МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКой НАРОДНой РЕСПУБЛИКи
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Использование интерактивных технологий
в образовательном процессе
Разработала:
преподаватель общепрофессионального и
общепрофессионального учебных циклов
Осипова Я.В.
г.Донецк - 2022
1 Сущность интерактивных технологий
При использовании интерактивных технологий сущность обучения состоит в том, что обучение происходит путем взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это сообучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), в котором и преподаватель и студенты являются субъектами. Преподаватель выступает в роли организатора процесса обучения, координатор работы групп. Интерактивные технологии обучения наиболее соответствуют лично-ориентированном подходе в учебно-воспитательном процессе. При применении предлагают проблемы для совместного решения, применяются деловые и ролевые игры. Поэтому интерактивные технологии наиболее способствуют формированию практических умений и навыков, выработке их собственных ценностей, создают атмосферу сотрудничества, творческого взаимодействия в обучении, способствуют развитию социальной и гражданской компетентности.
В основе интерактивного обучения лежат принципы: - непосредственного участия каждого участника занятий, обязывает организатора учебного процесса сделать каждого участника занятий активным искателем путей и средств решения той или иной проблемы; взаимного информационного и духовного обогащения; при этом организуется учебный процесс таким образом, чтобы участники его могли обменяться жизненным опытом, полученной информацией, личностно-ориентированного обучения.
Применение интерактивных технологий требует тщательной подготовки преподавателя и студентов. Они должны научиться успешно общаться, использовать навыки активного слушания, выражать собственные мысли, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Преподавателям нужно отбросить привычку даже после широкой дискуссии пропагандировать единственно правильное решение. Рассматривая любую проблему, необходимо обеспечить возможность для размышлений студентов, сомнений, поисков истины. Сегодня мир становится все более сложным, что требует умения решать сложные проблемы, критически относиться к обстоятельствам.
Критическое мышление - это способность человека самостоятельно анализировать информацию; умение видеть ошибку или логические нарушения в утверждениях партнеров; аргументировать свои мысли, менять их, если они неправильные; распознавать пропаганду; наличие разумной судьбы скепсиса, сомнений; стремление к поиску оптимальных решений; мужество, принципиальность, смелость в отстаивании своих позиций; открытость к восприятию других взглядов. Вполне естественно, что в соответствии с возрастными особенностями подростков эти черты критического мышления упрощаются или усложняются. Д.Чаффи (автор книги "Путь мышления. Шаги к богатой жизни") определяет признаки, с помощью которых можно признать себя как человека, который критически мыслит:
открытость к другим мнениям, то есть способность внимательно прислушиваться к другим взглядам, оценивать различные пути решения проблемы;
компетентность - стремление обосновывать свое мнение с помощью реальных фактов и знание дела; интеллектуальная активность
выявление интеллектуальной инициативы в конфронтационных ситуациях, небезразлично восприятия события; любознательность
умение проникнуть в сущность источников информации; независимость мышления отсутствие опасения несогласия с группой, способность к критическому восприятие мыслей других;
умение дискутировать - внимательное отношение к мнению других, умение выдвигать идеи, которые объединяют;
проницательность - способность к проникновению в сущность вопрос, явления, информации, а не распыляться на мелкие детали; самокритичность - понимание особенностей своего мышления, своих "очков".
2. Основные преимущества интерактивных технологий обучения. Интерактивные технологии позволяют обеспечить глубину изучение содержания. Студенты осваивают все уровни познания (Знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Преподаватель получает возможность дифференцированного подхода к студентам со специальными потребностями - личностными и интеллектуальными. Меняется роль студентов: они принимают важные решения о процессе обучения, развивают коммуникативные умения и навыки, организаторские способности. Основным источником мотивации обучения становится интерес студента (Происходит переход от внешней мотивации (оценка) до внутренней (потребность знаний)). Значительно повышается роль личности педагога: он меньше времени тратит на решение проблем с дисциплиной, педагог сильнее раскрывается перед студентами как лидер, организатор. студенты, которые получают собственный опыт преподавания, с новой точки зрения смотрят на учебно-воспитательный процесс, в роль педагога и студента в нем.
