СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку. Имя прилагательное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе с использованием сингапурской методики обучения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. Имя прилагательное как часть речи»

МБОУ «Зверосовхозская СОШ»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан







Конспект


урока русского языка в 6 классе по теме:

«Имя прилагательное как часть речи».












Разработала учитель

русского языка и литературы

I квалификационной категории

Валиуллина М.Н.

















План – конспект урока по русскому языку в 6 классе

с использованием элементов сингапурской методики обучения на тему:

« Имя прилагательное как часть речи»

Цель: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные.

Задачи урока:

– повторить сведения об имени прилагательном, полученные ранее;

– знать определение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки;

– уметь распознавать прилагательные среди других частей речи, согласовывать с другими частями речи, употреблять в речи;

– воспитание мотивации к обучению.

Тип урока: повторение и обобщение


Ход урока

1. Организационный момент урока.

- Добрый день, ребята. Я рада  видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, партнеры по лицу - улыбнитесь друг другу и скажите: «Спасибо, что ты рядом!».

Итак , начинаем нашу работу.

2. Давайте рассмотрим картины. Использование структуры Си-Финк-Уэндэ.

Что вы видите? Что вы думаете об этом? О чём это вас заставляет задуматься?

3. Работа с текстом. Анализ миниатюры.

– Прослушайте текст.

Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит дорогу, лес, деревья. Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, березу.

А третий залюбовался пейзажем и унес в своей памяти куда больше. Он увидел синее небо, бегущие пушистые облака, увидел золотые луга, одинокое дерево, увенчанное пышной кроной, наполненные солнцем. У разных людей различный дар зрения.


Внимательно вчитайтесь и всмотритесь в текст.

Давайте поразмышляем над этими словами, и поможет нам в этом обучающая структура «Сингл раунд робин».

Я буду задавать вопросы, и каждый из вас должен будет проговаривать ответ по кругу своей команде. У каждого из вас будет 15 секунд.

Какова основная мысль этого текста?

Чем различаются картины, увиденные разными людьми?

Почему у разных людей разное восприятие ?

Можно ли воспитать в себе умение видеть мир ярким, насыщенным цветом и красками?

Молодцы, ребята! Красивый пейзаж вызывает радостное чувство, отвлекает от неприятностей, успакаивает

Какие же части речи помогают нам узнать о том, что видят другие, самим представить эти картины?

4. Сообщение темы и целей урока.

Итак, какая тема нашего урока? Верно, тема нашего урока – «Имя прилагательное как часть речи».

– Сегодня на уроке мы вспомним, что такое имя прилагательное, каковы свойства этой части речи и для чего нужно имя прилагательное.

5. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

1. Понаблюдаем вместе:

Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янсон «В счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы.


«Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.

- Одной пуговицы хватит!

- Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или…

- Можно обыкновенную брючную пуговицу, - сказал Юксаре».


1. С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных?


6. Использование структуры «Эй ар гайд».

Для того, чтобы узнать, насколько хорошо вы помните эту часть речи, а так же для того, чтобы вспомнить, то, что несколько позабылось, мы используем структуру «Эй ар гайд». Перед вами листочки с некоторыми утверждениями и колонками «До» и «После».

Отметьте свое согласие или несогласие с этими утверждениями с помощью знаков «+» или «-» в столбике «До» На работу даётся 1 минута. Время пошло.




До


Утверждения

После


Прилагательные в русском языке играют очень большую роль.



Имена прилагательные зависят от имен существительных.



Имена прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «чей?» и в предложении чаще всего бывают определениями.



Прилагательные описывают предмет, состояние, настроение, форму, размер и цвет.



Прилагательным обозначают назначение предмета и его принадлежность.



Без прилагательных очень трудно понять собеседника или письменную речь.



Прилагательные очень важны в поэтической речи.



Хорошо, ребята, а теперь внимательно прочитайте текст. Затем еще раз прочтите утверждения и поставьте «+» или «-» в столбике «После». У вас 2 минуты.

Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не встречались прилагательные. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Именем прилагательным называют самостоятельную часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и в предложении чаще всего бывают определениями.

Таким образом, имя прилагательное уточняет предмет: яркий платок, красное яблоко, красочный узор, алый закат. При помощи этой части речи легко описать важное событие: цветной сон, веселый праздник, счастливый случай. Прилагательное может указывать на состояние: жаркое лето, дождливый день, горячий чай, радостное настроение. Оно помогает описать форму: круглый торт, квадратный стол, овальное яйцо, фигурный узор. А также размер и цвет: широкий ковер, длинная юбка, тесные джинсы, высотный дом, голубые глаза, синее море, красная звезда .

Прилагательным обозначают назначение предмета: столовая комната, рыболовные снасти. Но эта часть речи может указывать и на принадлежность предмета: мамина шаль, платье, папин костюм. В этом случае прилагательное отвечает на вопрос «чей?». Вот сколько разных функций у имени прилагательного!

Представьте, что будет, если из русского языка исчезнет эта часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.


А теперь сравните столбики «До» и «После».

Изменились ли ваши убеждения? Почему?

Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему?

Итак, ребята, мы еще раз убедились в том, как важны имена прилагательные.



7. Физкульминутка.

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

8. Продолжаем наш урок.

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь точнее и выразительнее.

С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже ещё богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится.

Лингвистический анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…».


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора −

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…


Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде,


Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь–

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…


- Как называются оценочные, яркие определения в художественном тексте?(Эпитеты)

Найдите их в стихотворении.

- Найдите в этом стихотворении имена прилагательные, которые передают отношение автора к предметам, аргументируйте свой ответ.

Выпишите первое четверостишье, найдите и подчеркните главные члены предложения и определения. Какова синтаксическая роль прилагательных в четверостишье?


9. Работа над упражнением учебника.

Упражнение 269. Прочитайте выразительно текст. К какому типу речи он относится? В каком типе речи трудно обойтись без глаголов, в каком – без прилагательных?

10. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

-Запишем небольшой текст, но сначала я вас хочу попросить описать прилагательными всем нам знакомую птицу – лебедя. (Белый, стройный, грациозный,и т. д.)

- Но наше описание бедное, очень скупое, а вот как это сделал мастер слова – С.Т.Аксаков. Насладимся разнообразием и богатством прилагательных.


Лебедь

Бел..снежный, с бл..стящими, прозрачными, небольшими глазками, с ч..рными лапами, с длин.., гибк.. и красив.. шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темной, гладкой поверхност.. в..ды.


-Выразительно прочитайте текст. Понравился ли он вам?

-«По цепочке» объясним вставленные орфограммы (правописание окончаний имен прилагательных ) .


11. Для того чтобы повторить первичные знания об имени прилагательном, я предлагаю использовать структуру, которая называется «Модель Фрейера».


Обязательные характеристики

Необязательные характеристики


Примеры

Ии Противоположные

примеры


12. Подведение итогов урока.

-Вот на такой интересной работе мы и закончим сегодня наш урок, посвященный роли прилагательных в речи. Я всех благодарю за добрые и умные мысли, за творческое отношение к работе. Впереди нас ждет ещё много интересного .

13. Задание на дом.

П.47.

На выбор: 1. упражнение 272. 2. мини-сочинение «Зима»