|
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» ВОРФОЛОМЕЕВА Г.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ по предмету «география» |
|
Методическое пособие для преподавателей по темам «Политическая карта мира», «Природные ресурсы мира», «Население мира», «Хозяйство мира». |
|
ЯРОВОЕ |
2018 |
Ворфоломеева Г.Г. Использование тестов на уроках теоретического и практического обучения на уроках географии// Методическое пособие для преподавателей. – Яровое: 2018. – 25 с.
Методическое пособие посвящено одной из актуальных проблем профессионального образования – использованию тестов на уроках теоретического и практического обучения на уроках географии, повышению профессионального уровня как преподавателя так и обучающегося, индивидуализации обучения.
В данном пособии представлены задания для проверки знаний обучающихся по основным разделам географии «Политическое устройство мира», «Природные ресурсы», «Население мира», «Мировое хозяйство» и соответствуют требованиям, предъявляемых к географической подготовке обучающихся. С данной разработкой тестовых заданий участвовала в Краевом конкурсе дидактических разработок в 2012-2013 учебном году.
Рассмотрено на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин протокол № 10 от 15 мая 2018г.
Автор: Ворфоломеева Галина Григорьевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин высшей квалификационной категории.
Рецензенты:
Краевое государственное бюджетное профессиональнее образовательное учреждение «Яровской политехнический техникум» г.Яровое, Алтайского края
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
РЕЦЕНЗИЯ 26
ВВЕДЕНИЕ
На каждом этапе своего развития общество предъявляет системе образования определенные требования, соответствующие научно-техническим достижениям времени. В условиях модернизации проблемы научного обоснования, разработки содержания и методов обучения, а также педагогической диагностики результатов учебной деятельности весьма актуальны с точки зрения совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Требования, предъявляемые к географической подготовке обучающихся, во многом определяются условиями обучения географии и характеризуются двумя условиями: уровнями усвоения теории, к которым могут стремиться и достичь учащиеся, интересующиеся географией и необходимым условием, определяемым стандартом географического образования.
Стандарт среднего географического образования предполагает проверку достижения обязательного для всех учащихся уровня подготовки, составляющего основу дальнейшего обучения в ВУЗе.
Результативность любого процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовывались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых – объективность проверки знаний.
Преимущества тестового контроля:
объективность оценки;
достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
эффективность - можно одновременно тестировать большое число учащихся;
дифференцирующая способность - так как в тестах содержатся задания различного уровня;
реализация индивидуального подхода в обучении - возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;
сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным профессиям.
Предлагаемая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся.
Мной апробированы тематические тесты для всех тем, изучаемых по программе географии.
В соответствии с целями обучения сконструированы тестовые задания, которые служат для контроля правильности выполнения тех действий, которые соответствуют каждому уровню целей.
1. Тестовые задания, требующие называть и показывать, ориентированные на уровень "знать", предполагающие узнавание и воспроизведение географической информации (знаний) - это тесты базового уровня сложности, закрытого типа, с выбором одного правильного ответа. Обеспечивающие способность ориентироваться в потоке поступающей информации (знание географической номенклатуры, основных фактов, понятий и основных причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями).
2. Тестовые задания, требующие определять и измерять, ориентированные на уровень "понимать", предполагающие выполнение относительно простых мыслительных операций. Это закрытые тесты с несколькими правильными ответами и/или открытые тесты, в формулировке которых готовые ответы отсутствуют. Их должен сформулировать и записать сам ученик в специально отведенном месте. Это задания повышенной сложности.
3. Тестовые задания, требующие описывать и фиксировать, ориентированные на уровень "применять", предполагающие выполнение относительно сложных мыслительных операций. Это тесты повышенного уровня. Они проверяют применение знаний и умений в знакомой ситуации.
