Исследование одного слова на уроках русского языка (слайд 1)
Никонова В.Н.
Эффективность индивидуальных исследовательских работ в решении образовательных и воспитательных задач в настоящее время не вызывает сомнений. Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. А умственная деятельность ученого является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений. Учитель, предлагая детям заняться научным исследованием или созданием собственного проекта, создает ситуацию поиска научного знания, при которой ребенок учится осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы.
Вместе с тем остается открытым вопрос о возможностях и о самой необходимости внедрения исследовательского подхода в преподавание школьного предмета «русский язык». Такое положение дел не случайно и, безусловно, связано со спецификой этого школьного предмета.
(слайд 2)
Преподавание русского языка преследует несколько автономных целей, часть из которых не может быть успешно достигнута средствами исследовательской деятельности. Можно выделить три основные цели преподавания русского языка в школе: выработка устойчивых навыков правописания, развитие устной и письменной речи, осмысление языка как системы знаков разных уровней. Очевидно, что для достижения первой цели используются в основном задания репродуктивного характера, вторая цель достигается системой творческих заданий и лишь третья цель преподавания родного языка допускает непосредственное отношение к научному способу познания.
Новизна исследовательского обучения заключается в том, что данный вид работы включает в себя материал, не содержащийся в базовой программе, поэтому расширяет кругозор и творчество детей в школе. Это способствует умению учащихся самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекать знания из различных областей, уметь прогнозировать результат своей деятельности.
(слайд 3)
Исследовательское обучение имеет следующие цели: развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, развитие навыков порождения информации путем анализа материала, подготовка к индивидуальной исследовательской работе. Достижению этих целей могут способствовать не только исследовательские задания, но и такие известные педагогическому сообществу методы проблемного обучения, как проблемное изложение, поисковая беседа и эврестическое изучение.
В исследовательском обучении усвоение теоретической темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни каждого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте и забудется. Кроме этого, реализация методов проектов и исследований ведет и к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников.
Основной особенностью, отличающей исследования от других видов учебной деятельности, является их результат – новая информация, которую можно формализовать в виде классификации, закономерности, понятия или ответа на поставленный вначале проблемный вопрос. Принято отличать собственно исследование, направленное на открытие объективно нового знания, от учебного исследования, которое приводит учащихся к открытию уже полученных учеными знаний. Если индивидуальная исследовательская работа учащихся по языкознанию вполне может соответствовать принципам собственно исследования, то исследовательское обучение на уроках разумно строить на заданиях учебно-исследовательского характера.
Вместе с тем преподавание русского языка не может состоять из исследовательских заданий исключительно. Необходимо внедрять элементы исследовательской деятельности в преподавание русского языка, сочетая их с элементами проблемного, творческого и репродуктивного обучения.
Одним из путей осуществления организации подобного обучения является постановка исследовательских заданий, особенностью которых является то, что сначала, как правило, выполняется практическая работа по сбору фактов, а затем теоретический анализ языковых явлений и обобщение материала.
(слайд 4)
Эффективность исследовательской работы на уроках возможна лишь при выполнении определенных условий:
- Ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации.
- Ученик должен суметь это сделать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные компетентности.
- Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. Должна быть разработана система оценки.
Исследовательская деятельность основывается на следующих принципах:
Естественность - проблема не должна быть надуманной, а интересной. Выявляем значимую для ученика проблему в рамках изучаемой темы.
Осознанность – понимание проблемы, цели, задач, хода и результатов исследования.
Самодеятельность – использование собственного опыта.
Наглядность и культуросообразность – традиции миропонимания и взаимодействия, характерные для данной социальной общности.
Формы, позволяющие реализовать данный вид деятельности:
Нетрадиционный урок: урок - исследование, урок - творческий отчет, урок фантастического проекта, урок -экспертиза, урок защита исследовательских проектов.
Учебный эксперимент (наблюдение, изучение фактов, выявление проблемы, постановка целей, задач, разработка плана и методики эксперимента и т.д.)
Домашнее задание исследовательского характера.
(слайд 5)
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Однако некоторые исследования могут иметь определенную объективную новизну (например, по русскому языку работа, посвященная исследованию одного слова).
Усваивая язык, человек не только познает мир людей, вещей и явлений, но и получает определенные ценностные ориентиры, национальную культуру, впитывает музыку родного слова. К сожалению, приходится констатировать, что сегодняшние школьники зачастую равнодушны к словам как знакомым, так и незнакомым. Учащиеся остаются глухи к интонациям, переливам, мелодичности родного слова.
