяющих студентам применять накопленные знания по предмету. Студенты расширяют свой кругозор, границы владения медицинскими терминами, получая опыт от практического его использования на занятиях по анатомии, фармакологии и клиническим дисциплинам, учатся слышать, понимать друг друга при защите проектов.
На практических занятиях студенты работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с латинским языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на занятиях.
Задача преподавателя - сформулировать темы проектов, определить круг необходимых вопросов, направленных на реализацию целей и задач конкретного занятия. Из своей практики преподавания на практических занятиях по латинскому языку могу назвать примерные темы проектов, вызывающие интерес у студентов:
-«Латинский язык вокруг нас»;
-«Римский календарь»;
-«Клятва Гиппократа»;
-«Олимпийские игры»;
-«Пословицы и поговорки»;
-«Латинский и греческий языки в именах».
Работая над такими проектами, студенты создают объёмные текстовые работы и мультимедийные презентации с использованием наиболее интересного материала и видеоряда их сопровождения. Проекты такого типа могут использоваться полностью, а также фрагментарно. Текстовые материалы могут быть использованы студентами для самостоятельной подготовки к занятиям и итоговым аттестациям во внеаудиторное время.
Технология использования в обучении игровых методов.
Это, пожалуй, самый любимый метод студентов среди инновационных технологий, которые мною применяются на практических занятиях по латинскому языку. Стоит обратить внимание и остановиться детально на примерах фонетических, лексических и грамматических игр на практических занятиях. Закреплению фонетики способствуют:
а) игра-загадка. Студент произносит слова , в которых встречается один и тот же звук, а остальные студенты должны отгадать его и написать на доске.
Например:
-arteria (артэриа) – артерия,
-dens (дэнс) – зуб,
-nomen (номэн) – имя, название,
-medicina (мэдицина) – медицина.
б) игра-соревнование. Я пишу на доске дифтонги (двугласные).
Их четыре: ae, oe, au, eu. Даю студентам задание - написать как можно больше слов с дифтогами, произнести их, обращая внимание на постановку ударения и произношения звуков. Например:
-дифтонги –ae-, -oe- – произносятся как один звук. –ae- произносится как русское «э».
Студент «А»- пишет на доске слова с дифтонгами –ae-, произносится как русское «э». Пример: gangraena (гангрэна) – омертвение, aeger (эгэр) – больной, praeparatum ( прэпаратум) препарат.
Студент «Б» -пишет слова с дифтонгами –oe-, которые произносится как русское «э».Пример: Foeniculum (фэникулюм) – фенхель, укроп аптечный,
Synoestrolum (синэстролюм) – синэстрол, и т.д.
Из вышеописанного делаем выводы:
1. Применение инновационных технологий позволяет расширить возможности преподавателя, а также увеличить интерес к изучаемому предмету со стороны студентов.
2. Использование инновационных методов не заменяет старых классических методов преподавания предмета, а только дополняет и расширяет этот процесс.
3. Инновационные методы позволяют создать условия для более полного раскрытия возможностей студентов.
4. Такие инновационные методы, как метод проектов, работа в группе, вовремя выявляют слабые стороны и пробелы в знаниях студентов, что позволяет преподавателю проанализировать это и акцентировать внимание на этих пробелах.
5. Инновационные методы способствуют к расширению методологических знаний и умений преподавателя, а так же к раскрытию его организаторских способностей.
6. Самостоятельная работа, как один из инновационных методов плодотворно влияет на качество знаний студентов, а так же на их возможности расширения умений и навыков к работе с литературой и возможности ИКТ.
Можно сделать вывод, что информационные технологии и в дальнейшем будут совершенствоваться, будут появляться новые технологии, новые возможности ИКТ, что потребует от преподавателя постоянно быть в мейнстриме педагогической науки.