4.Тестовые задания, требующие объяснять, ориентированные на уровень "анализа с элементами синтеза". Это задания высокого уровня. При их выполнении требуется продемонстрировать способность использовать знания из различных областей географии для решения объективно новых задач. Контроль качества знаний - ключевая позиция, которая имеет принципиальное значение для достижения качества образования. Может осуществляться текущий, промежуточный и итоговый контроль. Объективный контроль результатов обучения позволит повысить эффективность управления учебным процессом.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Мною предоставлено 31 тестовое задание, которые имеют разные степени трудности:
Легкая степень трудности задания – 3
Средняя степень трудности задания – 23
Сложная степень трудности задания - 5
Разработка тестовых заданий содержит методические материалы:
второго уровня - 3 задания
третьего уровня – 23 задания
четвертого уровня – 5 заданий.
Перечень образовательных результатов, измеряемых посредством тестовых заданий, включённых в комплект:
Знание форм правления страной
Умение различать количественные и качественные сдвиги на политической карте мира.
Знание политической карты мира.
Знание политической карты мира. Умение ориентироваться на карте.
Применение и сопоставление знаний о населении мира.
Применение знаний для определения объекта по источникам информации.
Знание классификации природных ресурсов.
Умение сопоставлять географические карты.
Знание терминов.
Знание особенностей размещения природных ресурсов.
Умение оценивать ресурсообеспеченность стран мира.
Умение анализировать карту.
Оценивание уровня урбанизации.
Знание терминологии.
Оценивание и объяснение демографической ситуации.
Умение группировать страны по численности населения.
Умение группировать страны по показателям.
Умение анализировать диаграммы.
Знание религиозного состава населения.
Применение знаний о географическом положении стран на политической карте мира.
Знание типологии стран мира.
Анализ карт природопользования.
Умение анализировать экономическую карту.
Установление взаимосвязей.
Определение международной специализации стран мира.
Анализ экономической карты с целью определения специализации.
Умение определять, сравнивать и делать выводы по источнику информации.
Анализ экономических карт с целью определения специализации стран и регионов.
Наименование (номер) тестового задания: | 1 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Политическое устройство мира Знание форм правления страной |
Степень трудности тестового задания: | Легкая |
По формам правления страны мира подразделяются на
Экономически развитые и развивающиеся
Федеративные и унитарные государства
Республики и монархии
Метрополии и колонии
Правильный ответ – 3
Наименование (номер) тестового задания: | 2 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Политическое устройство мира Умение различать количественные и качественные сдвиги на политической карте мира. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
В середине 90-х годов новые государства образовались на территории
Германии и Польши
Польши и Чехословакии
Чехословакии и Югославии
Югославии и Албании
Правильный ответ – 3
Наименование (номер) тестового задания: | 3 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Политическое устройство мира Знание политической карты мира. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Установите соответствие между страной и ее столицей
Страна Столица
А) Германия 1) Копенгаген
Б) Польша 2) Оттава
В) Канада 3) Берлин
4) Варшава
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам
Правильный ответ:
Наименование (номер) тестового задания: | 4 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Политическое устройство мира Знание политической карты мира. Умение ориентироваться на карте. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Какой буквой на политической карте Европы обозначено государство Франция?

А
В
С
Д
Правильный ответ – 2) В
Наименование (номер) тестового задания: | 5 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Политическое устройство мира Знание форм правления. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Какое из перечисленных государств по форме правления является монархией?
Кения
Монголия
Греция
Швеция
Правильный ответ - 4
Наименование (номер) тестового задания: | 6 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Региональная характеристика мира. Северная Америка. Применение и сопоставление знаний о населении мира. |
Степень трудности тестового задания: | Сложная |
Какое утверждение о населении Канады является верным?
Численность населения в последние годы резко сокращается за счет отъезда из страны значительного числа жителей.
Показатель средней плотности населения – один из самых низких в мире.
Религия большинства верующего населения – ислам.
В общей структуре населения преобладают сельские жители.
Правильный ответ – 2
Наименование (номер) тестового задания: | 7 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Региональная характеристика мира. Применение знаний для определения объекта по источникам информации. |
Степень трудности тестового задания: | Сложная |
Определите страну по ее краткому описанию.
