ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Ополева Татьяна Ивановна
учитель биологии
МБОУ «Малосалаирская СОШ»
В условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед учителем стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Реальным способом достижения успеха в этом направлении является использование в обучении исследовательского метода, представляющего собой систему интегрированных приемов на основе активного способа обучения.
В курсе биологии использование приёмов исследовательской деятельности возможно практически на каждом уроке, но перегружать учебный процесс не нужно. Я постоянно использую приемы данного метода при изучении различных компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в 5–8-х классах.
В 5-6 классе по программе ФГОС учащиеся выполняют очень много практических и лабораторных работ. Ведут фенологические дневники наблюдения, учатся делать отчет об экскурсиях. Это даёт возможность каждому ребёнку стать исследователем и сделать собственное открытие.
В 7 классе учащиеся знакомятся с организмом животных, их многообразием. Учатся сравнивать. Учащиеся описывают животный мир своей местности. Знакомятся с особо охраняемыми территориями нашей области, района. Продолжение изучения животного мира происходит во внеурочной деятельности, где учащиеся учатся ухаживать за животными, живущими в живом уголке кабинета биологии. Наблюдают, делают выводы. Ведут фенологические наблюдения.
В 8 класс Изучение организма человека. Применяют законы причинно-следственных связей в умении объяснять особенности анатомического строения организма человека, физиологических процессов и гигиенических правил. Практические и лабораторные работы позволяют выявить причинно - следственные связи. Продолжение практических занятий продолжаются во внеурочной деятельности, где учащиеся делают свои небольшие открытия, исследуя на практике и применяя, полученные знания на практике.
Работа над исследованием начинается с разработки темы. Для этой работы дети распределяются по желанию, по группам, индивидуально, определяют вид предстоящей работы, таким образом, становясь субъектами образовательной деятельности. Роль учителя на данном этапе – направлять деятельность детей, оказывать помощь в случае затруднений.
При выполнении такой работы усиливается мотивация благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед членами своей группы.
Используя необходимый справочный материал, литературу, набор текстов, учащиеся на уроке распределяют между собой задания, сами оценивают свои возможности по уровню и объему сложности. Такая деятельность повышает значимость каждого ребёнка в глазах членов коллектива, что подчёркивает индивидуализацию процесса образования. Работы могут быть представлены проектами, рефератами, докладами, фото и таблицами.
Последним этапом работы над исследованием является защита, где каждая группа презентует свою проделанную работу: информирует о целях и задачах работы, излагает содержание, аргументированно делает выводы, отвечает на вопросы, анализирует и оценивает работу и вклад каждого участника. Использование исследовательского метода на уроках биологии в 5–8-х классах готовит учащихся к самостоятельному исследованию. Так, при изучении тем с включением регионального компонента, учащиеся смело проводят исследовательские работы вне урока.
Примером таких исследований может быть изучение проблемы здоровья человека, влияние вредных привычек на здоровье, влияния экологии на здоровье, правила выращивания цветочной рассады. Такие темы проектов, как «Я то, что я ем», «Моя цветочная клумба», «Горькая правда о горьком пиве» были представлены на научно-практических конференциях, где были успешно защищены учащимися.
На первом этапе ученики самостоятельно определили цель, задачи, объект и предмет исследования, выдвинули гипотезу, наметили план работы. О ходе своего исследования ребята сообщали на уроках биологии и на занятиях внеурочной деятельности, в конце учебного года познакомили с результатами своей работы.
Так, создав проект «Школа – сад», учащиеся не только выполнили проект, но и реализовали его. На территории учебно – опытного участка был разбит фруктовый сад. Учащиеся высадили около 50 саженцев яблони, груши, сливы, вишни и смородины. Каждый год следят за фруктовыми деревьями, производят обрезку, рыхлят почву.
Считаю, что самое ценное для учащихся в ходе таких работ – это развитие навыка постановки учебной задачи, умения планировать ход ее решения. Ученик обучается на собственных наблюдениях: прослеживает логику событий, выстраивает систему доказательств и на их основе формулирует закономерность наблюдаемых природных и социальных процессов.
Исходя из своих наблюдений, могу сделать вывод, что использование метода исследования на уроках биологии и во внеурочной деятельности эффективно. Исследовательские методы всегда дают положительный результат, их можно использовать с другими технологиями.
Особенно актуальной считается исследовательская деятельность на основе краеведческой работы. Изучение регионального компонента осуществляется и через внеклассную работу. Я являюсь руководителем учебно – производственной бригады «Колосок». Ежегодно в летний период члены УПБ «Колосок» работают на учебно – опытном участке, выращивают овощи, ставят различные опыты. Ребята принимали участие в региональном конкурсе учебно-производственных бригад, проводимых на базе КГСХА. Выставочная экспозиция, представленная нашей школой была признана лучшей. Такая работа даёт дополнительные знания учащимся. Учащиеся принимали участие в викторине «Зеленая академия», тоже проводимой КГСХА, где стали победителями в номинациях «Агрономия» и «Зоотехния».
Ежегодно с ребятами принимаем участие в научно-практических конференциях «Шаг в будущее», «Живи, Кузнецкая Земля!» как в районе, так и области.
И, в заключении, хотелось бы отметить, что современный учитель должен вооружить учащихся инструментом познания, научить их одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.
Литература
1. Гафитулин, М. С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся / М. С. Гафитулин // Педагогическая техника. –2005.– № 3. – С. 21–26.
2. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // «Директор школы», –1995.–№ 6. – С. 10–12.
3. Осипова, Г. И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. сост. Г.И Осипова. – Волгоград: Учитель. –2007. – 103 с.
4. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М.: Просвещение, –2006. – 434 с.