Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ на занятиях в дополнительном образовании
В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Проблемы сохранения здоровья детей стали особенно актуальными на современном этапе. По словам Н.К. Смирнова «Здоровье сберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью ребенка».
Здоровье сберегающая технология строится, прежде всего, на таких принципах:
Главный принцип «не навреди!» - все применяемые методы и приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью педагога и детей.
Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
Субъект – субъективные взаимоотношения – учащиеся являются непосредственными участниками здоровье сберегающих мероприятий.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям – объект нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту и данной категории детей по заболеваниям.
Комплексный, межличностный подход – единство в действиях педагогов клуба.
Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяется положительное, а только потом отмечаются недостатки.
Активность – активное включение детей в деятельность с учетом способностей и желания детей.
Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Только использование всех принципов в совокупности дает стойкий положительный результат в работе с детьми с ОВЗ.
Основные факторы, которые позволяют сохранить и укрепить здоровье детей с ограниченными возможностями:
Оптимальная плотность занятия – т.е рационально спланированное занятие
Чередование видов деятельности – смена одного вида деятельности на другой каждые 7 минут, принципиально отличающиеся по характеру воздействия на организм. Мы в клубе на занятиях придерживаемся временной дозировки индивидуально для каждого ребенка.
Физминутки, физкультпаузы, «активные переменки» - это упражнения для различных мышц и для улучшения мозгового кровообращения, многие физминутки мы адаптируем для данной категории детей, которая присутствует на занятии.
Наличие эмоциональных разрядок – это пословицы, поговорки, четверостишия.
Правильная рабочая поза во время занятия – следим за изменением статической позы.
Положительные эмоции, благоприятное отношение с педагогами и детьми на занятии, комфортная обстановка в клубе.
Сотрудничество с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Организация физической активности детей – профилактика гиподинамии.
физкультурно – оздоровительная работа - основное приоритетное направление в работе нашего клуба
Современные виды здоровье сберегающих технологий:
Стретчинг – система упражнений для развития гибкости и подвижности в суставах, улучшает гибкость в суставах, повашает эластичность и тонус мышц.
Ритмопластика – система физических упражнений имеющих целью гармоническое развитие тела.
Динамические паузы- это перерыв в занятии для восполнения недостатка двигательной активности детей.
Гимнастика бодрящая – обширное умывание, ходьба по ребристым дорожкам, легкий бег.
Гимнастика корригирующая - вид лечебной гимнастики, система специальных физических упражнений гимнастического характера, применяемых преимущественно у детей и подростков с целью устранения дефектов осанки и исправления искривлений позвоночника. Гимнастика корригирующая предусматривает общее и локальное воздействие на организм и проводится большей частью в сочетании с ортопедическим лечением.
Гимнастика ортопедическая – формирование и укрепление сводов стоп.
Релаксация - расслабление
Подвижные и спортивные игры - которые формируют жизненно важные навыки и развивают способности детей. Это специфический вид двигательной деятельности, направленный на достижение поставленной цели, что позволяет эффективно решать лечебные и воспитательные задачи, они полезны не только для физического развития, но и для развития познавательных интересов, выработки воли и характера. Процессу освоения любого двигательного действия неразрывно связан, с активной умственной работой, что особенно важно для детей с различными заболеваниями.
Пальчиковая гимнастика. О влиянии мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты считали, что игры с участием рук и пальцев (типа «Сороки – белобоки» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Следующий вид здоровье сберегающей технологии, который мы применяем в клубе – это дыхательная гимнастика. Дыхание – совокупность процессов по поддержанию жизни, дающих организму непосредственную энергию для его движения и функционирования.
В процессе занятий дети осваивают три вида дыхания: диафрагмальное, грудное, ключичное. Во время выполнения этих упражнений дети могут лежать или сидеть на стульчиках, в инвалидных колясках в расслабленной позе, концентрируясь на ощущениях, как прохладный воздух входит через нос, а выходит через рот (показать примеры) «Дышим животиком», «Дышим ребрышками», «Дышим плечиками».