КГБОУ СПО «Хабаровский техникум
техносферной безопасности и
промышленных технологий»
Исследовательская деятельность учащихся СПО Подготовила: преподаватель высшей категории ХТТБПТ Ващенко В.Б. 2018
1. Технология организации учебного исследования
1
2
Как воплотить исследование?
Как возникают темы исследований?
учебных занятий
руководителя
учащихся
проекта будущей
работы
давателем список тем
с материалом,
наблюдение, эксперимент
3
Написание работы
материала
5
4
Первая оценка работы
Подготовка презентации
- Первое чтение работы научным руководителем
- Консультации
- Презентация замысла исследования
окончательного варианта
работы
- Составление тезисов
- Оформление наглядного
материала
6
Презентация результатов исследования
Принципы организации исследовательской деятельности учащихся
1. Принцип соответствия методам естественно-научного исследования
2. Принцип поуровневого подхода к выполнению учащимися исследовательских знаний :
1 уровень :
Учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, целью, гипотезой, выполняют работу о готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты
2 уровень :
Дополняется выполнением учащимися опытов и объяснением полученных результатов
3 уровень :
Дополняется интерпретацией полученных результатов
3 уровень :
Здесь учащимся принадлежит ведущая роль в выборе способов работы с изучаемым материалом
- Принцип опережающего характера
экспериментов студентов
4. Принцип опоры на образовательные интересы обучающихся
5. Принцип самоорганизации обучающихся
6. Принцип сотрудничества обучающегося и педагога
7. Принцип продуктивности
8. Принцип рефлексии
Модели организации исследовательской деятельности обучающихся
Модель 1
Модель 2
«Приглашение к исследованию»
«Обучение исследованию»
Модель 3
«Систематическое
исследование»
Модель 1. «Обучение исследованию»
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса
исследования
Технология: Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит найти самому студенту .
Столкновение с проблемой.
Сбор данных – «верификация».
Сбор данных – экспериментирование.
Построение объяснения.
Анализ хода исследования.
1
2
3
4
5
Модель 2. «Приглашение к исследованию»
Цель: Развитие проблемного видения , стимулирование поискового
мышления.
Технология : Преподаватель ставит проблему , а метод её решения студенты ищут самостоятельно.
Реализуется
1
Знакомство с
Построение собственного
содержанием
понимания замысла исследования
предстоящего исследования
2
Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования
Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры
3
4
Модель 3. «Систематическое исследование»
Цель : Формирование научного мышления , синтез процесса исследования и его
результатов
Технология : Постановка проблемы , поиск методов её исследования и
разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно
1
4
Определение гипотезы
Анализ и синтез данных
2
5
Выдвижение гипотезы
Организация данных
6
Выбор источников
информации
3
Интерпретация данных
Карта
научно-методического сопровождения исследовательской деятельности обучающихся
Этап I. Выбор темы
Действия
Результат
- Определение замысла исследования
- Обоснование актуальности
- Выявление проблемы в теме
- Выбор материала для исследования
- Обсуждение формы исследовательской работы
- Формулировка рабочего названия темы
- Определение объекта и предмета
- Определение формы исследовательской работы
- Тема утверждается на заседании НОС
Этап II. Выбор темы
Действия
Результат
- Консультирование о цели и задачах исследования
- Обсуждение сроков работы
- Обсуждение возможных методов исследования
- Формулировка цели и задач
- Составление плана работы
- Утверждение методов исследования (обобщения, классификации, описания, статистической обработки)
Этап III. Осуществление деятельности и оценка промежуточных результатов исследования
Действия
Результат
- Развитие необходимых компетенций
- Составление конспекта
- Корректировка, доработка
- Работа с литературой
- Оценка проделанной работы
- Обсуждение материалов для практической части
- Обсуждение полученных данных
- Обсуждение вариантов представления итогов
Этап III. Осуществление деятельности и оценка промежуточных результатов исследования (продолжение)
Результат
Действия
- Оценка проделанной работы
- Корректировка полученных результатов
- Развитие умений обобщать, классифицировать
- Корректировка названия темы
- Подготовка окончательного варианта
- Оформление работы
- Оценка результатов завершающего этапа
- Синтез
- Рекомендации по оформлению работы
Этап IV. Презентация полученных результатов
Действия
Результат
- Консультирование по устной защите
- Составление текста доклада
- Обсуждение формы представления результатов исследования
Этап V. Участие в конкурсах разного уровня