СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий обучения на практических занятиях по предмету оп.01 основы латинского языка с медицинской терминологией

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приводятся примеры использования проблемного метода обучения и информационно - коипьютерных технологий на занятиях по предмету Основы латинского языка с медицинской терминологией.

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий обучения на практических занятиях по предмету оп.01 основы латинского языка с медицинской терминологией»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ ОП.01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

Мирмова Д.М.

ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

г. Брянск



Современное образование требует нового подхода к методам преподавания в учебных заведениях. Понятно, что необходимо выпустить специалиста не только с хорошими знаниями, но умеющего на практике их использовать. Чтобы научить студентов самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, преподавателям приходится изучать и использовать новые методики.

В педагогической литературе есть много примеров инновационных технологий обучения студентов, но, на мой взгляд, далеко не все из них могут применяться на практических занятиях по латинскому языку.
В современных условиях модернизации образования изменяются цели и задачи, стоящие перед преподавателем. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетенций».

Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных особенностей студентов [2].

Современные образовательные технологии можно рассматривать, как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки на студентов, более эффективного использования учебного времени[4].
Говоря об использовании инновационных методов обучении, стоит обратить внимание на развитие критического мышления студентов и организацию самостоятельной работы на практических занятиях по латинскому языку.
Я имею ввиду совокупность методов, приёмов и средств, которые не только повышают качество образования, но и помогают формированию профессиональных и общекультурных компетенций студентов-медиков.
Критическое мышление как творческое, аналитическое мышление помогает студентам решать в обучении такие задачи:

- определение приоритетов; 

- принятие индивидуальной ответственности;

- повышение уровня работы с информацией. 

Самостоятельная работа студентов неразрывно связана с развитием критического мышления. Организация самостоятельной работы студентов предполагает партнёрское участие преподавателя при планировании занятия и оценке результатов [2].

Проблема в преподавании и изучении латинского языка обусловлена тем, что из языка науки, культуры, юриспруденции и теологии он превратился в сугубо профессиональный язык медицинских работников. Это сузило его возможности, как для развития, так и для преподавания, а также уменьшило интерес к изучению этого замечательного и богатого языка.

Поэтому, применение инновационных методов обучения на практических занятиях по предмету «Основы латинского языка с медицинской терминологией» позволит улучшить преподавание и восприятие его студентами-медиками.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы [1].

Одним из самых эффективных инновационных методов обучения является проблемный. Этот метод способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает студентов вдумываться в сущность явлений и искать взаимосвязь между ними.

Проблемное обучение требует от студентов определённых интеллектуальных способностей, усилий мысли, заставляет бороться с трудностями.

Основа проблемного обучения – система готовых знаний и умений, усвоенных в результате, как на практических занятиях по латинскому языку, так и самостоятельно. Для успешного использования проблемного обучения нужно чётко понимать требования к этому методу обучения:

- проблема должна быть понятно и чётко сформулирована;

- проблема должна иметь определённую сложность;

- проблема должна быть интересна студентам;

- для поиска решения проблемы должно быть достаточно учебного материала [4].

Из собственной практики могу привести пример подобного обучения.
Например, студентам предлагается задание по теме: «Рецепт» с заранее сделанными ошибками. Задача – найти и исправить ошибки, проанализировать ответы.

Использование информационно-коммуникационных технологий – это еще одно важное направление инновационного обучения. Внедрение этого метода могут быть определены, как технологии, используемые для доступа, сбора, манипуляции, презентации или сообщения информации. Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) включают в себя, как технические средства, так и программные.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и возможностями установленного на нём программного обеспечения [1].

 В настоящее время существует множество мнений о том, использовать ли компьютер в обучении латинскому языку или не использовать.
Мнение одних – компьютер может заменить преподавателя, другие считают, что компьютер не способен подать материал, так как делает это преподаватель. Моё мнение – компьютер служит всего лишь, как вспомогательное средство обучения. Не следует забывать, что компьютер обладает многими преимуществами: в нём сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, а также компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения латинским языком или темой с участием преподавателя, что сократит время проверки результатов.

Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, шаблонные.

Мною на практических занятиях используются следующие формы тестовых заданий:

- c использованием множественного выбора (с единственным либо несколькими вариантами правильных ответов);

- с пропусками (с различными возможностями оказания поддержки пользователю);

- лингвистические игры (кроссворды).

Так, например, электронный вариант теста даёт студентам возможность перемещать объекты в пределах документа, расставляя их на нужные места, удалять их, группировать, в соответствии с заданием, вставлять необходимое и т.д.

