Тема «Использование межпредметных связей географии и математики на уроках математики»
Без знания математики нельзя
понять ни основ современной техники,
ни того, как ученые изучают
природные и социальные явления.
Колмогоров А. Н
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.
Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности. При внедрении ФГОС ООО межпредметные связи помогают достижению метапредметных результатов обучения.
География и математика имеют много общих вопросов. В своем выступлении хочу затронуть наиболее проблемные из них.
Например, в VI классе при изучении темы "Атмосфера" очень тесно проявляется связь географии с математикой. Данная тема включает такие понятия и умения, как: температура (в 0С), амплитуда температур, средняя температура, положительные и отрицательные значения температур и их сложение, атмосферное давление, вычисление нормального атмосферного давления для точек поверхности, расположенных на разной высоте, влажность абсолютная и относительная, осадки, диаграмма изменения количества осадков в течение года, среднегодовое количество осадков, построение столбиковых диаграмм, графиков изменения температуры за определенный период времени. При изучении этого материала дети уже знакомы с положительными и отрицательными числами, средним арифметическим, но не умеют строить графики и определять по ним необходимую информацию. Здесь помогает проведение бинарных уроков математики с географией. Когда взаимодействуют два учителя. Математик бъясняет построение графиков, используя математические термины – оси координат, абсцисса, ордината. А географ показывает два луча, на горизонтальном отмечает время наблюдения, на вертикальном – показания температур. Ставят точки соответствующие показанию температуры в данное время и соединяют их. Получают график, с помощью которого можно не только посмотреть изменение температуры, но и определить температуру в промежутках между измерениями.
Наибольшее количество вычислений происходит при изучении тем «План местности» и «Географическая карта». Здесь рассматривается измерение расстояний по карте и плану при помощи масштаба, определение расстояний с помощью градусной сетки, измерение азимута с помощью транспортира, определение географических координат.
Совместно можно разработать и использовать на уроках математики и географии целый ряд интересных заданий с географическим содержанием.
В качестве примеров приведу некоторые задания, используемые мною на практике.
1. Определить длину дуги экватора (или меридиана ) в 15°, 30°, 45° на глобусе масштаба 1:50000000.
2. Определить на глобусе того же масштаба длину дуги параллелей в 15°, 30°, 45° на широте 50°, 60°, 70°.
3. Определить площадь участка в м2, га и км2 на местности, если на карте 1 : 10000 он составляет 13,4 см. кв.
4. Определить площадь участка в см2 на плане 1:3000, если на местности он составляет 18 га.
5. Каков линейный масштаб площади карты, если местность в 360 га занимает на ней 10 см2 карты.
6. На каком расстояние от Карского моря находится город Омск (отсчёт необходимо вести от устья р. Оби (величина 1◦ по меридиану приблизительно равна 111 км).
7. Переведите именованный масштаб в численный: а) в 1см 10 км б) в 1см 200 км в) в 1см 100 км
8. Без помощи линейки определите расстояние в километрах:
а) от Омска до Северного полюса;
б) от экватора до Омска
9. Расстояние на карте между Омском и Москвой равно 11см, реально - 1500 км. Определите масштаб карты.
10. Определите без использования линейки
а) расстояние между Африкой и Южной Америкой по экватору,
б) протяженность Австралии с запада на восток по параллели 200ю.ш.
Наибольшую сложность для детей представляют масштаб и азимут, т.к. эти вопросы еще не изучались в курсе математики.
При изучении масштаба главная проблема усвоить понятие «масштаб». Географ объясняет, что масштаб – это величина, показывающая во сколько раз уменьшено расстояние на плане (карте) по сравнению с местностью. Если это поняли, то применяют масштаб осознанно и правильно. При выполнении практических заданий с масштабом многие не умеют переводить численный в именованный и обратно. Например: перевести масштаб 1:100000 в именованный вид. Для этого надо 100000см перевести в км (ответ в 1см 1км).
Азимут – одна из сложнейших тем, для некоторых так и остается не усвоенной. Азимут – это угол между направлением на север и направлением на предмет, измеряемый по часовой стрелке. Главные особенности: 00 на транспортире всегда совпадает с направлением на север (вверх), значения азимута изменяются от 00 до 3600, как измерить азимут больше 1800, азимут может быть прямым углом (900), развернутым (1800) и больше. Учителя математики дают для выполнения таких заданий в рамках предмета географии свои рекомендации.
Бинарные уроки помогают учащимся более детально изучать темы по предметам. Каждый учитель рассказывает свое, но при этом дополняет и вступает в диалог с другим учителем. Взаимодействие и взаимовыручка помогают широко и полностью раскрыть тему. Учащиеся понимают и начинаю сами взаимодействовать друг с другом. И это тоже помогает сделать процесс обучения интереснее и продуктивнее.
Подготовила
учитель математики МОУ «СОШ №8»
Солдатова Н.Н.
2022г