СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность учащихся СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка создана в виде презентации. Надеюсь, будет полезна преподавателям СПО, работающим со студентами первого курса. В работе раскрываются вопросы,  технологии, принципов и моделей организации исследовательской деятельности учащихся. Представлена подробная карта научно-методического сопровождения исследовательской деятельности учащихся.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся СПО»

   КГБОУ СПО «Хабаровский техникум  техносферной безопасности и  промышленных технологий»   Исследовательская деятельность учащихся СПО    Подготовила: преподаватель высшей категории ХТТБПТ   Ващенко В.Б.  2018

КГБОУ СПО «Хабаровский техникум

техносферной безопасности и

промышленных технологий»

Исследовательская деятельность учащихся СПО Подготовила: преподаватель высшей категории ХТТБПТ Ващенко В.Б. 2018

1.  Технология организации учебного исследования 1 2 Как воплотить исследование? Как возникают темы исследований? Подбор научного Темы и проблемы  учебных занятий  руководителя Доклады и сообщения Составление плана или  учащихся  проекта будущей Рекомендуемый препо-  работы  давателем список тем Непосредственная работа Вопросы учащихся  с материалом,  наблюдение, эксперимент 3 Написание работы  Анализ полученного  материала Синтез Обобщение, выводы 5 4 Первая оценка работы Подготовка презентации Первое чтение работы научным руководителем Консультации Презентация замысла исследования Редактирование  окончательного варианта  работы Составление тезисов Оформление наглядного  материала  6 Презентация результатов исследования

1. Технология организации учебного исследования

1

2

Как воплотить исследование?

Как возникают темы исследований?

  • Подбор научного
  • Темы и проблемы

учебных занятий

руководителя

  • Доклады и сообщения
  • Составление плана или

учащихся

проекта будущей

  • Рекомендуемый препо-

работы

давателем список тем

  • Непосредственная работа
  • Вопросы учащихся

с материалом,

наблюдение, эксперимент

3

Написание работы

  • Анализ полученного

материала

  • Синтез
  • Обобщение, выводы

5

4

Первая оценка работы

Подготовка презентации

  • Первое чтение работы научным руководителем
  • Консультации
  • Презентация замысла исследования
  • Редактирование

окончательного варианта

работы

  • Составление тезисов
  • Оформление наглядного

материала

6

Презентация результатов исследования

Принципы организации исследовательской деятельности учащихся 1. Принцип соответствия методам естественно-научного исследования 2. Принцип поуровневого подхода к выполнению учащимися исследовательских знаний :   1 уровень :  Учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, целью, гипотезой, выполняют работу о готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты 2 уровень : Дополняется выполнением учащимися опытов и объяснением полученных результатов 3 уровень :  Дополняется интерпретацией полученных результатов    3 уровень : Здесь учащимся принадлежит ведущая роль в выборе способов работы с изучаемым материалом

Принципы организации исследовательской деятельности учащихся

1. Принцип соответствия методам естественно-научного исследования

2. Принцип поуровневого подхода к выполнению учащимися исследовательских знаний :

1 уровень :

Учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, целью, гипотезой, выполняют работу о готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты

2 уровень :

Дополняется выполнением учащимися опытов и объяснением полученных результатов

3 уровень :

Дополняется интерпретацией полученных результатов

3 уровень :

Здесь учащимся принадлежит ведущая роль в выборе способов работы с изучаемым материалом

 Принцип опережающего характера  экспериментов студентов 4. Принцип опоры на образовательные интересы обучающихся 5. Принцип самоорганизации обучающихся 6. Принцип сотрудничества обучающегося и педагога 7. Принцип продуктивности 8. Принцип рефлексии

  • Принцип опережающего характера

экспериментов студентов

4. Принцип опоры на образовательные интересы обучающихся

5. Принцип самоорганизации обучающихся

6. Принцип сотрудничества обучающегося и педагога

7. Принцип продуктивности

8. Принцип рефлексии

Модели организации исследовательской деятельности обучающихся Модель 1 Модель 2  «Приглашение к исследованию» «Обучение исследованию» Модель 3 «Систематическое исследование»

Модели организации исследовательской деятельности обучающихся

Модель 1

Модель 2

«Приглашение к исследованию»

«Обучение исследованию»

Модель 3

«Систематическое

исследование»

Модель 1. «Обучение исследованию» Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса  исследования Технология: Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит найти самому студенту .  Столкновение с проблемой.  Сбор данных – «верификация».  Сбор данных – экспериментирование.  Построение объяснения.  Анализ хода исследования. 1 2 3 4 5

Модель 1. «Обучение исследованию»

Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса

исследования

Технология: Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит найти самому студенту .

Столкновение с проблемой.

Сбор данных – «верификация».

Сбор данных – экспериментирование.

Построение объяснения.

Анализ хода исследования.

