СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Использование дифферинцированного и разноуровневого обучения на уроках географии. Десять правил принятия решения Рубинштейна. 

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии разноуровневого обучения на уроках географии.»

Разноуровневое обучение – это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на своем уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Критерием оценки деятельности ученика при уровневом подходе принимаются его УСИЛИЯ по овладению этим материалом и его творческому применению.

Десять правил принятия решений М. Рубинштейна

1. Прежде чем вникать в детали, постарайтесь получить представление о проблеме в целом.

2. Не принимайте решения, пока не рассмотрите все возможные варианты.

3. Сомневайтесь — даже самые общепринятые истины должны вызывать недоверие, и не нужно бояться отводить их.

4. Старайтесь взглянуть на стоящую перед вами проблему с самых разных точек зрения, даже если шансы на успех кажутся минимальными.

5. Ищите модель или аналогию, которая поможет вам лучше понять сущность решаемой проблемы. Так, диаграммы и схемы позволят вам охватить сложную и обширную проблему буквально одним взглядом.

6. Задавайте как можно больше вопросов. Правильно заданный вопрос порой может радикально изменить содержание ответа.

7. Не удовлетворяйтесь первым решением, которое придет вам в голову. Постарайтесь найти его слабые места. Попробуйте найти другие решения данной проблемы и сравните их с первым.

8. Перед принятием окончательного решения поговорите с кем-нибудь о своих проблемах.

9. Не пренебрегайте своими чувствами. Ведущая роль логического мышления в анализе проблем не подлежит сомнению, но нельзя преуменьшать значение чувств и интуиции.

10. Помните, что каждый человек смотрит на жизнь и возникающие повседневно проблемы со своей, особенной точки зрения. Одним из требований федерального стандарта является новая система оценки достижений обучающихся. Главной особенностью предлагаемой системы является уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

Применение технологии разноуровневого обучения в современном образовании весьма актуально.

Выбор новых способов, приемов, темпа обучения требует особого изучения индивидуальных особенностей и различий учащихся, уровня их развития, способностей к учению, в связи с чем, остро стал вопрос о разноуровневом обучении.

За годы педагогической практики я поняла, что, к сожалению, ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал просто непостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере найти выход из создавшейся ситуации мне помогает уровневая дифференциация знаний и умений обучающихся.

Несколько учащихся одного класса, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательный интерес к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучшее положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на “среднего” ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности поражают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости.

Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучению индивидуальных особенностей учащихся.

Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.

Первую группу образовали ученики “слабые” с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.

Во вторую группу вошли дети с преобладанием «среднего» уровня способностей, которые могут работать с большей долей самостоятельности, имеют определённые сформированные навыки и умения.

В третью группу вошли дети, которые обладают более высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно развит словарный запас.

Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

Разноуровневое обучение дает шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности.

В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия группы «А» - базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний , то его необходимо оценивать, исходя из более высоких требований к знаниям , умениям, навыкам. Чтобы добиться лучших результатов, школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да еще в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Такой подход учит ребят ценить не только отметки, сколько знания.

Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в:

  • делении учащихся на группы(по уровню знаний, способностям),

  • разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний,

  • оценивании деятельности учащихся.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

для первой группы («А»)

  1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

  2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

  3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

для второй группы («B»)

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

  2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

  3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

  4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

для третьей группы («С»)

  1. Развивить устойчивый интерес к предмету.

  2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

  3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Моей задачей как учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Разноуровневое обучение предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек-заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями; карточек, в которых показаны образцы выполнения задания, тренажеры. Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщения и закрепления знаний. При объяснении нового материала использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца. В 6 классе при изучении тем: "Основные формы рельефа
суши", "Реки","Озера" предлагаю задания разного уровня сложности:
1)выделить главные мысли изученного;
2)дать характеристику явлением, процессам, найти упомянутые
географические объекты на карте;
3)сравнить физическую карту с климатической.
Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Домашние задания учащимся можно предложить также дифференцированные:
1.Составить сложный план рассказа (1 уровень)
2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень)
3.Сделать ЛОК (лист опорного конспекта) по тексту параграфа (3 уровень).


В 8 классе при изучении темы "Россия на карте мира" предлагаю следующие задания:
1) Найти крайние точки на карте (1 уровень);
2) Найти точки и определить их координаты (2 уровень)
3)Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами (3 уровень)
Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.
Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:
-понимать карту(1 уровень)
-читать карту(2 уровень)
-знать карту(3 уровень)
На 1-м этапе обучения работе с картой в 6 классе при изучении темы "План и карты» знакомлю ребят с ее языком разновидностями, учу распознавать географическую действительность по изображению объектов, представлять по памяти расположения изучаемых объектов.

В заключение сформулируем основные условия эффективного осуществления дифференцированного обучения.
1.Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учащихся углубляли бы
программные знания. Основной принцип дифференциации - дифференциация помощи учащимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.
2.Обязательное условие организации дифференцированного обучения - знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологическим особенностей. Методика разделения учащихся на разноуровневые группы предполагает подвижность этих групп и смену их состава.

3.Эфективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения.
4.Условия реализации дифференцированного обучения:
-достаточный набор дидактических материалов (задания, инструкции и т.п)
-систематический контроль учителя и оценка им учебного труда учащихся;
-сознательное обучение учащихся приём познавательной деятельности.



В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у