Цель работы по исследованию одного слова – развитие и совершенствование функциональной грамотности учащихся, что предполагает углубление представлений о системе языка, формирование и развитие языковой, коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенции учащихся.
Для реализации этой цели предлагается решать следующие задачи:
- обеспечение единства изучения языка на примере одного слова;
формирование и развитие научно – лингвистического мировоззрения учащихся;
изучение языка как средства выражения мыслей, чувств и переживаний человека, способствующего развитию коммуникативных умений
обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений;
активизация речевой деятельности учеников;
дальнейшее развитие у учащихся чувства языка;
поддержка мотивации ученика.
(слайд 6)
В основе содержания работы по исследованию одного слова лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой.
Языковая компетенция – приобретение и систематизация знаний о родном языке, необходимых для формирования речевых умений и навыков
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах ее развития, о выдающихся ученых-лингвистах
Коммуникативная компетенция – способность применять полученные знания и умения в собственной письменной и устной речи
Культурологическая компетенция формируется через знания о культурологическом и воспитательном потенциале русского языка, о его тесной связи с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, через знание истории языка и его места среди других языков мира.
Работа строится на следующих принципах:
1) принцип рассмотрения и изучения слова как единицы языка. Предполагает рассмотрение слова с исторической, фонетической, морфемной, словообразовательной, лексической, морфологической и синтаксической точек зрения;
2) принцип семантического подхода к предложению как к единице, в которой наиболее полно выражена эмоциональная и стилистическая окраска слова;
3) принцип коммуникативного подхода к слову. Предполагает активизацию речемыслительной деятельности учащихся, обучение языку через общение и осмысление актуальных речевых единиц, анализ языкового материала от функции к форме;
4) принцип изучения единиц языка на текстовой основе. Предполагает рассмотрение языковых единиц в структуре текста с позиции их текстообразующих функций.
Теоретические сведения о русском языке рассматриваются с позиции функционирования в языке того или иного слова, используются для формирования практической речевой деятельности учащихся.
Вновь обращаясь к уже изученным грамматическим классам слов, ученики в рамках данной работы знакомятся со способами их обозначения языковыми средствами, рассматривают семантические и формальные особенности слов различных разрядов, изучают лексико-грамматические особенности слов каждой части речи, выявляют их текстообразующие возможности.
Комплексный подход к слову предполагает, что слово рассматривается с разных сторон, причем традиционные виды анализа включаются не как сумма отдельных видов разбора, но претерпевают определенные изменения.
(слайд 7)
Так, фонетический анализ заключается не только и не столько в установлении качественных и количественных характеристик отдельных звуков, но в анализе фоносемантического ореола в целом.
Рассматривая словообразовательные возможности слова, мы оцениваем, насколько продуктивно образование новых слов, как меняется лексическое значение образованного слова, какие новые значения оно приобретает.
(слайд 8)
Огромную роль в подобном анализе играет работа с различными контекстами (пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами, стихотворными и прозаическими текстами). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь увидеть слово в мире других слов, почувствовать, какие взаимоотношения существуют между ними, каким смыслом наполняется слово.
Особенно интересно для детей рассмотреть слово в поэтическом контексте, так как, «участвуя в жизни нового поэтического сообщения, слово тянет за собой все свое прошлое, свою роль и обычаи, связанные с принадлежностью к данной языковой системе и определенным сферам социального функционирования». Отношения слов в контексте становятся подчас весьма драматическими: былые противоположности стираются, а связи рвутся.
Система работы опирается на развитие у школьников чувства языка, на целенаправленное развитие их лингвистической интуиции, что требует усиления внимания к семантической стороне анализируемого явления, к грамматическим особенностям употребления, семантической и грамматической синонимии. Большое внимание уделяется нахождению в тексте знакомой единицы языка (языкового явления), функциональному рассмотрению возможностей, особенностей использования данной единицы при составлении собственного текста.
(слайд 9) Ожидаемыми результатами данной работы являются:
- получение учащимися представлений о составлении «энциклопедии слова»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации.
Применяемые технологии: исследовательская деятельность учащихся; проблемное обучение; информационные технологии.
(слайд 10)
Исследовательская деятельность присуща человеку от природы. Первое её проявление – умение человека не просто смотреть, а видеть, наблюдать. Исследование трудно представить без творчества. Здесь развивается наблюдательность, независимость в суждениях, высокий интеллект, богатство внутреннего мира.