Эта страна омывается водами Тихого и Атлантического океанов. Население превышает 100 млн. человек. По форме правления является республикой, по форме административно – территориального устройства - федерацией. Это индустриально – аграрная страна. Производится добыча нефти, природного газа, железной руды, серы, руд сурьмы и ртути, графита. В обрабатывающей промышленности наиболее развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, хлопчатобумажная, пищевкусовая отрасли. В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Развитию туризма в стране способствует тот факт, что на ее территории процветали цивилизации майя и ацтеков.
Ответ:_________________
Правильный ответ - Мексика
Наименование (номер) тестового задания: | 8 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | География мировых природных ресурсов. Знание классификации природных ресурсов. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
К исчерпаемым невозобновимым природным ресурсам относятся:
А) минеральные и лесные
Б) минеральные и водные
В) минеральные и почвенные
Г) минеральные
Правильный ответ – Г
Наименование (номер) тестового задания: | 9 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Природные ресурсы мира. Умение сопоставлять географические карты. |
Степень трудности тестового задания: | Сложная |
Выберите ответ, в котором все названные страны относятся к обеспеченным лесными ресурсами:
Бразилия, Ливия, Россия
Китай, Намибия, США
Канада, Индонезия, Филиппины
Конго, Саудовская Аравия, Швеция
Правильный ответ - 3
Наименование (номер) тестового задания: | 10 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Природные ресурсы мира. Знание терминов. |
Степень трудности тестового задания: | Легкая |
Соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размером их использования называется ………………
Правильный ответ – ресурсообеспеченность
Наименование (номер) тестового задания: | 11 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Природные ресурсы. Знание особенностей размещения природных ресурсов. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Установите соответствие между видом минеральных ресурсов и страной – лидером по их запасам.
Вид минерального ресурса Страна- лидер
1) золото А) Россия
2) нефть Б) ЮАР
3) железные руды В) Саудовская Аравия
Правильный ответ:
– Б
- В
- А
Наименование (номер) тестового задания: | 12 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Природные ресурсы мира. Умение оценивать ресурсообеспеченность стран мира. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Выделите страну, в структуре земельного фонда которой преобладает пашня
А) Австралия
Б) Бразилия
В) Индия
Г) Ливия
Правильный ответ - В
Наименование (номер) тестового задания: | 13 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Природные ресурсы мира. Умение анализировать карту. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Выделите страну, испытывающую наибольший дефицит водных ресурсов
А) Алжир
Б) Перу
В) Финляндия
Г) Бразилия
Правильный ответ - А) Алжир
Наименование (номер) тестового задания: | 14 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Население мира. Оценивание уровня урбанизации. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Расположите перечисленные страны в порядке возрастания урбанизации.
А) Нидерланды
Б) Польша
В) Афганистан
Г) Индонезия
Запишите получившуюся последовательность букв.
Правильный ответ- В Г Б А
Наименование (номер) тестового задания: | 15 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Население мира. Знание терминологии. |
Степень трудности тестового задания: | Легкая |
Резкое увеличение численности мира, главным образом в развивающихся странах, в середине ХХ века называется ………………..
Правильный ответ - демографический взрыв
Наименование (номер) тестового задания: | 16 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Население мира. Оценивание и объяснение демографической ситуации. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Выберите верное утверждение. «Естественная убыль населения характеризуется
Высокой рождаемостью и низкой смертностью
Расширенным воспроизводством населения
Превышением смертности над рождаемостью
Высоким уровнем рождаемости.
Правильный ответ - 3
Наименование (номер) тестового задания: | 17 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Население мира. Умение группировать страны по численности населения. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Население какой из перечисленных стран меньше 100 млн. человек?
