СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследование развития исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья по теме:"Исследование развития исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира."

Просмотр содержимого документа
«Исследование развития исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира.»

Исследование развития исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о том, как можно повысить исследовательские умения у младших школьников на предмете окружающий мир с помощью использования информационных технологий



Ключевые слова: окружающий мир, исследовательские умения, младшие школьники, ИКТ-технологии



Одним из ведущих направлений учебно-воспитательного процесса в школе является повышение качества знаний у учащихся. Одним из возможных условий повышения качества знаний у учащихся является формирование исследовательских навыков. И курс предмета «Окружающий мир» обладает для этого широкими возможностями. Сам предмет направлен на то, чтобы вызвать у учащихся желание познавать окружающую действительность, заинтересованность в проведении различного рода экспериментов и исследований. В ФГОС НОО второго поколения одной из задач изучения предмета «Окружающий мир» является: «освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)» [ФГОС, 13]. В «Примерной образовательной программе образовательного учреждения «Наша школа» под ред. Е.С. Савина указано, что при изучении предмета «Окружающий мир» происходит «формирование логических действий сравнения, подведение понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края» [Савин, 99]. Таким образом, даже в стандарте начального образования заложена исследовательская специфика данного предмета.

Именно поэтому целью данного исследования является рассмотрение развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Актуальность работы обусловлена тем, что на основе предмета «Окружающий мир» школьники знакомятся с основами биологии, географии, физики и химии. И именно благодаря правильно сформированным исследовательским навыкам у учащихся не должно возникнуть сложностей в изучении предметов среднего и старшего звена, в которых присутствует элемент исследования. Материалы данной работы можно использовать в рамках изучения школьного курса предмета «Окружающий мир».

Одной из главных задач современного образования является не преподнесение готового материала учащимся, а создание такие условий, в которых бы ученик находил ответы на свои вопросы. И одним из таких способов является использование исследовательской деятельности на уроках. Целью ее является получение ответов на вопросы: «почему», «как», «из-за чего» и т.д. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности.

Само слово исследование имеет следующее значение: «Исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности» [Коняева, 56].

Школьники в своей деятельности используют не научное, а учебное исследование. Это связано в первую очередь с тем, что научное исследование предполагает открытие нового, а учебное исследование является способом освоения окружающего мира. Также благодаря учебной исследовательской деятельности и школьников возникает интерес к открытиям, формируется собственная позиция и точка зрения на предметы окружающего мира. Таким образом, основной функцией исследовательской деятельности в начальной школе является сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности.

Исследовательская деятельность у младших школьников находится на начальном этапе, она только начинает формироваться. Поэтому можно выделить следующие ее специфические особенности:

- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью обще учебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности [Гафитулин, 23].

Специфические особенности исследовательской деятельности у школьников обусловлены также и тем, что сам интерес к исследованию только зарождается. Учащийся нуждается в том, чтобы его направляли и подсказывали, ведь он только делает первые шаги в постижении окружающего мира. «Исследовательская деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё» [Кукушкин, 42]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность у младших школьников имеет ряд специфических особенностей, обусловленных возрастными особенностями учащихся.

Одним из способов формирования у школьников исследовательских навыков является вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность. При выполнении проекта важно учитывать то, что учитель должен подсказать направление исследования, а сам учащийся может выбрать тему. При выполнении исследования функциями учителя является консультирование и обучение способам исследовательских действий. После предоставления результатов исследования учитель должен проанализировать проект и дать рекомендации.

Например, учащимся можно предложить проект «Особенности зимы», где им необходимо будет наблюдать за изменениями температурного режима в течение месяца. Для этого учащиеся будут вести «Дневник погодных изменений», в который каждый день будут вносить температуру утром и вечером. На основе данного исследования можно будет сделать вывод о том, как изменялась погода в течение месяца. Кроме этого, учащиеся могут проследить то, какой погода была в данный месяц, например, в 19 или 20 веке. Для этого они могут подобрать художественные произведения, в которых указаны особенности погоды в данный период. И также можно провести параллель с тем, какая погода в современном мире в данном месяце. Таким образом, в проекте будут использоваться и метапредметные связи (например, литературное чтение). Также ребята могут поискать народные приметы, которые описывали бы приметы погоды, или сравнить выпуски прогнозов погоды с реальными температурами и сделать соответствующие выводы.

