СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование в учебном процессе продуктивных заданий в целях духовно - нравственного воспитания обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование в учебном процессе продуктивных заданий в целях духовно - нравственного воспитания обучающихся»

Е.Ю. Семенова, учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 4 г. Первоуральск, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ В ЦЕЛЯХ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Концепция духовно - нравственного воспитания – ценностная основа новых образовательных стандартов. В каждой образовательной организации разработана программа воспитания и социализации обучающихся, которая является частью основной образовательной программы основного общего образования. В данной программе определена цель духовно - нравственного развития и воспитания: «воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны» (из ООП ООО МАОУ СОШ № 4).

В реализации данной программы участвуют все педагоги образовательной организации, независимо от учебного предмета. Обеспечивается это за счет использования в обучении очень важного принципа – принципа метапредметности, суть которого заключается в создании таких условий обучения, при которых учащиеся овладевают УУД: познавательными, регулятивными, коммуникативными. Кроме того, существует особая группа образовательных результатов – личностных. Понятно, что их достижение невозможно без духовно - нравственного воспитания.

Принцип метапредметности можно реализовывать по - разному. В моей педпрактике сложилась система обучения учащихся через работу с текстом. Эти тексты насыщенны духовно - нравственным содержанием. Работа с текстом применяется на уроках русского языка и литературы, кроме того – на еженедельных уроках смыслового чтения. Это 206 междисциплинарный курс, позволяющий эффективно реализовывать принцип метапредметности в обучении.

Особое место в системе работы с текстом занимают продуктивные задания. Ведь именно они часто проверяют, сможет ли ребенок в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому такие задания, как правило, интересны ученику. Приведу примеры.

Замечательный текст «Старый друг лучше новых двух» [1]. Текст про дружбу, мотивы, побуждающие людей дружить, причем в тексте приводятся реальные жизненные ситуации про людей разных поколений, что также очень важно для работы по формированию у школьников духовно - нравственных качеств. Какие же продуктивные задания можно использовать, работая над таким текстом? Например, задание может выглядеть следующим образом: «Если присмотреться к школьникам, можно увидеть, что они дружат по - разному. Петя И., например, считает, что друг — это тот, кто всегда делает то, о чём его просят. Разделяешь ли ты мнение Пети? Обоснуй свой ответ». Или другой вариант задания. Последний раздел текста озаглавлен «Один за всех, и все за одного!». Задание для учащихся: «Как ты понимаешь этот девиз? Почему этот девиз и в наше время не теряет своего значения? Как ты можешь обосновать свой ответ?». Приведу еще два варианта продуктивных заданий по этому же тексту. Первый: в тексте говорится о трёх подругах, одна из которых отдалилась от других. Через много лет она почувствовала себя совершенно одинокой. Задание звучит следующим образом: «Используя текст, объясни, почему она почувствовала себя одинокой». Второй вариант: о дружбе людей снято много фильмов, написано много книг. Задание: найдите в тексте пояснения того, в чем проявляется дружба. Вспомните фильмы, книги, в которых мы можем найти проявления дружбы.

Подбор текстов – задача непростая. Это один из определяющих факторов результативности такой работы с учащимися.

Один из возможных текстов – текст «Поговорим об этикете» [2]. Состоит из 3 - х текстов: «Этикет в разных странах», «Парламентский этикет», «Чтоб не прослыть дикарем». Задания очень интересны:

1.Российские предприниматели находились в деловой поездке в Индии и были приглашены на ужин к одному бизнесмену. Войдя в дом, гости увидели развешенные хозяином под потолком многочисленные свастики. Руководитель делегации через переводчика выразил недоумение по поводу такой встречи. В ответ хозяин объяснил, что на Востоке свастика с древности считается символом счастья и благополучия. Именно поэтому он и развесил эти символы, желая счастья и благополучия гостям. Вопрос: «Из - за чего чуть было не возникла конфликтная ситуация?».

2. Перед поездкой в другую страну полезно познакомиться с памяткой для туриста. Обычно она содержит правила поведения, помогающие не попасть в трудную ситуацию. Сформулируй два таких правила для англичанина, который собирается в Японию.

Таким образом, продуктивные задания, используемые при работе с текстом, способствуют воспитанию школьника, уважающего и принимающего ценности семьи и общества; соблюдающего нормы и правила общения; проявляющего уважение и терпимость к чужому мнению; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; доброжелательного, обладающего коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение); помогающего, заботливого.



Список литературы:

1. Метапредметные результаты: стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс. Вариант 1, 2 – М.; СПб.: «Просвещение», 2014. – С. 17. 2. Метапредметные результаты: стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс. Вариант 3, 4 – М.; СПб.: «Просвещение», 2014. – С. 18 - 22.

© Е.Ю. Семенова, 2017