СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование учебного диалога в обучении математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лишь постоянное общение индивида с более развитым, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приближения к соответствующим духовным ценностям. Опыт общения приобретается с раннего детства и целенаправленно начинает формироваться в младшем школьном возрасте. В процессе общения необходимо научить ребенка умению вести диалог, который в развитых формах представляет собой не просто бытовой ситуативный разговор, а богатую мыслями произвольную контекстную речь, вид логического взаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Использование учебного диалога в обучении математике»

Использование учебного диалога в обучении математике


В Законе «Об образовании» указано, что образование должно: а) обеспечить формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; б) содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; в) способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Все эти требования можно реализовать только через общение, которое является одной из важных потребностей человека. Лишь постоянное общение индивида с более развитым, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приближения к соответствующим духовным ценностям. Опыт общения приобретается с раннего детства и целенаправленно начинает формироваться в младшем школьном возрасте. В процессе общения необходимо научить ребенка умению вести диалог, который в развитых формах представляет собой не просто бытовой ситуативный разговор, а богатую мыслями произвольную контекстную речь, вид логического взаимодействия.

В настоящее время резко возрос интерес к всестороннему осмыслению диалога. Диалог все более предстает как значительный культурный феномен, как особый способ познания, как духовная ценность, открывающая путь к полноценному общению, к Утверждению нравственного достоинства личности. Стремление к диалогу и сотрудничеству составляет важную тенденцию развития современной педагогики.

Несмотря на это, диалоговые формы обучения до сих пор мало используются в обучении младших школьников. Мы согласны с Ю.В. Сенько и В.Э. Тамарина, которые с тревогой пишут: «Создалась парадоксальная ситуация: диалог между учителем и учеником существует столько, сколько существует обучение, а задача вооружения учащихся умением вести диалог в школе даже не выдвигается» [1]".

Перечислим причины, по которым (на наш взгляд) диалоговые технологии не вошли прочно в учебный процесс.

1. Многие учителя не вполне осознают сущность понятия учебный диалог. Ответы на вопрос: «Что вы понимаете под учебным диалогом на уроке?» показали, что педагоги в основном неадекватно воспринимают это

понятие. Так, 39 % учителей ответили: «Полные ответы учащихся на вопросы учителя; беседа учителя и ученика; разговор учителя и ученика; общение между учителем и учащимися» и т.п. Только 15 % педагогов ответили достаточно точно: «Общение, организованное учителем с целью решения учебной задачи, обмен мнениями между учителем и учащимися».

Диалог в современных условиях — это не просто форма общения, при которой происходит обмен информацией или мнениями. Диалог на сегодняшний день является тем средством взаимосвязи педагога и

воспитанника, которое отвечает требованию организации субъект- субъектных отношений в образовательном пространстве. Главной чертой учебного диалога является то, что он представляет собой целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями ради поиска истины. Учебный диалог — это не просто беседа субъектов учебного процесса. Это новый способ мышления, качественно иной стиль отношений, для которого характерны, прежде всего, равноправность суждений, взаимное доверие, откровенность и доброжелательность.

2. Сложность организации учебного диалогического общения на уроке из-за непредсказуемости.

Действительно, ход диалога на уроке нельзя спланировать, но его можно спроектировать исходя из анализа поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности в классе и прогнозируя вариативность детских действий. Проектируя учебный диалог, педагог должен продумать возможности организации творческой, учебно-познавательной деятельности школьников.

3. Отсутствие специального тренинга учителей по педагогическому общению.

Диалог — это форма общения, поэтому если у педагога есть проблемы в общении с учащимися, если он осознанно или неосознанно воздвигает барьеры в общении, то он не сможет реализовать диалоговую технологию. По мнению С. Поздеевой, к факторам, блокирующим общение и тормозящим

диалог на уроке, относятся:

а) категоричность учителя, демонстрация себя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний, т.е. различные проявления авторитарной монологической деятельности педагога;

6) отсутствие эмоциональных «поглаживаний» (так называемых психологических «плюсов») по отношению к школьнику, к которым психологи относят улыбку, обращение по имени, физический и зрительный контакт;

в) неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. Часто на уроках учителя задают закрытые вопросы, на которые ученики отвечают односложно, или репродуктивные и риторические вопросы [3].

В педагогической практике существует представление, что диалог может возникнуть спонтанно и он зависит главным образом от умело подобранных вопросов. В этом случае правомерно говорить о внешнем диалоге или о псевдодиалоге, а также о беседе.

В диалогическом взаимодействии более ценны вопросы, направленные на раскрытие сути обсуждаемой проблемы, например:«Считаете ли вы, что...? Правильно ли я понял ваше сообщение...? Вы согласны со мной, что...?» и т.д. В результате будет создаваться благоприятная атмосфера для

коллективного обсуждения на основе общего подхода к проблеме, ученики получат возможность обдумать мнение одноклассников или изменить свое.

