СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование логопедических упражнений в работе с детьми ОВЗ.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование логопедических упражнений в работе с детьми ОВЗ.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 п.Новосадовый Белгородского района

Белгородской области»






Мастер-класс

«Логоритмика как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Автор: Немна Светлана Александровна,

учитель-логопед











п .Новосадовый, 2023г.

Педагог: Немна Светлана Александровна, учитель-логопед средних компенсирующих групп для детей с ТНР, первая квалификационная категория.

Дата проведения:

Продолжительность: 25 минут

Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Задачи мастер-класса:

  1. Познакомить участников мастер-класса с видами, методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием логоритмики.

  2. Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников с ОВЗ.

Участники мастер-класса: педагоги и специалисты МДОУ «Детский сад №6 п.Новосадовый».

Оснащение: мультимидийный проектор, проекционный экран, музыкальный центр, раздаточные листы с текстами.

План мастер-класса

Название этапа

Вид деятельности

Продолжительность этапа

1.Организационный этап

Приветствие. Введение в тему.

  1. минут

2.Представление системы занятий

Знакомство с видами, методами и приемами логоритмических упражнений

15 минут

3.Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми


Показ и выполнение различных видов логоритмических упражнений

  1. инут

4.Моделирование

Самостоятельная работа участников по разработке собственных упражнений в режиме продемонстрированной технологии (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

15 минут

5.Заключительный этап

Подведение итогов. Рефлексия.

5 минут



Общая продолжительность:


55 минут

Ход мастер – класса

1 Этап. Организационный.

Уважаемые педагоги, я хочу сегодня поделиться с Вами своим педагогическим опытом, своими наработками в области логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ. Тема нашего мастер-класса «Логоритмика, как форма коррекционной работы с детьми ОВЗ». В последнее время  детей нуждающихся в логопедической помощи с каждым годом становится все больше, это, в свою очередь, влияет на успешность  дошкольников к школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении учебных навыков.

Таким образом, вовремя оказанная помощь детям с ОВЗ – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.

Одним и методов коррекционной работы с детьми ОВЗ является  логопедическая ритмика. Как отдельное логоритмическое занятие я его не ввожу в сетку занятий, но как часть, использую на каждом подгрупповом занятии.

Логоритмика - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика связывает воедино слово: звук, музыку и движения.

Логоритмические упражения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических упражнений в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече двигательной, познавательной и др.

Занятия логоритмикой способствуют:

• формированию двигательных умений и навыков, воспитывают правильную осанку, походку, способствуют развитию силы и ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;

• развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;

  • развитию чувства ритма, темпа;

• восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

• умению расслабляться, снять напряжение;

• воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

1. Оздоровительные:

  • в результате решения оздоровительных задач: укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

  • во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани.

2. Образовательные.

  • осуществление образовательных задач способствует формированию пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. Происходит развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.

  • развитию ловкости, силы, переключаемости, координации движений. Дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыки (понятие темпа, ритма и т. п.).

3. Воспитательные:

  • решение воспитательных задач способствует развитию способности восприятия музыкальных образов, умению перевоплощаться, развитию выразительности и грации движений. Позволяет воспитывать чувство коллективизма, действовать согласно правилам игр и упражнений.

4. Коррекционные:

  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков,

  • физиологического и фонационного дыхания;

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;

  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Следует учитывать степень трудности заданий, избегать использование речевых заданий, следующих сразу после особо подвижных упражнений.

Логоритмические виды упражнений:

  • Пальчиковая гимнастика – стихи и песни, которые сопровождаются движением рук. Нацелены на развитие мелкой моторики, выразительной и плавной речи, речевой памяти и слуха.

  • Музыкально-ритмические и музыкальные игры. Помогают развивать речь, внимание, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве.

  • Вокально-артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика. Укрепляют мышцы артикуляционных органов, развивают их подвижность.

  • Занятия по развитию певческих данных Учат различать похожие звуки, используются для коррекции звукопроизношения, укрепления гортани, формирования правильного речевого дыхания чистоговорки).

  • Занятия по развитию словотворчества. Расширяют активный словарный запас ребенка.

  • Коммуникативные танцы и игры. Этот вид занятий в логоритмике развивает ассоциативно-образное мышление и эмоциональную сферу, формирует у малыша позитивное самоощущение, учит невербальному общению.

  • Занятия, направленные на развитие общей моторики. Совершенствуют мышечно-двигательную активность и улучшают координацию движений.

  • Упражнения, направленные на развитие мимики.

Правила проведения логоритмики

  1. Методика логоритмики основана на подражании. Все упражнения построены по одному принципу: ребенок повторяет движения и текст за взрослым. Не нужно специально заучивать текстовый материал. Пусть ребенок запоминает его от занятия к занятию, постепенно.

  2. Логоритмику проводят увлекательно и весело. Ребенок должен получать удовольствие. Во время упражнений обязательно нужно использовать игрушки, картинки, яркие костюмы, которые не сковывают свободу движений.

