Тема: Повторение и обобщение по теме « Причастие» 7 классе
с использованием сингапурской структуры урока
Цель урока: обобщение знаний учащихся о причастии.
Задачи урока:
— научить применять знания о причастии как части речи, выявлять орфограммы в причастиях, отработать умение определять его синтаксическую роль;
— развивать навыки использования причастий в речи с целью повышения ее выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование причастий;
— поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.
— Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся.)
— Молодцы! Вот мы сегодня повторим и обобщим тему: «Причастия».
II. Разминка. Модель Rally Robin.
— Сейчас мы должны вспомнить все о причастии. Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель причастия: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры. (5 минут)
— Кто готов, покажите это.
— Сейчас вы вспомнили все, что касается причастия. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнером по лицу. Назовите 4-е лишнее слово (слова — на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4-е лишнее. У вас должно получиться 2 слова.
Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.
Назвать 4-е лишнее: играющий, игравший, играть , проигранный; читающий, читавший, прочитанный, читать.
— Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? (Играть, читать.) Хорошо, спасибо.
Вывод разминки. Mix Pair Share — звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.
— Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 — 5 секунд на размышление.
1-й вопрос. Почему лишними оказались слова играть и читать? (Начинает тот, у кого день рождение ближе 10 числу.)
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)
— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит…(Сeer!)
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
2-й вопрос. Назовите морфологические признаки и синтаксическую роль причастий. (Начинает тот, у кого волосы длиннее.)
— Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Time Pair Share.) (Склоняются, т.е. изменяются по числам и по родам, бывают действительными и страдательными, совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, образуют причастный оборот, в предложении бывают определением)
— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит… (Сeer!)
( Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
3-й вопрос. Для чего необходимо знать морфологические признаки? (Чтобы правильно писать причастия.)
(Начинает тот, кто ниже ростом.)
— Подумайте 3 секунды.
(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)
— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит… (Сeer!)
— Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.
III. Основная часть.
1.Письмо под диктовку
Чистые, уютные улочки, вымощенные булыжниками, с деревянными тротуарами, огороженными белёными столбиками, сверкающие золочёными куполами собор и церковь, вечерние улочки, освещаемые керосиновыми фонарями. Таково лицо нашего города сто лет назад. (Авангард)
2Орфографический, пунктуационный, синтаксический анализ.
Задание №1
Выпишете причастия в 2 столбика:
Дейсвительные: Сверкающие
Страдательные: Вымощенные, огороженными, освещаемые
(посовещайтесь в группе и объясните, почему выписали именно эти слова), отвечает лидер группы.
3. Записать предложения и сделать синтаксический анализ предложении:
1. Выпавший за ночь снег замёл узкую дорогу, ведущую к школе.
2. Тучи, предвещавшие грозу спускались всё ниже и ниже.
4. Сделать морфологический разбор причастия ВЫПАВШИЙ.
5. Развитие умений – применение нового знания.
1. Итак, теперь мы знаем, по каким признакам можно узнать
причастия, поэтому выполним следующую структуру. Я буду называть слов вслух, если это причастие, то вы должны встать, если это слово другой части речи, то вы сидите. Дети отвечают на вопросы учителя:
1) Синий, синеет, синеющий, синева.
2) Кружиться, кружившийся, круг,круглый.
3)Свет, светлый, освещать,освещенный.
4) Белый, белить, белизна,побелевший.
5. Назовите фразеологизм по его толкованию. Укажите причастия, их форму, роль в предложении.
Закончите фразеологизм . Для всех столов все предложения, а делают подчеркнутые каждый стол.
1.Умеет хорошо говорить - язык хорошо …подвешен (подвесить)
2. Лишен свободы действий - по рукам и ногам… связан
3. Объединены чем-либо общим - одной веревочкой …связаны
4. По внешнему виду сразу не разберешь, кто это - на лбу не …написано
5. Вовсе не похож на других по взгляду, характеру - из другого теста…сделан
6.Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности - как лимон…выжат (выжать)
6. Делаем вывод.
О чём мы сегодня говорили? Обсудите в группах.
Домашнее задание: из учебника литературы выпишите 5 предложений с причастиями. Оценки. Спасибо! Молодцы! Вы очень хорошо поработали, поблагодарите друг друга!