Просмотр содержимого документа
«"Использование современных технологий в развитии и коррекции эмоциональной сферы детей"»
"Использование современных технологий в развитии и коррекции эмоциональной сферы детей"
«Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением»
(приказ МОиН РФ «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
от 17.10.2013 г. № 1155).
АКУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
- Программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.
- Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
КОНГРЕСС «ВЫЗОВЫ ЭПОХИ» ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ЛИГИ МАКАРОВА В.В.
- гедонистическая мотивация;
- естественный отбор не действует (человек живет дольше, рождаемость (ЭКО, суррогатное материнство, кесарево сечение);
- вторая зрелость родителей;
- разрушение принадлежности к полу;
- деструктивная динамика института семьи (разводы);
- комфортное одиночество;
- рост социальных эпидемий (изменение пола, суицид);
- инстинкты второго порядка;
- напряжение социальных эмоций;
- СМИ несет сенсационную информацию, нежели продуктивную.
«Эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога».
Л.С. Выготский
Игровые технологии
Детская игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.
Игра – процесс овладения навыками жизнестойкости и выживания в современном обществе.
Игровые технологии направлены на:
- развитие волевых качеств, познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения, речи), коммуникативных навыков;
- коррекцию высокого уровня тревожности, страхов, преодоление застенчивости.
Классификация игр:
- игры с правилами: сюжетно-ролевые («Больница», «Парикмахерская»), словесные («Испорченный телефон»), театрализованные, подвижные («Флажок», «Противоположные движения»), дидактические («Нелепые ситуации», «Запомни свое место», кубики Кооса); творческие: игры-драматизации («Театр»).
- игры с правилами: сюжетно-ролевые («Больница», «Парикмахерская»), словесные («Испорченный телефон»), театрализованные, подвижные («Флажок», «Противоположные движения»), дидактические («Нелепые ситуации», «Запомни свое место», кубики Кооса);
- творческие: игры-драматизации («Театр»).
Игра «Кощей бессмертный»
«Главное преимущество игровой деятельности заключается как раз в том, что игра имеет непосредственное отношение к становлению потребностно-мотивационной сферы ребенка»
Е.О. Смирнова,
О.В. Гундарева
ТЕХНОЛОГИИ АРТТЕРАПИИ Сочетание слов «арт-терапия» (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.
Виды арттерапии:
- песочная терапия;
- мандалотерапия;
- музыкотерапия;
- имаготерапия (символдрама);
- изотерапия;
- кинезиотерапия;
- фототерапия;
- танцевальная терапия;
- стоунтерапия.
Музыкотерапия «Под музыку Вивальди…»
Технологии арттерапии направлены на:
- развитие творческих способностей, тренировку межполушарных нейронных связей, созидание целостности личностной структуры;
- коррекцию тревожности, агрессивности, замкнутости, адаптации детей к новым условиям, снятию мышечных зажимов, напряжения.
Сказкотерапия — это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.
- развивает эмоциональную сферу (эмпатию, выстраивание психологических границ, преодоление двигательного автоматизма) и познавательную активность (память, внимание, мышление, мелкую моторику рук, творческое воображение, речь);
- корригирует негативные черты характера (агрессивность, импульсивность, истерики, замкнутость, тревожность).
- Дополнительный метод при лечении энурезов, энкопрезов, гиперактивности, нарушениях сна, утраты близких, развода родителей.
Здоровьесберегающие технологии
– это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Этюд «Выговор»
Здоровьесберегающие технологии:
- развивают волевые качества, познавательную и эмоциональную сферы, речевую активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук;
- корригируют импульсивность, агрессивность, замкнутость, двигательный автоматизм, расторможенность).
Техники:
- психогимнастика (этюды "Штанга", "Шалтай-болтай", "Это я! Это мое!", психомышечные упражнения "Фея сна"); пальчиковая гимнастика с речитативом ("Очки", "Стул", "Стол", "Пальчики играют"); игры с бумагой, крупами, водой и песком); растяжки - упражнения на расслабление-напряжение ("Половинка", "Тучка и солнышко", "Медуза"); функциональные упражнения ("Послушать тишину", "Костер", "Колпак мой треугольный", "Черепаха"); когнитивные упражнения ("Чаша доброты", "Движение"); глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз); дыхательная гимнастика ("Лифт", "Ладони"); релаксация ("Поза покоя", "Кулачки"); аутотренинг ("Волшебный сон") с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
- психогимнастика (этюды "Штанга", "Шалтай-болтай", "Это я! Это мое!", психомышечные упражнения "Фея сна");
- пальчиковая гимнастика с речитативом ("Очки", "Стул", "Стол", "Пальчики играют"); игры с бумагой, крупами, водой и песком);
- растяжки - упражнения на расслабление-напряжение ("Половинка", "Тучка и солнышко", "Медуза");
- функциональные упражнения ("Послушать тишину", "Костер", "Колпак мой треугольный", "Черепаха");
- когнитивные упражнения ("Чаша доброты", "Движение");
- глазодвигательные упражнения (гимнастика для глаз);
- дыхательная гимнастика ("Лифт", "Ладони");
- релаксация ("Поза покоя", "Кулачки");
- аутотренинг ("Волшебный сон") с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки.
Когнитивное упражнения "Чаша доброты"
Упражнение «Цветные звуки моего тела»
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
- «Программа коррекционно-развивающих занятий по преодолению дезадаптации детей к ДОУ».
- «Адаптация детей к дошкольному учреждению».
- «Коррекция агрессивного поведения у детей раннего возраста».
- Коррекционно-развивающая программа «Психологическая помощь дошкольнику: подготовка к школе».
- Коррекционная программа «Преодоление замкнутости».
- Программа «Коррекционно-развивающие занятия в средних группах».
- «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с СДВГ».
Проект «Моя семья»
Литература
- Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель. - 196 с.
- Катаева Л.И. Профилактика застенчивости. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: книголюб,2004. (Психологическая служба).
- Киселева О.В. Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
- Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 48 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
- Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/сост. Т.В. Калинина (и др.). - Изд. 2-е . - Волгоград: Учитель, 2015. - 151 с.
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
- Психологические нормы возрастного развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия. Сост. Л.А. Иванникова. – Красноярск, 2013. – 110 с.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003. – 72 с.Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия Развития,1986г.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003 -125.
- Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: комплексные занятия на основе игровых технологий/авт.-сост. Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина. - Изд. 3-е, испр. - Волгоград: Учитель. - 157 с.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средних группах: Конспект занятий. – М. - Книголюб, - 2004.
- Яковлева Н.П. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб, 2001.
Светлой краской новый день
Взлетом кисти распиши
И смахнув улыбкой тень
Грусть палитрой рассмеши!
Лазарева О.О., 2003 г.