Использование портфолио как техники формирующего оценивания
Портфолио в переводе с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста».
В книге «Руководство по использованию портфолио в классе» предлагается такая классификация портфолио:
1. Портфолио развития – учитель, заинтересованный в наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение учебного года, например, в освоении языка или математики, может обратиться к портфолио развития, который содержит примеры учебных работ, а также оценки учеником
своих результатов. Этот портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании.
2. Учебное планирование – учителя могут использовать существующую систему портфолио для получения дополнительной информации о классе. Это позволит лучше оценить уровень возможностей детей еще до начала учебного процесса и в соответствии с этим спланировать учебный год.
3.Портфолио подготовленности – некоторые
школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях.
4. Показательный портфолио – может включать лучшие ученические работы, собранные на определенном этапе обучения
и отражающие учебные достижения учащегося. Например, материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты, достижения в музыкальной
области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.
5. Портфолио для поступления в вуз – колледжи и университеты используют показательный портфолио как основание для приема абитуриентов. Предъявленные портфолио позволяют приемной комиссии лучше оценить реальные возможности будущих студентов добиться успехов при обучении в данном учреждении.
В чём же эффективность применения технологии «портфолио»? Во-первых, портфолио часто оценивается с точки зрения того, насколько при его формировании, презентации учащийся продемонстрировал основные учебные умения – способность к самоорганизации, коммуникативные и мыслительные навыки.
Во-вторых, весомую часть содержания портфолио составляют свидетельства того, что учащийся обладает теми или иными специальными или общими компетенциями.
Эта практика привязывания портфолио к ключевым компетенциям и учебным умениям дополняется симметричным опытом использования портфолио как основания для оценки компетентности.
Третий момент. Портфолио также созвучно еще одной актуальной образовательной идее – обучение в течение всей жизни. Портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса обучения и коммуникацию между его участниками, поскольку
различные варианты портфолио служат связующим звеном между школьными ступенями, школой и университетом, учебными заведениями и профессиональными сообществами.
Четвертый момент, обеспечивающий эффективность использования портфолио безусловно, заключен в том, что работа с ним хорошо организована и имеет системный характер.
Пятый, фактор, обеспечивающий портфолио успех. Работа школьников с портфолио организуется и сопровождается учителем.
В ходе совместной работы устанавливаются совершенно особые отношения сотрудничества и партнерства, которые сами по себе представляют несомненную педагогическую ценность. Эта поддержка и заинтересованное внимание педагогов позволяет ученику постепенно развивать самостоятельность и брать на себя контроль и ответственность как в работе с портфолио, так и в учебной ситуации в целом.
На сегодняшний день портфолио является гибкой, развивающейся образовательной технологией, так как, во-первых, поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося. Во-вторых, позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося. В-третьих, портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении. В-четвертых, портфолио – это форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования.
Основным недостатком портфолио является требование большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
Обязательные составляющие портфолио ученика начальных классов: материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых контрольных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний; достижение более высоких уровней, формируемых учебных действий.
Материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями.
Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности, например, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки др. и
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального общего образования, закрепленных в Стандарте.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
1) о сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования при получении основного общего образования;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.