Урок русского языка в 4 классе
Тема: Имя прилагательное как часть речи
Цели: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи; развивать связную речь, орфографическую зоркость; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Планируемые результаты: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; к. — инициативное сотрудничество с учителем
и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип: повторение
Оборудование: учебник, ПК, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, орфографический и толковый словари, словарик «Птицы России, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1.Каллиграфическая минутка
Зз зима зимний зимушка
Задание: разобрать по составу.
2.Словарная работа
—Найти слова. Выписать их.
КЛБЕСЕДАУНАЗАДОРДБЕРЕГИСТКРОВАТЬЯЛУП (флипчарт)
(Беседа, назад, берег, кровать.)
— Что общего у этих слов? (Это слова с непроверяемыми гласными в корне.)
— Какое слово может быть лишним?
(Назад — это наречие, остальные слова — имена существительные.)
Задание: дать характеристику каждого слова как части речи.
III. Самоопределение к деятельности
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если к нам их приложить,
Им веселее станет жить.
Вот громкий стук,
Вот жёлтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик.
— Так о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об имени прилагательном.)
Формулировка темы и задач урока
IV. Работа по теме урока
1. Повторение признаков имени прилагательного как части речи
- Какую неточность допустил автор.
«...Но если к нам их приложить...» . (Флипчарт)
Имена прилагательные «прилагаются» к существительным, а не наоборот.
- Что такое имя прилагательное?
(Устная фронтальная работа.)
2.Работа по учебнику или с электронным приложением ( по выбору)
Упр. 1 (с. 4).
Чтение отрывка из стихотворения А. Фета.
- О каком времени года пишет поэт?
- Как он называет картину зимы? Какое прилагательное использует?
- Подобрать синонимы к этому слову.
- Что такое эпитет?
Задание: выполнить письменные задания к упражнению.
Рубрика «Обратите внимание!».
- В чём отличие слов чудный и чудной!
Беседа о природе.
3. Знакомство с понятием краткая форма прилагательных
Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богата,
Бокаста да рогата. (Улитка.)
- Какие слова используются для описания улитки?
- Слова богата, бокаста, рогата — это особая форма имён прилагательных, которая называется краткой формой.
Рубрика «Обратите внимание!» на с. 5 учебника.
Вывод: Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?
- Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную.
— Прочитайте сказку «Лягушка-невеста» из книги Т. Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное». (работа с карточками.)
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»
— Найдите в тексте краткие имена прилагательные.
— На какие вопросы они отвечают?
— Замените их полными именами прилагательными.
4. Работа по учебнику
Упр. 2 (с. 5).
— О какой птице говорится в тексте?
— Прочитайте словосочетания, которые помогают описать внешний вид сороки.
— Какая птица по характеру?
— А что вы знаете об этих птицах?
Беседа «Помощь зимующим птицам»
Работа со школьным словариком «Птицы России».
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Слова какой части речи помогли узнать птицу?
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 5).
— Прочитайте задание.
— Назовите цель выполнения этого упражнения.
— С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные?
— Выполните задания.
— Прочитайте предложение, которое вы составили. (Самооценка.)
Словарная работа: слово автомобиль.
Задание: поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Найдите значение этого слова в толковом словаре. Слово состоит из двух частей: авто — сам, сам по себе, мобиль — подвижный. Значит, автомобиль — это то, что само по себе и нижется.
— Подберите к слову автомобиль однокоренные слова и запишите их.
Работа со орфографическими словарями.
Упр. 4 (с. 6). (Работа в парах.)
VII. Рефлексия Работа по учебнику
Упр. 6 (с. 6).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.)
Оценка работы на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое имя прилагательное?
— Какую роль играют имена прилагательные в речи?
— С помощью каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные?
Домашнее задание
1 уровень: упр. 5 (с. 6), 2 уровень: упр.7 (с. 7) — по выбору.