СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование цифровых образовательных ресурсов при реализации программы "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Использование цифровых образовательных ресурсов при реализации программы "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Использование цифровых образовательных ресурсов при реализации программы "Школа России"»

МБОУ «Сосковская средняя общеобразовательная школа»

















«Использование цифровых образовательных ресурсов при реализации программы

«Школа России»











Подготовила

Лобачева Наталья Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ «Сосковская СОШ»







В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, в дальнейшем выясняется, что вся работа заключается в освоении отдельных развивающих игр.

Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем обществе.

Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

За последнее десятилетие в школах страны распространяются электронные издания образовательного назначения.

Многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов, благодаря которым успешно решаются следующие дидактические задачи:

— предъявление учебной информации;

— информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

— моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;

— поддержка различных активных форм занятий;

— тренажер навыков и умений различного характера, решение задач;

— контроль и оценка знаний учащихся.

Цифровые образовательные ресурсы, необходимые для организации учебного процесса представлены в форме фотографий, видеофрагментов, моделей, ролевых игр, картографических материалов, отобранных в соответствии с содержанием конкретного учебника. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) или электронные образовательные ресурсы (ЭОР) можно разделить на четыре типа: информационные, практические, контрольные, комбинированные.

  1. Информационные ЭОР применяются на этапе усвоения знаний для активизации познавательной активности учащихся.

-тексты;

-анимация;

-видео и аудио материалы;

- схемы – модели;

-иллюстрации;

2. Практические ЭОР служат для формирования умений на основе полученных знаний, применяются при решении задач, наблюдений.

- тренажёр с проверкой;

- интерактивное задание с проверкой ответа;

- интерактивная игра;

- интерактивное наборное полотно;

3. Контрольные ЭОР используются при проверке знаний учащихся и степени сформированности умений, готовности к самостоятельной работе.

- проверочная работа;

- тест;

4. Комбинированные ЭОР включают отдельные элементы информационных, практических и контрольных заданий.

В МБОУ «Сосковская СОШ» на начальной ступени образования используется УМК «Школа России». УМК предполагает применения в практике учителя широкого спектра современных образова­тельных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагоги­ческих ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности.

К каждому учебному предмету имеются электронные приложения, которые используются на уроках.

Электронное приложение является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Математика» автор М. И. Моро и др. Приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК.

Приложение состоит из уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного, содержащего объяснение материала параграфа и двух экранов с упражнениями для закрепления пройденного материала. Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.

Электронное приложение по русскому языку автор В.П. Канакина содержит более 300 ресурсов, объединённых в рубрики:

- Анимация

- Проверочные работы

- Словарные работы

- Упражнения

Все ресурсы электронного приложения сгруппированы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности.

Электронное приложение «Окружающий мир» А. А. Плешакова может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов: Фотографии, Анимации, Видеофрагменты, Интерактивные игры, Тесты. Приложение состоит из 60 уроков, соответствующих темам учебников. Все уроки сгруппированы по разделам. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного, содержащего объяснение материала параграфа и двух экранов с упражнениями для закрепления пройденного материала.

Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.

Электронное приложение «Литературное чтение» автор Л.Ф.Климанова содержит аудио материалы, предназначенные для прослушивания.

На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи – десяти лет является игра, я убедилась, что использование ЦОР на уроках в начальной школе способствует качеству усвоения материала.

Применение ЭОР невозможно без необходимой технической базы, которую необходимо создавать в каждом образовательном учреждении.

Подводя итог анализа разработок в области информатизации в начальной школе, можно сказать, что информационная деятельность детей должна и способна решать задачи: вывести знания, умения и навыки детей в области информатики на определенный уровень для их успешного обучения в средней школе; создать в начальной школе методические условия для овладения элементарной информационной культурой; сформировать информационную среду начальной школы с межпредметными связями для формирования у детей целостного восприятия обучения, а не набора отдельных знаний по отдельным предметам; воспитать у детей культуру творческого общения, стимулировать экспериментально-исследовательскую деятельность, вносить в обучение высокий уровень мотивации к познанию.

Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю применение ИКТ.

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную

мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.

ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.

Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Проведение интегрированных уроков; результативность проектной, исследовательской деятельности повышается при использовании ЦОРов.

Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.

При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где ЦОР применить необходимо.