Основы интерактивных технологий: Усвоения незначительного объема информации требует значительного времени. Трудно наладить взаимообучение как постоянно действующий механизм. Каждая интерактивная технология требует предварительного рассмотрения и обучения студентов процедуре. Преподаватель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучение, время и ходом обучения. Результаты работы студентов меньше предсказуемы. Дисциплина учащихся на интерактивном уроке может быть проблемой для преподавателя. Практически отсутствуют методические разработки и литература по интерактивных технологий. При неудачном обучения необходимо переучивать студента, что требует дополнительного времени.
3. Структура уроков при применении интерактивных методик
Мотивация Цель этого этапа - сфокусировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к теме. Приемами обучения могут быть вопросы, цитата, короткая история, небольшое задание и прочее. Занимает не более 5% времени занятия. Объявления, представление темы и ожидания результатов. Цель - обеспечить понимание содержания их деятельности, то есть того, чего они должны достичь в результате урока и чего от них ожидает учитель. Иногда бывает целесообразно привлечь к определению ожидаемых результатов всех участников занятия (5% времени)
4. Предоставление необходимой информации
Цель - дать студентам достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания. Это может быть мини-лекция, чтение раздаточного материала, выполнение домашнего задания. С целью экономии времени возможна информация в письменном виде для предварительного (домашнего) изучение. Например, некоторые уроки построены таким образом, что в книге ученика есть информация, достаточная для выполнения задач: с ней знакомятся до начала урока. В самом уроке преподаватель может еще раз обратить на нее внимание, особенно на практические советы, если необходимо - прокомментировать сроки или организовать небольшой опрос (10% времени занятия). Интерактивное задание центральная часть занятия.
Цель - практическое освоение материала, достижения поставленных целей урока. Последовательность проведения этого этапа такова: - инструктирование - учитель рассказывает участникам о целях упражнения, о правилах, последовательность действий и количество времени на выполнение заданий; спрашивает, все понятно участникам. - Объединение в группы, распределение ролей. - Выполнение задания, во время которого преподаватель выступает как организатор, помощник, пытаясь предоставить участникам максимум возможностей для самостоятельной работы и учебы друг с другом. - Презентация результатов выполненного задания. Интерактивная часть занимает около 60% его времени. Подведение итогов, оценка результатов урока.
Цель-осознание того, что было сделано на уроке, достигнуто ли поставленных целей, как можно применить полученное на уроке в будущем.
Подведение итогов желательно проводить в форме вопросов: Что нового узнали? Каких навыков приобрели?
Насколько это может быть полезно в жизни? Кроме того, можно задать вопросы по проведению самого урока: Что было наиболее удачное? Что еще понравилось? Что следует изменить в будущем? Важно, чтобы сами студенты смогли сформулировать ответы на все вопросы. Для обработки результатов желательно оставить до 20% времени урока. Соблюдение этой структуры урока является обязательным, если выполнение интерактивного задания занимает большую часть времени урока.
5. Эффективность интерактивных технологий
Эффективность интерактивных технологий зависит от работы преподавателя:
прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные
задача;
отбирать для урока или занятия такие интерактивные упражнения,
которые дали бы студентам "ключ" к освоению темы;
во время самих интерактивных упражнений, заданий давать студентам
время подумать над заданием, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически или "играя" выполнили его;
на одном занятии использовать одну (максимум-две) интерактивных упражнения, а не их калейдоскоп;
проводить спокойное глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения, в частности акцентируя внимание и на другом материале темы , прямо не затронутом в интерактивном упражнении;
проводить быстрые опросы, самостоятельные домашние работы из разнообразных материалов темы, которые не были связаны с интерактивными задачей;
проводить анализ выполненного упражнения;
акцентировать внимание учащихся на важных моментах при выполнении задания;
верно делать выводы выполненного задания с определением преимуществ и недостатков принятого решения.