Просмотр содержимого документа
«Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях»
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Сегодня специалисты ГОУ «Донецкая СШИ №28» Донецкой Народной Республики представят комплексное внедрение современных инновационных технологий в учебные и коррекционные занятия в нашем учреждении.
Я работаю в школе учителем-логопедом. Логопедические занятия посещают обучающиеся с СНР.
СНР – это сложное речевое расстройство, при котором нарушены все компоненты речевой системы у детей с лёгкой и умеренной умственной отсталостью.
Всем известно, что обучение протекает результативнее, если школьники включены в деятельность. При коррекции СНР акцент ставлю на развивающее обучение. Одним из продуктивных методов, используемых в моей практике, является наглядное моделирование. Сегодня я предлагаю рассмотреть применение данной методики на логопедических занятиях через призму специфики работы нашего учреждения.
Моделирование – наглядно-практический прием, включающий создание моделей, схем, символов и их использование для формирования и развития речи.
Практика показывает, что именно наглядные модели, являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна нашим обучающимся со сниженным интеллектом. В основе метода лежит принцип замещения: реальный предмет школьник замещает его изображением или каким-либо условным знаком.
Представленный метод я использую не только для развития, но и для становления речевой системы. На этапе формирования понимания речи – использую изготовленные из ковролина дорожки. На которых с помощью карточек PECS на липучках дети выкладывают фразы. С логокубом работаю по тому же принципу. Кроме предложенного ранее развиваю фразовую речь, корректирую звукопроизношение, формирую лексико-грамматические категории, пополняю словарь.
Так же широко использую макеты для автоматизации и дифференциации звуков.
К занятиям по лексическим темам, вместе с детьми создаём макеты. Макет - это не просто картина как предмет творчества, это инструмент, используемый для становления речи. В пример хочу привести одно из заданий, в котором предлагается назвать как можно больше пословиц о весне. Ребёнок, который первым назвал пословицу, прикрепляет капельку к макету. По мере выполнения задания на макете появляется капель.
В полной мере приём раскрывает следующее задание. Доска разделена на две части, на ней схематически изображены шкафы для мужской и женской одежды. Подгруппа детей с помощью жеребьевки делится на две команды, что бы рассортировать одежду. С целью усложнения задания команда девочек складывает мужскую одежду, мальчиков - женскую, эстафетным способом. В предложенном задании использована подвижная игра дидактической направленности и наглядное моделирование.
Подобным образом, в своей работе синтезирую инновационные технологии или их элементы в зависимости от поставленных коррекционных задач.
Данный метод развивает все стороны речи, формирует мотивацию, гибкость контактов.
В достижении общей цели работаем большой дружной командой, педагоги и заинтересованные родители. Спасибо за внимание, желаю всем участникам семинара-практикума продуктивной работы!
4 мин. 30 сек.