Просмотр содержимого документа
«Исследование уровня школьной мотивации»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Исследование уровня школьной мотивации младших школьников при переходе на уровень среднего общего образования
Актуальность исследования : Одним из наиболее значимых периодов в жизни школьника является период окончания начальной школы и переход его на среднюю ступень школьного обучения. Этот переход является также одним из кризисных периодов его личностного развития.
У многих школьников в это время происходит снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, нарастание чувства тревожности из-за понижения самооценки, возникают проблемы в поведении в школе и дома, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость и тревожность .
Цель исследования: изучение психологической готовности младших школьников при переходе на уровень среднего общего образования; выявление и диагностирование уровня сформированности учебной мотивации.
Задача исследования:
1.Выявление уровня школьной мотивации при переходе из начального в среднее звено.
2. Изучить актуальные понятия «Мотивация», «Учебная мотивация» применительно к теме исследовательской работы.
3. Разработать рекомендации по формированию школьной мотивации учащихся младших классов.
Предмет исследования : исследование уровня школьной мотивации младших школьников при переходе из начального в среднее звено. Объект исследования : образовательный процесс в школе
Гипотеза исследования: предположение о том, что у большинства младших школьников высокая школьная мотивация.
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Учебная мотивация школьников
Определим мотивацию «как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [1]. Результатом этого является реально наблюдаемое поведение.
Н. Г. Лусканова
Основные виды мотивов
- познавательные мотивы . Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. .
- - социальные мотивы . Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.
- Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
Позитивные стороны мотивации младших школьников:
- любознательность;
- открытость;
- доверчивость к авторитетному взрослому;
- творческие способности.
Негативные стороны мотивации младших школьников:
- большая ответственность перед выполнением заданий (творческие проекты и так далее.);
- интересы младших школьников ситуативны.
База исследования: МБОУ «СОШ № 3»
В исследовании приняли участие ученики 4 в класса
Диагностика школьной мотивации
(Н.Г. Лусканова)
При обработке анкетирования мы получили следующие результаты:
- негативное отношение к школе – 1 (3%) учащихся;
- низкий уровень школьной мотивации – 2 (7%) учащихся;
- положительное отношение к школе – 14 (47%) учащихся;
- хорошая школьная мотивация – 7 (23 %) учащихся;
- высокий уровень школьной мотивации – 6 (20 %) учащихся.