Использование проектной деятельности в начальной школе при формировании культуры здоровья.
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность.
Бернард Шоу
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Особенно эта проблема актуальна для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью. Сегодня формирование здоровья – это не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема.
Очевидно, что каждая школа должна стать центром здоровьесберегающего отношения к ребенку, а сохранение и укрепление здоровья школьников должно быть приоритетной функцией образовательного учреждения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. На уроках и во внеурочной деятельности основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.
Подбирая определённый тип проекта, учитель, может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у ребенка, таким образом, необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности. Ученические проекты по здоровому образу жизни – дидактическое средство активизации здоровьесберегающей деятельности, формирование личностных качеств. В ходе работы над проектом ученик обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья и обучается принципам сохранения здоровья.
Многообразие типов проектов даёт возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания младших школьников в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять универсальные знания и умения, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды учебной и внеурочной работы.
Дети младшего школьного возраста не понимают значимости овощей, фруктов и ягод в развитии организма и какова роль натуральных витаминов в сохранении и укреплении здоровья. Не все дети с удовольствием едят блюда, приготовленные на основе овощей, фруктов и ягод.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. Зимой рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами с приусадебных участков, как летом. Поэтому не только весной, которую принято называть временем детского гиповитаминоза, но и осенью, зимой ребенку обязательно следует употреблять натуральные витамины.
Нашей целью стало систематизировать и расширить знания детей об овощах, фруктах и ягодах; познакомить детей с витаминами А, В, С, D раскрыть их значение для человека; развивать познавательные и творческие способности детей, желание познавать новое; развивать речь, память; воспитывать у детей умение работать в коллективе; гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью; привлечь родителей к жизни класса; развивать слух и голос; формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; способствовать развитию двигательной активности, самостоятельности, инициативности и творчеству
Так, учебным проектом в первом классе стал творческий проект «Фрукты, ягоды». Ребята совместно с родителями работали над проектом и результат своей деятельности выставили на выставку. Ребята второго класса решили узнать как растёт лук и работали над проектом «Витамины на подоконнике» Ребята третьего класса решили выявить все плюсы и минусы шоколада. Ну, а самые старшие работали над актуальным на данный момент проектом «Фаст-фуд: быстрая еда или медленная смерть»
А общим проектом ребят начальных классов, стал проект «Бал витаминов»
Все проекты имеют одну единую цель - формирование культуры здоровья.
Конечным результататом над проектной деятельностью по данной проблеме является сформированность у учащихся необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни и сознательной заботы о своём здоровье.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.- Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».