Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых образовательных ресурсов»
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе по формированию функциональной грамотности младших школьников
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, функциональное (смысловое) чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и другие, работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать.
Исследования последних лет свидетельствует о существенных проблемах в области сформированности читательской компетентности у современных школьников. В рамках международных исследований качества и грамотности чтения PlSA и PIRLS были выявлены следующие негативные моменты:
- учащиеся неверно истолковывают содержание прочитанного текста в связи с незнанием/неверной интерпретацией фактов, изложенных в тексте;
- учащиеся трактуют слишком поверхностно смысл текста, без учета его «подтекста» и социокультурного контекста;
- учащихся неверно понимают значение отдельных слов/фраз и поэтому неверно в целом понимают смысл текста.
Для избегания данных дефицитов необходимо развивать функциональную читательскую грамотность. Читательская грамотность сегодня – это способность извлекать мысли, создавать смысловые сообщения, воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе и в цифровой среде.
Функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Задания на формирование читательской грамотности помогают детям учиться работать с информацией: понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями и интерпретировать ее.
Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении детей в начальных классах значительно повышает уровень функциональной грамотности учеников, что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Дети зрительно воспринимают яркую картинку и информация запомнится быстрее и на дольше. Проектная деятельность с использованием информационно - коммуникационных технологий позволяет детям проявлять себя индивидуально или в группе, учиться самостоятельно добывать информацию, сравнивать, анализировать, представить публично полученный результат. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.
Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ЦОР, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.
Уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов. По мере того как развивается наука и техника, требования к знаниям растут.
Можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям в обществе. Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.