  3. Упражнения нужно повторять до тех пор, пока ребенок не овладеет ими в совершенстве. Если малыш не может справиться с каким-то движением или текстом, этот элемент упражнений на время убирают из программы занятий, но потом обязательно возвращают.

  4. Важно внимательно относиться к подбору музыки. Для логоритмики подходят и детские песенки, и фрагменты классических произведений, и записи звуков природы.

  5. Фантазия педагога не ограничивается ничем, кроме требования соблюдать единство речи, музыки, и движения.

  6. Речевые упражнения выполняются с максимальной тщательностью. Стихотворения проговаривают так, чтобы малышу было легко подстроить движения ног, рук, туловища под ритм речи. Важно придерживаться правильной последовательности действий: сначала ребенок смотрит на действие в исполнении взрослого, затем повторяет его вместе с наставником и только потом делает самостоятельно, проговаривая слова и соблюдая ритм.

  7. Педагог должен быть терпеливым. Не нужно бросать начатое, как бы сложно не приходилось поначалу.

В своей работе чаще всего использую логоритмические игры на основе стихов детских поэтов: А.Барто, К.Чуковского, В.Лунина и др.. Ценность стихов русских писателей заключается в том, что помощью них легко устанавливается эмоциональный контакт с детьми, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и в то же время оказывают на них свое воспитательное воздействие

2 этап. Основной.

1. Речевые игры с движениями 

  • Кошкин дом

Тили-бом! Тили-бом!

Хлопают в ладоши

Загорелся кошкин дом!

Ладони соединяют под углом – «крыша»

Загорелся кошкин дом, идет дым столбом!

Ладони соединяют вместе, поднимают волнообразными движениями вверх

Кошка выскочила!

Изображают кошку (показывают ушки)

Глаза выпучила.

Большой и указательный пальцы соединяют колечком, подносят к глазам

Бежит курочка с ведром,

Изображают курочку

Заливает кошкин дом,

Поднимают руки вверх, ритмичными движениями опускают ладони вниз

Лошадка – с фонарем,

Изображают лошадку

А собачка – с помелом,

Изображают собачку

Серый заюшка – с листом.

Изображают зайку

Раз! Раз! Раз!

Ритмично хлопают

И огонь погас!

Поднимают руки вверх, опускают ладони на стол



  • Зимушка-зима

Уж ты, зимушка-зима,

Ритмичные хлопки

Ты с морозами пришла.

Ходьба на месте

Ветер воет, вьюга вьет,

Руки вверх, плавно помахать

Вдоль по улице метет.

Руки вниз, плавно помахать

Белым снегом замело

Руки вперед

Все дороги на село,

Руки в стороны

Все дороги, все пути -

Руки вверх

Не проехать, не пройти.

Махи руками вверх-вниз





  • Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла.

Топают ногами

Картошку,

Руки вперед, пальцы сжаты в кулачок

Капусту,

Показывают шарик

Морковку,

Пальцы растопырены

Горох,

Большой и указательный пальцы соединяют колечком

Петрушку

Показывают ботву

и свеклу,

Ладони чашечкой

о-о-ох.

Держатся руками за голову, качают головой

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Грозят пальчиком

Картошку,

Руки вперед, пальцы сжаты в кулачок

Капусту,

Показывают шарик

Морковку,

Пальцы растопырены

Горох,

Большой и указательный пальцы соединяют колечком

Петрушку

Показывают ботву

и свеклу,

Ладони чашечкой

о-о-ох.

Держатся руками за голову, качают головой

Хозяйка тем временем ножик взяла,

И ножиком этим крошить начала:

Показывают нож: ребром ладони стучат по столу

Картошку,

Руки вперед, пальцы сжаты в кулачок

Капусту,

Показывают шарик

Морковку,

Пальцы растопырены

Горох,

Большой и указательный пальцы соединяют колечком

Петрушку

Показывают ботву

и свеклу,

Ладони чашечкой

о-о-ох.

Держатся руками за голову, качают головой

Накрытые крышкою в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке.

Показывают крышку, рука ладонью вниз

Картошку,

Руки вперед, пальцы сжаты в кулачок

Капусту,

Показывают шарик

Морковку,

Пальцы растопырены

Горох,

Большой и указательный пальцы соединяют колечком

Петрушку

Показывают ботву

и свеклу,

Ладони чашечкой

И суп овощной оказался неплох!

Показывают большие пальцы вверх.



  1. Чистоговорки

Каждый день в своей работе я использую чистоговорки. Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

  • Автоматизация звука [ш]

Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши

Ше-ше-ше- это утка в камыше

Ша-ша-ша- выходи из камыша

Ше-ше-ше- нет уж утки в камыше

  • Автоматизация звука [с]

Са-са-са-са Это хитрая лиса.

Су-су-су и живет она в лесу.

Сы-сы–сы много дела у лисы.

