Создание личного сайта педагога
На учительском сайте Мультиурок.ру был создан личный сайт
На личном сайте была опубликована научно-исследовательская
работа на тему – «Использование специальных методов для развития быстроты футболистов»
тренер-преподаватель футбольного клуба Тольятти спорт «Футбол»
Обидова Дмитрия Рустамовича
Актуальность-темы заключается в том, что современный футбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков, которая носит преимущественно динамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок и аритмичным чередованием работы и отдыха. Среди них основными являются действия с мячом и передвижения по полю (бег, ходьба). И от того, насколько футболист хорошо владеет своим двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависят быстрота, точность и своевременность выполнения конкретной тактической задачи. Быстрота футболиста выступает при этом фактором, определяющим результативность соревновательной деятельности.
Вместе с тем никакое другое качество не может сравняться со скоростными качествами по многогранности проявлений. Это особенно должно учитываться в подготовке юных спортсменов. Установление и учет закономерностей структуризации и динамики проявлений скоростных качеств юных футболистов - проблема в теории и практике современного футбола.
Интенсификация соревновательной деятельности часто приводит к тому, что увеличение объёма перемещений и технико-тактических действий не сопровождается повышением их эффективности. Связано это с недостаточной устойчивостью двигательных навыков, и особенно тех, что выполняются в скоростно-силовом режиме.
Предмет исследования: игры и игровые задания для развития быстроты в футболе.
Предмет исследования: игры и игровые задания для развития быстроты в футболе.
Цель исследования: изучить процесс развития быстроты при помощи игр и игровых заданий в спортивной тренировке футболистов.
Задачи исследования:
Изучить литературные источники по выбранной теме.
Изучить методику определения уровня развития быстроты футболистов.
Подготовить игры и игровые задания для развития быстроты в спортивной тренировке футболистов.
Сделать заключение.
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.
Работа содержит две главы.
Первая глава под названием «Теоретические аспекты развития быстроты в процессе подготовки футболистов», представляет собой - анализ литературных источников по выбранной теме.
Анализ научно-методической литературы показал, что под физической подготовкой понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств спортсмена.
Быстрота футболиста — это его способность выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени.
В футболе это качество проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений и смена одного движения другим — скорость передвижения.
Обучение и тренировка спортсменов, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью:
а) общеразвивающие (на «быстроту»);
б) специальные упражнения своего вида спорта;
в) игры и игровые задания с мячом и без мяча для развития быстроты.
Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса развития быстроты в спортивной тренировке футболистов при помощи игр и игровых заданий» - представляет собой описание выполнения проектировочной деятельности по следующим вопросам:
2.1 Методика определения уровня развития быстроты футболистов
2.2 Характеристика тестов для определения уровня развития быстроты футболистов
2.3 Характеристика игр и игровых заданий для развития быстроты в физической подготовке футболистов
На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить методику определения уровня развития быстроты в спортивной тренировке, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей уровня развития быстроты, выделить тесты для оценки показателей уровня развития быстроты, которые доступны для футболистов.
На втором этапе исследовательской деятельности для проведения тестирования подготовлена батарея тестов, которая дает возможность определить уровень развития быстроты занимающихся, на текущий момент:
Тестирование быстроты
Бег 30 метров.
Бег на месте за 10 сек.
3. Прыжки на скакалке за 10 сек.
4. Прыжок в длину с места.
5. Челночный бег 3 х 10 м.
На третьем этапе исследовательской деятельности анализ литературных источников и изучение опыта тренеров по футболу показали наиболее эффективные игры и игровые задания с мячом и без мяча для развития быстроты, которые показывают динамику роста показателей в процессе физической подготовки футболистов.
Игровые задания для развития двигательной реакции
1. Старты с места из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа лицом и спиной вперед. Выполняются по звуковому и зрительному сигналу. Кто быстрее.
2. Старты в движении. Выполняются в основном по зрительному сигналу с максимальной быстротой реагирования.
Например, а)группа движется по кругу в среднем темпе, по сигналу — поднятая тренером вверх рука — выполняет слаломный бег в максимальном темпе. По сигналу - рука в сторону — резко останавливается и начинает бег в максимальном темпе в обратную сторону. По сигналу — рука за головой — выполняется поворот на 180° и бег спиной вперед в максимальном темпе; б) игроки, хаотично двигаются по полю, по сигналу ускорение 5-6 м.
3. Упражнение в движении в парах:
а) игрок 1 движется вперед, выполняя различные движения: ускорения, повороты, торможения, финты, остановки. Задача игрока 2 — как можно быстрее реагировать и повторять движения партнера;
б) то же упражнение, но игрок 2 движется спиной вперед.
4. Передача мяча в парах, тройках на месте и в движении, с уменьшением расстояния между партнерами и увеличением скорости движения мяча. Передавать партнеру в ноги, под неудобную ногу, заставляя его быстро реагировать на передачу. Так же набрасывание мяча на грудь, бедро, стопу партнера.
5. Игра в волейбол через плотное полотно, натянутое вместо сетки, для того чтобы игроки не видели подготовительных действий игроков противника, быстро реагировали на внезапно появляющийся над «сеткой» мяч.
Игровые задания для комплексного развития скоростных качеств
1. С мячом:
Один из игроков ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч низом вперед, а сам отходит в сторону. Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет в медленном темпе и т. д.
Два игрока встают в 5 м друг от друга. Один из них направляет мяч низом в сторону партнера. Тот подпрыгивает над катящимся мячом, пропускает его под собой, а затем поворачивается и совершает рывок за мячом. После этого партнеры меняются ролями. Каждый совершает по 3-4 рывка за мячом.
2. Без мяча:
Два (три) игрока медленно или в среднем темпе бегут, взявшись за руки. «Намеченный» тренером неожиданно выполняет кувырок. Партнеры делают то же. Начинающие кувырок меняются. Это упражнение можно использовать и для развития двигательной реакции
Двое бегут в медленном темпе. Один из них выполняет кувырок вперед. Партнер повторяет. Далее оба делают небольшое ускорение. Затем кувырок выполняет второй игрок и т. д. Это упражнение помогает развивать двигательную реакцию.
Один из игроков (нападающий) медленно бежит вперед. В 1 - 1,5 м перед ним бежит спиной вперед второй игрок (защитник). Нападающий неожиданно делает ускорение. Защитник, развернувшись на 180°, следует за партнером. Выполнив упражнение несколько раз, футболисты меняются ролями.
Для троих: от бегущего вперед нападающего отступают два защитника. Далее упражнение выполняется, как 5-е, только игроки делают ускорение в полную силу. Упражнение способствует развитию реакции.
Вариант. Защитники, совершив прыжок вверх, занимают положение сидя по-турецки, Либо упор на коленях, либо упор лежа; вскакивают и, повернув на 180°, бегут вслед за нападающими.
Подвижные игры с различными эстафетами, выполняемые в режиме, обеспечивающем прирост скоростных качеств.
Различные модификации спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол, регби), проводимые в режиме, способствующем развитию скоростных качеств, т.е. чередованием работы максимальной мощности в пределах 20 с и интервалов активного отдыха.
Все предложенные игровые задания выполняются в начале основной части учебно-тренировочного занятия.
Заключение
Анализ научно-методической литературы и выполнение практической части работы показали, что под быстротой или скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
Быстрота футболиста — это его способность выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени.
В футболе это качество проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений и смена одного движения другим — скорость передвижения.
Обучение и тренировка спортсменов, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью:
а) общеразвивающие (на «быстроту»);
б) специальные упражнения своего вида спорта;
в) игры и игровые задания с мячом и без мяча для развития быстроты.