1

2

3

4

5

Модель 2. «Приглашение к исследованию» Цель:  Развитие  проблемного видения , стимулирование поискового  мышления. Технология :  Преподаватель ставит проблему , а метод её решения студенты ищут самостоятельно. Реализуется 1 Знакомство с Построение собственного  содержанием понимания замысла исследования предстоящего исследования 2 Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры 3 4

Модель 2. «Приглашение к исследованию»

Цель: Развитие проблемного видения , стимулирование поискового

мышления.

Технология : Преподаватель ставит проблему , а метод её решения студенты ищут самостоятельно.

Реализуется

1

Знакомство с

Построение собственного

содержанием

понимания замысла исследования

предстоящего исследования

2

Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования

Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры

3

4

Модель 3. «Систематическое исследование» Цель : Формирование  научного мышления , синтез процесса исследования и его  результатов  Технология : Постановка проблемы , поиск методов её исследования и  разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно  1 4 Определение гипотезы Анализ и синтез данных 2 5 Выдвижение гипотезы Организация данных 6 Выбор источников информации 3 Интерпретация данных

Модель 3. «Систематическое исследование»

Цель : Формирование научного мышления , синтез процесса исследования и его

результатов

Технология : Постановка проблемы , поиск методов её исследования и

разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно

1

4

Определение гипотезы

Анализ и синтез данных

2

5

Выдвижение гипотезы

Организация данных

6

Выбор источников

информации

3

Интерпретация данных

Карта научно-методического сопровождения исследовательской деятельности обучающихся

Карта

научно-методического сопровождения исследовательской деятельности обучающихся

Этап I. Выбор темы Действия Результат Тема выбрана на основе… Определение замысла исследования Обоснование актуальности Выявление проблемы в теме Выбор материала для исследования Обсуждение формы исследовательской работы Формулировка рабочего названия темы Определение объекта и предмета Определение формы исследовательской работы Тема утверждается на заседании НОС

Этап I. Выбор темы

Действия

Результат

  • Тема выбрана на основе…
  • Определение замысла исследования
  • Обоснование актуальности
  • Выявление проблемы в теме
  • Выбор материала для исследования
  • Обсуждение формы исследовательской работы
  • Формулировка рабочего названия темы
  • Определение объекта и предмета
  • Определение формы исследовательской работы
  • Тема утверждается на заседании НОС
Этап II. Выбор темы Действия Результат Консультирование о цели и задачах исследования Обсуждение сроков работы Обсуждение возможных методов исследования Формулировка цели и задач Составление плана работы Утверждение методов исследования (обобщения, классификации, описания, статистической обработки)

Этап II. Выбор темы

Действия

Результат

  • Консультирование о цели и задачах исследования
  • Обсуждение сроков работы
  • Обсуждение возможных методов исследования
  • Формулировка цели и задач
  • Составление плана работы
  • Утверждение методов исследования (обобщения, классификации, описания, статистической обработки)
Этап III. Осуществление деятельности и оценка промежуточных результатов исследования Действия Результат Работа в рамках НОС СПО Развитие необходимых компетенций Составление конспекта Корректировка, доработка Работа с литературой Оценка проделанной работы Обсуждение материалов для практической части Обсуждение полученных данных Обработка данных Обсуждение вариантов представления итогов

Этап III. Осуществление деятельности и оценка промежуточных результатов исследования

Действия

Результат

  • Работа в рамках НОС СПО
  • Развитие необходимых компетенций
  • Составление конспекта
  • Корректировка, доработка
  • Работа с литературой
  • Оценка проделанной работы
  • Обсуждение материалов для практической части
  • Обсуждение полученных данных
  • Обработка данных
  • Обсуждение вариантов представления итогов
Этап III. Осуществление деятельности и оценка промежуточных результатов исследования (продолжение) Результат Действия Оценка проделанной работы Корректировка полученных результатов Развитие умений обобщать, классифицировать Корректировка названия темы Подготовка окончательного варианта Оформление работы Анализ полученных данных Оценка результатов завершающего этапа Синтез Рекомендации по оформлению работы

Этап III. Осуществление деятельности и оценка промежуточных результатов исследования (продолжение)

Результат

Действия

  • Оценка проделанной работы
  • Корректировка полученных результатов
  • Развитие умений обобщать, классифицировать
  • Корректировка названия темы
  • Подготовка окончательного варианта
  • Оформление работы
  • Анализ полученных данных
  • Оценка результатов завершающего этапа
  • Синтез
  • Рекомендации по оформлению работы
Этап IV. Презентация полученных результатов Действия Результат Консультирование по устной защите Составление текста доклада Обсуждение формы представления результатов исследования Подготовка презентации

Этап IV. Презентация полученных результатов

Действия

Результат

  • Консультирование по устной защите
  • Составление текста доклада
  • Обсуждение формы представления результатов исследования
  • Подготовка презентации
Этап V. Участие в конкурсах разного уровня

Этап V. Участие в конкурсах разного уровня