Учащиеся младших классов, хотя и имеют дошкольный опыт общения со сверстниками (например, в игровой деятельности), еще не готовы участвовать в учебном диалоге: у них часто отсутствует умение высказывать свою точку зрения, выслушать и принять чужую. Продуктивное взаимодействие первоклассников сначала должен инициировать учитель, «выращивая» у них потребность не просто в общении и обмене мнениями, а в учебном споре, где объединяются и систематизируются разные точки зрения, происходит актуализация знаний.

В грамотно организованном диалоге учитель помогает школьникам «прожить» возникновение новых для них понятий, самим дойти до верного знания, тем самым делая их более действенными и прочными.

ЕЛ. Мельникова различает два вида диалога: побуждающий и подводящий [4]. Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформулировать учебную задачу. В ходе его организации задаются вопросы: «Вы смогли выполнить задание? В чем возникло затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?» Подводящий диалог можно сравнить с локомотивом, движущимся способу действия.к новому знанию,

Структура учебного диалога по внешней форме представляет собой вопросно-ответный комплекс, но, в отличие от обычных вопросов, которые педагог использует на уроке, в учебном диалоге вопросы носят эмоциональный, личностный характер. Отличие диалогического ответа от ответа на вопрос учителя в том, что ученик берет за основу своего ответа только что высказанную кем-то мысль или мнение других авторов. Приведем примеры диалогов на уроках математики.

Фрагмент урока

на тему «Многоугольники»

На доске изображены треугольник, четырехугольник и шестиугольник.

Учитель. Как можно назвать все эти фигуры одним словом?

Ученик1 Может быть, их назвать угольники? Ведь у них у всех есть углы

Ученик2Я думаю, что он говорит правильно. В названии обязательно должно быть слово угольники. Ведь фигуры, изображенные здесь, называются треугольники, четырехугольники, шестиугольники. Я думаю, что их всех можно Назвать разноугольники

Учитель. Вася, твое название хоро-

шее, но мне кажется, лучше их назвать мно-

гоугольники.

Ученик 3 Я слышала это слово, но не знала, что оно обозначает.

Ученик 4 Почему их называют именно так? Три угла - это разве много? Вот если бы углов было сто...

Ученик 5 А я думаю, здесь слово много обозначает несколько, т.е. не один угол. Ведь и два по сравнению с одним уже много, правда?

В качестве образца организации диалогов в обучении математике можно использовать учебники «Математика» НБ. Истоминой В них включены диалоги Миши и Маши. Ученикам, работающим по этим учебникам, предлагаются для обсуждения варианты ответов Миши и Маши:

они высказывают различные точки зрения, комментируют способы математических действий, анализируют ошибки. Диалоги Миши и Маши

помогают учителю создать гармоничные отношения с учениками, привлечь школьников к обсуждению различных вопросов.

Фрагмент урока

на тему «Деление с остатком»

Учащиеся выполняют задание из учебника Н.Б. Истоминой: «Догадайся! По какому признаку можно разбить выражения на группы? 72 : 8, 37 : 6,

48:4, 65:8, 59:8,55 :9,20: 3, 28:7, 52 : 8, 84 :9.

Миша. Я думаю, что можно разбить эти выражения на две группы.

Маша. А я думаю, что выражения мож-

но разбить на пять групп».

После чтения задания учитель обсуждает его со школьниками.

Учитель. Как вы думаете, кто прав: Миша или Маша?

Витя. Я думаю, что прав Миша. Эти выражения можно разбить на две группы. К. первой группе я бы отнес выражения, в которых делимое — четное число, а ко второй группе выражения, в которых делимое, — нечетное число.

Марина. Я тоже считаю, что прав Миша, но мне кажется, что он разбил эти выражения по другому признаку: к первой группе относятся выражения, в значении которых нет остатка, а ко второй — в значении которых есть остаток.

Вася. А я считаю, что права Маша. Эти выражения можно разбить на пять групп: а) в значениях которых нет остатка; 6) в значениях есть остаток 1; в) в значениях есть остаток 2; г) в значениях есть остаток 3; д) в значениях есть остаток 4.

Петя. А мне кажется, что правы и Миша, и Маша.

Умение строить диалог — это показатель профессионального учителя. Он должен помочь школьникам самостоятельно добыть новые знания, критически осмыслить полученную информацию, решить совместные задачи, т.е. как организовать образовательный процесс на уроке, чтобы творцом способов работы явился субъект учения — школьник.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сенько Ю.В., Тамарин В.3. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.,1989.

2. Истомина Н.Б. Математика.IV класс. М.,1995.

3. Поздеева С. Как организовать учебный диалог в начальной школе? / Первое сентября. 2003. № 4.

4. Мельникова ЕЛ. Что такое проблемный диалог// Начальная школа плюс До и После. 2008. № 8.