Пакистан
Германия
Япония
Нигерия
Бразилия
Правильный ответ - 2
Наименование (номер) тестового задания: | 18 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Население мира. Умение группировать страны по показателям. |
Степень трудности тестового задания: | Сложная |
Выберите ряд, в котором государства расположены в порядке убывания численности населения:
Бразилия, Индия, Индонезия
США, Япония, Мексика
Россия, Пакистан, Китай
Правильный ответ – 2
Наименование (номер) тестового задания: | 19 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Население мира. Умение анализировать диаграммы. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Самая высокая доля детей в общей численности населения (0 – 14 лет) характерна для такого региона, как
Северная Америка
Африка
Зарубежная Европа
Россия
Латинская Америка
Правильный ответ - 2
Наименование (номер) тестового задания: | 20 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Население мира. Знание религиозного состава населения. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Укажите религиозное течение, не являющееся частью христианства
Православие
Протестантство
Иудаизм
Католицизм
Правильный ответ - 3
Наименование (номер) тестового задания: | 21 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Политическая карта мира. Знание политической карты мира. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Выберите список стран – соседей Таиланда
А) Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма
Б) Бангладеш, Вьетнам, Лаос, Малайзия
В) Индия, Камбоджа, Китай, Филиппины
Г) Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Малайзия
Правильный вариант ответа - А
Наименование (номер) тестового задания: | 22 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Политическое устройство мира. Знание типологии стран мира. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
К какому типу стран по уровню социально – экономического развития относятся Малайзия, Сингапур?
Страны «переселенческого» капитализма
«Ключевые» развивающиеся страны
Страны – нефтеэкспортеры
Новые индустриальные страны
Правильный ответ - 4
Наименование (номер) тестового задания: | 23 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Природные ресурсы мира. Анализ карт природопользования. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Основная часть угольных ресурсов мира сосредоточена в трех регионах. Какой из перечисленных «лишний»?
А) Европа
Б) Южная Америка
В) Азия
Г) Северная Америка
Правильный ответ- Б
Наименование (номер) тестового задания: | 24 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | География отраслей мирового хозяйства. Умение анализировать экономическую карту. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Укажите страну, которая имеет следующую структуру занятости населения: сельское хозяйство - 84%, промышленность – 5%, сфера услуг – 11%.
А) Танзания
Б) Россия
В) Великобритания
Г) Бразилия
Правильный ответ – А
Наименование (номер) тестового задания: | 25 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | География отраслей мирового хозяйства. Установление взаимосвязей. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Укажите характерную черту для отраслевой структуры промыщленности развитых стран:
А) ведущая роль добывающих отраслей
Б) высокая доля обрабатывающих отраслей
В) преобладание первичной обработки сырья над выпуском готовой продукции
Г) малая доля наукоемких производств.
Правильный ответ - Б
Наименование (номер) тестового задания: | 26 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | География отраслей мирового хозяйства. Установление взаимосвязей. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Найдите верное утверждение:
А) Россия – крупный экспортер бокситов
Б) Мексика является одним из мировых лидеров по добыче золота
В) Япония не обладает значительными запасами природного газа
Г) Китай является крупным импортером угля.
Правильный ответ - В
Наименование (номер) тестового задания: | 27 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | География отраслей мирового хозяйства. Определение международной специализации стран мира. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Укажите тройку стран – лидеров по производству кофе:
А) Бразилия, Колумбия, Индия
Б) Эквадор, Индонезия, Таиланд
В) США, Бразилия, Турция
Г) Колумбия, Мексика, Гана
Правильный ответ - А
Наименование (номер) тестового задания: | 28 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | География отраслей мирового хозяйства. Анализ экономической карты с целью определения специализации. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Найдите неверное утверждение:
А) главный экспортер чая в мире – Шри-Ланка
Б) больше всего тростникового сахара производится в Индии
В) лидеры по производству натурального каучука в мире – страны Юго- Восточной Азии
Г) три главных зерновых культуры в мире – пшеница, рис, кукуруза.
