СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование на занятиях метапредметных связей

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование на занятиях метапредметных связей

Просмотр содержимого документа
«Использование на занятиях метапредметных связей»

Использование на занятиях метапредметных связей.



Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

Метапредметность основывается на работе с деятельностью учащегося, передачей ему в первую очередь способов работы со знаниями, а не просто знания. Важно научить учащихся применять способы действия не зависимо от предметной области.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.

Метапредметный подход обеспечивает достижение метапредметных результатов образовательной деятельности:

способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций:

- вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);

- разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений (современных метапредметных коммуникативных компетенций);

- при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;

- научить школьников самостоятельно добывать необходимые знания, интерпретировать, творчески перерабатывать их и воспроизводить в осмысленном виде.

Интегрированные уроки можно проводить с использованием следующих приёмов, например:

Примеры метапредметных связей на уроке музыки:

Интеграция с уроками истории. Через музыку можно глубже понять особенности времени, в котором создавались те или иные произведения. Например, изучая музыку Баха, можно обсудить с учениками эпоху барокко, её стиль и художественные направления.

Связь с литературой. Музыкальные произведения часто вдохновлены литературными произведениями, стихами или драматическими произведениями. На уроках музыки можно использовать тексты поэтов-классиков, которые легли в основу музыкальных произведений. Сочетание литературного текста и музыки помогает лучше понять смысл произведения и эмоциональное состояние героев.

Связь с изобразительным искусством. На уроках музыки можно использовать произведения живописи и скульптуры для создания ассоциаций с музыкальными произведениями. Например, при изучении творчества Модеста Мусоргского можно сопоставить его цикл «Картинки с выставки» с произведениями изобразительного искусства, которые вдохновили композитора.

Связь с математикой. Музыкальная теория тесно связана с математическими понятиями: ритм, метр, тактовый размер — всё это основано на числовых закономерностях. Например, для младших школьников можно предложить задание по счёту долей в такте, что способствует как музыкальному, так и математическому развитию.

Развитие творческого потенциала. Например, на уроках музыки можно предложить детям написать собственное музыкальное произведение, вдохновлённое литературным или историческим сюжетом, либо создать звуковой фон для живописного произведения.

Одна из задач метапредметного подхода помочь понять кто я в этом мире и развитие системы природа-человек-общество.