Со- со- со она крутит колесо

  1. Речевые игры с музыкальными инструментами


  • «Молоточки»

На заводе слышен стук.

Молоточки тук, тук, тук.

Каждый что-то мастерит

По - своему стучит. (Стучат музыкальными молоточками в такт).


  1. Театральные этюды.

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

  • Этюд: «После дождя» (Дети знакомятся с элементами выразительных движений, мимикой, жестами, походкой, позой).

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно вступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по ложам так сильно, что брызги летят во все стороны.



  1. Подвижные игры, хороводы, физминутки

В работе с детьми ОВЗ физминутки, хороводы, подвижные игры используем с воспитателями компенсирующей группы каждый день, Эти виды упражнений тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

  • Ослик

Ослик ходит, выбирает, (дети ходят по кругу);

Что сначала съесть, не знает.

Наверху созрела слива, (руки поднимают вверх),

А внизу растёт крапива. (руки поднимают вниз)

Слева- свёкла, справа- брюква, (поворачиваются налево, направо),

Слева- тыква, справа- клюква, (поворачиваются налево, направо),

Снизу- свежая трава, (садятся на корточки),

Сверху сочная ботва, (показывают листики);

Закружилась голова, (покрутили головой);

Кружится в глазах листва

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лёг. (улеглись на коврик).

  • У жирафов пятна

У жирафов.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.


  1. Логопедическая (артикуляционная) гимнастика,

вокально – артикуляционные упражнения укрепляют мышцы органов артикуляции, развитие их подвижности.

  • «Лошадка»

В любом дошкольном возрасте песенки о лошадках сопровождаются цоканьем языкам, что укрепляет мышцы языка. В младшем возрасте – простое цоканье, в старшем возрасте –с усложнением : лошадка скачет по «мокрой дорожке» (причмокивание языком, по «сухой дорожке» (четкий, ясный звук, «игривая лошадка» (цоканье со сменой положения рта: губы трубочкой – губы в улыбке). (исполнение с педагогами).

Едем, Едем на лошадке – цок,цок,цок,цок

По дорожке зимней, гладкой -цок, цок,цок,цок

Санки весело скрипят –ШШШШШ,

И бубенчики звенят -динь-динь-динь-динь

Дятел дерево долбил -тук-тук-тук-тук

Вьюга грозно все свистит -СССССС,

Мороз щечки морозил-ВВВВВВ.

7. Релаксация .

Эти упражнения позволяют разумно организовать чередование деятельности организма в ритме «напряжение - расслабление», что формирует у детей с речевыми нарушениями навык регулирования мышечным тонусом, способствует восстановлению ритмичного дыхания, развивают их творческую фантазию и воображение. Технология релаксации способствует положительной динамике: у детей преодолеваются речевые дефекты, корректируются отклонения в личностной и поведенческой сфере.

Упражнение (на фоне тихой спокойной музыки педагог произносит)

Музыка играет – глазки наши закрывает….

Глазки закрываются – чудо совершается… (повторить несколько раз)

Вдох и выдох – хорошо! (свободное дыхание, пауза)

Наши руки отдыхают…. Отдыхают, засыпают…отдыхают…засыпают…

Наши ноги отдыхают…. Отдыхают, засыпают…отдыхают…засыпают…

Ветерок погладил ручки…. Ветерок погладил ножки…

Нашу шею не забыл…всех погладил…. Полюбил….

Надувает мой животик…медленно сдувает… (несколько раз)

Спасибо тебе, мой носик!

Спасибо вам, мои ручки! Погладьте их, поблагодарите.

Спасибо и вам, мои ножки! Погладьте их, поблагодарите.

Упражнения, которые используют на логоритмике, обогащают жизнь детей, приносят им радость, создают хорошее настроение. А также дают корригирующий эффект.

Логоритмические упражнения можно использовать:

1. на утренней гимнастике и физкультурных занятиях (с использованием аудиозаписей маршей, музыки для бега, поскоков, прыжков);

2. на музыкальных занятиях, уместно включать логоритмические упражнения перед выполнением муз- ритмических движений, перед распевкой или пением песен. а также перед работой над танцами или хороводами;

3. на занятиях по ознакомлению с окружающим в виде физкультминутки;

4. интересно может пройти прогулка, если наряду с подвижными играми

воспитатель проведет игру с пением, словом или хоровод.

5. во второй половине дня по инициативе воспитателя могут быть проведены игры с пением,

6. материал, изучаемый на логоритмике может закрепляться в самостоятельной деятельности детей (в свободное время).



  1. этап. Заключительный. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня мы с вами говорили о том, как можно использовать различные виды логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада. Познакомились с видами, методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности ДОУ в работе с детьми ОВЗ с использованием логоритмики. Выявили необходимость применения логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников с ОВЗ. Я желаю Вам успехов в речевом развитии детей, в использовании элементов логоритмики в своей работе, так как мы убедились, что эта технология проста, доступна и главное соответствует современным образовательным требованиям дошкольного образования. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!