МБОУ «Сосковская средняя общеобразовательная школа»
«Использование цифровых образовательных ресурсов при реализации программы
«Школа России»
Подготовила
Лобачева Наталья Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Сосковская СОШ»
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, в дальнейшем выясняется, что вся работа заключается в освоении отдельных развивающих игр.
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем обществе.
Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
За последнее десятилетие в школах страны распространяются электронные издания образовательного назначения.
Многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов, благодаря которым успешно решаются следующие дидактические задачи:
— предъявление учебной информации;
— информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
— моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;
— поддержка различных активных форм занятий;
— тренажер навыков и умений различного характера, решение задач;
— контроль и оценка знаний учащихся.
Цифровые образовательные ресурсы, необходимые для организации учебного процесса представлены в форме фотографий, видеофрагментов, моделей, ролевых игр, картографических материалов, отобранных в соответствии с содержанием конкретного учебника. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) или электронные образовательные ресурсы (ЭОР) можно разделить на четыре типа: информационные, практические, контрольные, комбинированные.
Информационные ЭОР применяются на этапе усвоения знаний для активизации познавательной активности учащихся.
-тексты;
-анимация;
-видео и аудио материалы;
- схемы – модели;
-иллюстрации;
2. Практические ЭОР служат для формирования умений на основе полученных знаний, применяются при решении задач, наблюдений.
- тренажёр с проверкой;
- интерактивное задание с проверкой ответа;
- интерактивная игра;
- интерактивное наборное полотно;
3. Контрольные ЭОР используются при проверке знаний учащихся и степени сформированности умений, готовности к самостоятельной работе.
- проверочная работа;
- тест;
4. Комбинированные ЭОР включают отдельные элементы информационных, практических и контрольных заданий.
В МБОУ «Сосковская СОШ» на начальной ступени образования используется УМК «Школа России». УМК предполагает применения в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности.
К каждому учебному предмету имеются электронные приложения, которые используются на уроках.
Электронное приложение является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Математика» автор М. И. Моро и др. Приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК.
Приложение состоит из уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного, содержащего объяснение материала параграфа и двух экранов с упражнениями для закрепления пройденного материала. Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.
Электронное приложение по русскому языку автор В.П. Канакина содержит более 300 ресурсов, объединённых в рубрики:
- Анимация
- Проверочные работы
- Словарные работы
- Упражнения
Все ресурсы электронного приложения сгруппированы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности.
Электронное приложение «Окружающий мир» А. А. Плешакова может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов: Фотографии, Анимации, Видеофрагменты, Интерактивные игры, Тесты. Приложение состоит из 60 уроков, соответствующих темам учебников. Все уроки сгруппированы по разделам. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного, содержащего объяснение материала параграфа и двух экранов с упражнениями для закрепления пройденного материала.
Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.
Электронное приложение «Литературное чтение» автор Л.Ф.Климанова содержит аудио материалы, предназначенные для прослушивания.
На своем опыте, учитывая, что основным видом деятельности детей семи – десяти лет является игра, я убедилась, что использование ЦОР на уроках в начальной школе способствует качеству усвоения материала.
Применение ЭОР невозможно без необходимой технической базы, которую необходимо создавать в каждом образовательном учреждении.
Подводя итог анализа разработок в области информатизации в начальной школе, можно сказать, что информационная деятельность детей должна и способна решать задачи: вывести знания, умения и навыки детей в области информатики на определенный уровень для их успешного обучения в средней школе; создать в начальной школе методические условия для овладения элементарной информационной культурой; сформировать информационную среду начальной школы с межпредметными связями для формирования у детей целостного восприятия обучения, а не набора отдельных знаний по отдельным предметам; воспитать у детей культуру творческого общения, стимулировать экспериментально-исследовательскую деятельность, вносить в обучение высокий уровень мотивации к познанию.
Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю применение ИКТ.
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную
мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Проведение интегрированных уроков; результативность проектной, исследовательской деятельности повышается при использовании ЦОРов.
Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.
При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где ЦОР применить необходимо.