СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование межпредметных связей математики и географии на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных связей математики и географии на уроках математики»

Тема «Использование межпредметных связей географии и математики на уроках математики»


Без знания математики нельзя

понять ни основ современной техники,

 ни того, как ученые изучают

природные и социальные явления.

Колмогоров А. Н


В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности. При внедрении ФГОС ООО межпредметные связи помогают достижению метапредметных результатов обучения.

География и математика имеют много общих вопросов. В своем выступлении хочу затронуть наиболее проблемные из них.

Например, в VI классе при изучении темы "Атмосфера" очень тесно  проявляется связь географии с математикой. Данная тема включает такие понятия и умения, как:  температура (в 0С), амплитуда температур, средняя температура, положительные и отрицательные значения температур и их сложение, атмосферное давление, вычисление нормального атмосферного давления для точек поверхности, расположенных на разной высоте, влажность абсолютная и относительная, осадки, диаграмма изменения количества осадков в течение года, среднегодовое количество осадков, построение столбиковых диаграмм, графиков изменения температуры за определенный период времени. При изучении этого материала дети уже знакомы с положительными и отрицательными числами, средним арифметическим, но не умеют строить графики и определять по ним необходимую информацию. Здесь помогает проведение бинарных уроков математики с географией. Когда взаимодействуют два учителя. Математик бъясняет построение графиков, используя математические термины – оси координат, абсцисса, ордината. А географ показывает два луча, на горизонтальном отмечает время наблюдения, на вертикальном – показания температур. Ставят точки соответствующие показанию температуры в данное время и соединяют их. Получают график, с помощью которого можно не только посмотреть изменение температуры, но и определить температуру в промежутках между измерениями.

Наибольшее количество вычислений происходит при изучении тем «План местности» и «Географическая карта».  Здесь рассматривается измерение расстояний по карте и плану при помощи масштаба, определение расстояний с помощью градусной сетки, измерение азимута с помощью транспортира, определение географических координат.

Совместно можно разработать и использовать на уроках математики и географии целый ряд интересных заданий с географическим содержанием.

В качестве примеров приведу некоторые задания, используемые мною на практике.

1. Определить длину дуги экватора (или меридиана ) в 15°, 30°, 45° на глобусе масштаба 1:50000000.
2. Определить на глобусе того же масштаба длину дуги параллелей в 15°, 30°, 45° на широте 50°, 60°, 70°.
3. Определить площадь участка в м2, га и км2 на местности, если на карте 1 : 10000 он составляет 13,4 см. кв.
4. Определить площадь участка в см2 на плане 1:3000, если на местности он составляет 18 га.
5. Каков линейный масштаб площади карты, если местность в 360 га занимает на ней 10 см2  карты.

6. На каком расстояние от Карского моря находится город Омск (отсчёт необходимо вести от устья р. Оби (величина 1◦ по меридиану приблизительно равна 111 км).

7. Переведите именованный масштаб в численный: а) в 1см 10 км б) в 1см 200 км в) в 1см 100 км

         8. Без помощи линейки определите расстояние в километрах:

а) от Омска до Северного полюса;

б) от экватора до Омска

9. Расстояние на карте между  Омском и  Москвой равно 11см, реально - 1500 км. Определите масштаб карты.

10. Определите без использования линейки

а) расстояние между Африкой и Южной Америкой по экватору,

б) протяженность Австралии с запада на восток по параллели 200ю.ш.

Наибольшую сложность для детей представляют масштаб и азимут, т.к. эти вопросы еще не изучались в курсе математики.

При изучении масштаба главная проблема усвоить понятие «масштаб». Географ объясняет, что масштаб – это величина,  показывающая во сколько раз уменьшено расстояние на плане (карте) по сравнению с местностью. Если это поняли, то применяют масштаб осознанно и правильно. При выполнении практических заданий с масштабом многие не умеют переводить численный в именованный и обратно. Например: перевести масштаб 1:100000 в именованный вид. Для этого надо 100000см перевести в км (ответ в 1см 1км).

Азимут – одна из сложнейших тем, для некоторых так и остается не усвоенной. Азимут – это угол между направлением на север и направлением на предмет, измеряемый по часовой стрелке. Главные особенности: 00 на транспортире всегда совпадает с направлением на север (вверх), значения азимута изменяются от 00 до 3600, как измерить азимут больше 1800,  азимут может быть прямым углом (900), развернутым (1800) и больше. Учителя математики дают для выполнения таких заданий в рамках предмета географии свои рекомендации.

Бинарные уроки помогают учащимся более детально изучать темы по предметам. Каждый учитель рассказывает свое, но при этом дополняет и вступает в диалог с другим учителем. Взаимодействие и взаимовыручка помогают широко и полностью раскрыть тему. Учащиеся понимают и начинаю сами взаимодействовать друг с другом. И это тоже помогает сделать процесс обучения интереснее и продуктивнее.

Подготовила

учитель математики МОУ «СОШ №8»

Солдатова Н.Н.

2022г