В качестве примера можно привести варианты заданий по теме: «Имя существительное 2 склонения»:

  1. Добавьте окончания:

  1. экстракт красавки

extract… Belladonn…

  1. настойка пустырника

tinctur… Leonur…

  1. касторовое масло

ole… Ricin…

  1. сироп ревеня

sirup… Rhe…

  1. лист сенны

foli… Senn…

  1. трава чистотела

herb… Chelidon…

  1. Укажите недостающие части слов:

Возьми: Свечи с экстрактом красавки 0,015 №6

Пусть будет выдано.

Пусть будет обозначено.

Recipe: Suppositori… cum extract…

Belladonn… 0,015 №6

D…tur. Sign…tur.

  1. Добавьте недостающие буквы:

    1. зверобой H…pericum

    2. крахмал пшеничный Am…lum Tr…t…ci

    3. подсолнечник Hel…anthus

    4. эвкалипт Eucal…ptus

    5. тысячелистник M…llefolium

  2. Укажите соответствие; назовите словарную форму:

Названия растений:

1. Chamomilla а) хвощ

2. Crataegus б) зверобой

3. Hypericum в) боярышник

4. Millefolium г) ромашка

5. Taraxacum д) одуванчик

е) тысячелистник

Еще одним из методом ИКТ, которые используются на практических занятиях по латинскому языку, являются презентации. Я использую на практических занятиях по латинскому языку презентации, которые упрощают применение различных видов языковых и речевых упражнений.

Таким образом, внедрение ИКТ в систему обучения латинскому языку значительно разнообразило процесс восприятия и обработки информации, с последующим ее анализом и сортировкой. 

Еще один инновационный метод, который используется мною – это метод обучения в сотрудничестве (командная и групповая работа).

Групповая работа студентов стимулирует тесное общение студентов друг с другом, что приводит к формированию навыков социального поведения, усвоению технологий совместной работы. Отличительной чертой преподавателя, который использует этот метод, является то, что он мало говорит, но много слушает и наблюдает. Внедрение данного метода обучения «в сотрудничестве» в учебный процесс имеет значение, как для преподавателя, так и для студента. Для преподавателя важно обнаружить скрытые таланты и способности своих студентов. Всем даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый студент отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы, поэтому слабые студенты стараются выяснить у сильных то, что им не понятно, а сильные студенты стремятся, чтобы слабые разобрались в задании. И от этого выигрывает вся группа, потому что совместными усилиями ликвидируются пробелы в знаниях [3]. Задание должно быть небольшим по объёму, но чётко сформулированным. Студентам надо дать некоторое время для притирки внутри группы. В мою задачу входит контроль за работой групп и консультативная помощь в случае необходимости. А также, не обращать внимание на шум, возникающий в процессе работы и улаживать возникающие конфликты, в случае необходимости. Как показывает практика, этот метод студенты воспринимают с большим интересом, и он помогает раскрыть их творческие способности.

Приведу примеры. Студентам предлагается тема: «Пословицы и поговорки». Студенты объединяются в небольшие группы по три-четыре человека, им даётся одно задание и при этом оговаривается роль каждого.

Например, найти пословицы и поговорки по здоровому образу жизни.

(В здоровом теле – здоровый дух. Природа оздоравливает, врач лечит болезни. Много вина пить – недолго жить и так далее).

Роли при этом распределяются следующим образом:

- Студент «А» - ищет информацию по теме.

- Студент «Б» – взял на себя выступление от группы по этой теме.

- Студент «В» - подобрал иллюстрации и музыкальное сопровождение по теме.

Результатом внедрения метода сотрудничества в учебный процесс становятся очень интересные и увлекательные занятия, которые формируют у студентов стремление к успеху и желание работать в команде.

Выводы:

Инновационные технологии помогают формированию личностных качеств студента-медика, таких, как коммуникабельность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать свой культурный уровень [4].

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности выпускника: отличная профессиональная подготовка, повышение его культурного уровня, умение правильно вести себя в обществе, умение видеть ситуацию, решать самостоятельно проблемы. Но это станет возможным только при мастерском использовании преподавателями и педагогами тех или иных инновационных методов [2].


Список литературы

  1. Абдулдаева Ш.С. Использование инновационных технологий в учебно-исследовательской деятельности учащихся. – Сборник трудов МНПК «Приоритетные направления развития науки и образования». – Шымкент, 2012.

  2. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании / А. В. Балин // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61).

  3. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения / Н.Н. Симоненко // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012.

  4. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы / Л.Е. Скрипко // Менеджмент качества. – 2012.

  5. https://studopedia.ru/17_129889_innovatsionnie-metodi-obucheniya.html