В современном мире в связи с увеличением потребностей современного общества происходит существенная модернизация различных сфер деятельности, в том числе и образования. В связи с этим для достижения поставленных целей, как указывают новые ФГОС и национальный проект образования, необходимо внедрять новые технологии и методы обучения, совершенствовать формы организации образовательного процесса, повышать мотивацию школьников к обучению. Основной целью образования является формирование у учащихся универсальных учебных действий. В процессе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни.
Цель современного обучения иностранному языку состоит не просто в сообщении знаний, а в их превращении в инструмент творческого освоения мира. У ученика развивается восприимчивость, творческое мышление, способность образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели. В процессе мыслительной деятельности ребёнок создает что-то новое. Данное мышление направлено на достижение творческого результата.
Применение элементов театрализации как на уроках иностранного языка, так и во внеурочной работе превращает учебную деятельность в творческий процесс, который направлен на усвоение материала посредством игры и создания художественных образов. Элементы театральной педагогики не только разнообразят учебный процесс, но и обогащают его, создавая на уроке творческий психологический климат. В настоящее время иностранный язык становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Поэтому он стал обязательным компонентом обучения в школе. Многочисленные трудности при освоении иностранного языка ведут к потере интереса к процессу его освоения уже до перехода на среднюю ступень. В значительной степени решению этого вопроса способствует театральная деятельность на английском языке. Театральная деятельность – это самая точная модель общения, так как она подражает действительности, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров.
Хотелось бы отметить, что в научных трудах используется различная терминология, касающаяся театральной деятельности в обучении: технология драматизации, метод театрализации, драматизация, методика драматизации и др. В нашей работе мы будем использовать термин методика театрализации.
Всем известно, что дети очень хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. Поэтому театр близок и понятен детям. Одной из причин близости драматической формы детям является связь театрализации с игрой – ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках. В процессе увлекательного взаимодействия ребят друг с другом создаются условия непроизвольного усвоения материала. Освоение нового происходит в атмосфере творчества и дружеской партнерской обстановки.
Целью данной работы является изучение метода театрализации на уроках английского языка как средства формирование у учащихся навыков устной речи для свободного самовыражения.
Объектом исследования является метод театрализации на уроках английского языка.
Предметом данного исследования является процесс обучения иностранному языку с помощью театрализованных постановок как в урочное время, так и во внеурочное.
Таким образом, необходимо выдвинуть гипотезу нашего исследования, которая заключается в том, что театрализация на уроках иностранного языка способствует:
- повышению мотивации к изучаемому предмету,
- является хорошим средством для снятия языкового барьера,
- способствует развитию устной речи учащихся.
Исходя из всего выше сказанного, необходимо решить следующие задачи:
- создать определенные условия для успешной театрализованной деятельности;
- проведение систематической работы над произносительной стороной речи учащихся;
- использование необычных форм при работе над диалогической речью;
- проведение индивидуальной работы со слабыми учащимися;
- выявить причины языкового барьера и работать над минимизацией данной проблемы;
- повышение мотивации к изучению предмета.
Базой исследования является БОУ УР «УГНГ имени Кузебая Герда», а именно 2 и 5 классы гимназии.
Результаты работы были апробированы в виде доклада «Театрализация как методика преподавания английского языка в школе» на Международной научно-практической конференции Богомоловские чтения, (15-16 февраля 2018 г., Ижевск) и сообщений на педагогических советах Удмуртской государственной национальной гимназии имени Кузебая Герда.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды Селевко Г.К. « Современные образовательные технологии», Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка».
Наша работа состоит из 2 глав, первая из которой рассматривает театрализацию как педагогическую технологию, отмечаем причины и недостатки использования театральной деятельности.
В следующей главе мы описываем опыт внедрения театрализации на уроках английского языка в «Удмуртской национальной гимназии имени КУзебая Герда» во 2 и 5 классах каждый класс ставил свою сказку. Как 2, так и 5 класс имели низкую мотивацию в изучении английского языка. Использовав различные приёмы на своих уроках, мы решили повысить мотивацию через театрализацию, так как именно она может повысить абсолютно все виды речевой деятельности. На протяжении всего учебного года мы работали над сказкой, и с помощью родителей, классных руководителей, используя этапы театральной деятельности:
1. Знакомство детей с автором сказки, с произведением, отрывок из которого предназначен для постановки. Начало театральной деятельности в классе подразумевалось с предъявления готового образца (сценарий сказки).
2. Работа по снятию языковых трудностей. В основном это трудности лексического характера. Все слова в репликах партнёров должны быть понятны каждому участнику.
3. Первичное прослушивание пьесы. Учителю необходимо представить каждого героя через определённую интонационную выразительность роли, определить её темп, все особенности каждого героя.
4. Распределение ролей в соответствии с языковой трудностью пьесы, артистическими данными детей и их языковой подготовкой.
5. Индивидуальная работа с каждым ребёнком по выразительному чтению его реплик.
6. Групповая работа – прочтение пьесы по ролям. Во время этого этапа учащиеся запоминают слова своей роли и реплики своих партнёров, после которых они вступают.
7. Репетиции на сцене. Этот этап длится до тех пор, пока все участники не заучат свои роли наизусть и не будут произносить их чётко и громко, не научатся двигаться на сцене и слушать партнёра, а также вовремя вступать в действие. Завершается данный этап генеральной репетицией. Также на данном этапе изготовляются костюмы и необходимый реквизит (на данном этапе привлекались не только ученики, но и их родители).
8. Выступление учащихся на сцене.
9. Рефлексия.
мы смогли показать нашу работу на сцене.
Результаты детей изменялись от четверти к четверти, и к концу года мы увидели:
Класс | Количество учеников | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний до применения драматизации (1четверть учебного года) |
2 «Б» | 12 | 2 | 6 | 4 | - | 66% |
5 «В» | 26 | 3 | 13 | 10 | - | 61% |
Класс | Количество учеников | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний на конец учебного года ( 4 четверть учебного года) |
2 «Б» | 12 | 5 | 5 | 2 | - | 83% |
5 «В» | 26 | 10 | 10 | 6 | - | 76% |
Итак, на своём опыте мы показали, что использование театрализации способствует повышению мотивации школьников к изучению иностранных языков, а именно английского языка, определили преимущества и недостатки использования театральной деятельности.
Таким образом, на личном опыте мы убедились, что использование приемов театрализации на уроках иностранного языка способствует повышению уровня знаний и навыков, полученных детьми в процессе обучения. Все театрализованные постановки не являются самоцелью, а служат лишь интересам усвоения программного материала, помогая создать ситуацию, в которой желание речевой деятельности значительно опережает языковые возможности детей. Именно так они создают благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков употребления новых речевых единиц в речи. Главный закон детского творчества заключается в том, что его ценность следует видеть не только в результате и в продукте творчества, но и в самом процессе. Важно то, что дети создают, творят. У них развивается творческое воображение, память. Участники театрально-языкового общества получают универсальные умения, позволяющие им быть успешными в реальной жизни:
- быть толерантным;
- умение вести диалог;
- умение работать в команде;
- умение управлять своими эмоциями;
- умение быть гибким.
Театральная деятельность позволяет сделать урок интересным. Без принуждения дети погружаются в мир музыки, слова, литературы, живописи, поскольку театр – это вид искусства. Самое главное, театрализация создаёт ситуацию успеха и повышает интерес и мотивацию учащихся к изучению такого сложного предмета как иностранный язык. Опыт педагогов, описанный в данной работе, представляет практическую ценность для учителей иностранного языка, т.к. может быть использован в их работе.