Правильный ответ – Б
Наименование (номер) тестового задания: | 29 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | География отраслей мирового хозяйства. Умение определять, сравнивать и делать выводы по источнику информации. |
Степень трудности тестового задания: | Сложная |
Укажите город, в котором располагается крупнейший в мире (по объему пассажироперевозок) аэропорт:
А) Лондон
Б) Париж
В) Чикаго
Г) Токио
Правильный ответ - В
Наименование (номер) тестового задания: | 30 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Региональная характеристика мира. Зарубежная Азия. Определение международной специализации стран. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Приведите в соответствие страны Азии и характерные для них экспортные товары:
Экспортные товары Страны Азии
Автомобили А) Ирак
Нефть Б) Шри – Ланка
Чай В) Япония
Правильный ответ:
– В
- А
- Б
Наименование (номер) тестового задания: | 31 |
Ступень общего образования: | Среднее (полное) общее образование |
Учебный предмет (образовательная область): | География |
Измеряемый образовательный результат: | Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Анализ экономических карт с целью определения специализации стран и регионов. |
Степень трудности тестового задания: | Средняя |
Выберите отрасль специализации сельского хозяйства стран Южной Европы:
А) овцеводство
Б) виноградарство
В) зерноводство
Г) шелководство
Правильный ответ - В
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я уже несколько лет работаю над усовершенствованием методики использования тестовых заданий для контроля за качеством знаний обучающихся и убедилась в определенных их преимуществах:
если классические виды контроля как письменная работа или устный опрос предусматривает ответы лишь по некоторым выборочным вопросам программы, то тест позволяет проверить усвоение знаний по многим разделам и темам;
в процессе выполнения тестов важное место занимает такая мыслительная операция, как сравнение;
при применении тестов имеется возможность выявить поэлементный уровень усвоения учебного материала, проблемы, недостатки умений и навыков каждого из обучаемых;
построение теста из различных по сложности заданий позволяет дифференцировать испытуемых по уровню подготовленности;
результаты тестирования дают возможность регулярно корректировать свою учебную деятельность;
тестовые задания обладают высоким обучающим потенциалом.
Конечно, в своей работе я использую и тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях, но чаще всего разрабатываю их самостоятельно.
При составлении тестов ставлю перед собой следующие цели:
проверить знания теоретических положений по теме на репродуктивном уровне;
определить навыки и умения применять теории при выполнении простых, привычных для обучающихся заданий;
выявить возможность обучающихся включать новые задания и умения в систему старых, привычных понятий;
выявить способность тестируемых использовать знания в нестандартных ситуациях.
Применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с обучающимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всей группы улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу, при этом увеличивается количество отметок в журнале.
Чаще всего я использую тесты с выборочными ответами. Они дают возможность обучающимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления.
Оптимальные тесты, содержащие 10-12 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один.
Отметки обучающимся выставляю на основании критериев:
Отметка «3» ставится за 6-7 правильных ответов
Отметка «4» – за 8-9 правильных ответов
Отметка «5» – за 10 правильных ответов.
Если в результате проверки установлено большое количество неверных ответов на какой- либо вопрос, то на следующем уроке провожу дополнительное разъяснение материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аванесов В.С.Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме: Учебное пособие, М.: МГТА,1995г.
2.Майоров А.М. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования), М.:Народное образование, 2001г.
3. Баранчиков Е. В. География. — М.: Академия, 2005.
4. Болысов С. И., Гладкевич Г. И., Зубаревич Н. В., Фетисов А. С. Пособие по географии для поступающих в вузы. - М.: ЧеПо, 1995.
5. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в Вузы. - М.: Аст-Пресс, 2001.
6. Климанова О. А, Наусмова А. С. Школьные олимпиады: 6—11 классы. - М.: Дрова, 2002.
7. Лиознер В. Л. Тесты. География 10 класс. Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2002.
8. Лисенкова Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. — М.: Просвещение, 1992.
9. Максаковский В. П. Географическая картина мира. — Яр.: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995.
10. Максаковский В. П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. - М.: Просвещение, 1994.
9. Максаковский В. П. География. Социальная и экономическая география мира. — М.: Просвещение, 2003.
11. Митрофанов И. В. Тематические игры по географии. — М.: Творческий центр, 2003.
12. Родионова И. А. Политическая карта мира. География мирового хозяйства. - М.: Московский Лицей, 1996.
13. Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии: 6-10 классы. — М.: Просвещение, 1991.
14. Смирнова В. М. Экономическая и социальная география мира. Дидактические материалы. М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.
15. Первое сентября, подшивки за 1996-2016 г.
16. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2009.
РЕЦЕНЗИЯ