Также на уроках необходимо давать нестандартные задачи, которые бы способствовали формированию видеть необычное в привычных вещах. Например, решение задач типа: «Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше, чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумай несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу» [Комарова,18]. Все это позволяет школьнику задуматься и посмотреть на известные вещи с другой стороны.

Кроме этого, одним из средств развития исследовательских умений является использование ИКТ-технологий.

Так, например, мультимедийные презентации позволяют сделать урок более наглядным, происходит систематизация материала. Выделяют следующие преимущества использования мультимедийных презентаций на уроке:

  1. Большое количество наглядного материала: фотографий, схем, рисунков позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, что очень важно для учащихся начальных классов.

  2. Информация на слайдах расположена в определенной логической последовательности, распределенной в соответствии с удобным для учителя вариантом преподнесения темы для детей, а также не позволяющей о чём-то позабыть;

  3. В уроки-презентации входит множество вопросов и заданий, заранее подобранных из разных источников, что позволяет учителю вести активный диалог с учащимися и не терять времени на поиск заданий в книгах;

  4. Видеофрагменты, музыкальные слайд-шоу, электронный дидактический материал (игры, конкурсы, кроссворды) - все это позволяет проводить интересные нестандартные уроки. [Вильямс, 58]

Благодаря различного рода обучающим программам у школьников возникает интерес к изучаемому предмету. С помощью различного рода электронных тренажеров учащиеся оттачивают знания по предмету, видят последствия того или иного выбора

Широкое использование информационно-коммуникационных технологий на уроках «Окружающего мира» приводит к следующим результатам:

1) У детей сразу повышается интерес к урокам окружающего мира.

2) Знания младших школьников становятся глубже.

3) Учащиеся быстрее учатся давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

4) Возрастает дисциплинированность использовании тестов на уроке в качестве проверки знаний, дети стремятся к тому, чтобы получить наибольшее количество баллов.

5) При проведении игр и викторин ученический коллектив становится более сплоченным.

Таким образом, формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира осуществлялось при помощи создания специальных педагогических условий: проведение уроков-исследований, выполнение учащимися исследовательских проектов создание на уроках окружающего мира исследовательских (операционных, организационных и практических) умений; применение методических приемов и заданий исследовательского типа.

Проанализировав методическую литературу, мы увидели, что применение исследовательского метода в обучении не является новым явлением в педагогической теории и практике. Тем не менее, проблема формирования исследовательских умений у младших школьников по-прежнему остается актуальной в связи с принятием нового Государственного образовательного стандарта.

Нами были выделены, теоретически обоснованы, апробированы педагогические условия по формированию исследовательских умений в процессе изучения окружающего мира: представлены способы формирования у младших школьников исследовательских навыков. Кроме этого, в работе указаны особенности исследовательской деятельности у учащихся начальной школы. Также мы проанализировали ФГОС НОО второго поколения, на основании которого было выявлено, почему использование исследовательской деятельности на уроках окружающего мира так важно.



Список используемой литературы:

  1. Вильямс и др. Компьютеры в школе. – М., 1998..

  2. Гафитулин, М. С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] М. С. Гафитулин // Педагогическая техника. – 2005 – №3. – С.21-26.

  3. Комарова И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе. – Москва: Просвещение, 2016. – 156 с.

  4. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание / Е.А.Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014 – 131 с.

  5. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов – на – Дону : Изд-во «Феникс», 2013 - 448 с.

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2015 – 223 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. 1-4 классы [Электронный ресурс] : утв. Приказом Минобрнауки России от 6 окт. 2009 г. № 373 – URL http://www.ug.ru/new_standards/3