Исследовательская и проектная работа с учащимися(из опыта работы)
Эндже КАЗАКОВА,
учитель географии МБОУ Тюлячинской СОШ Тюлячинского района
География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятельности.
С 2015 года я начала более углубленно заниматься проектно - исследовательской деятельностью со своими учащимися. Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю не только на уроках, но и провожу дополнительные занятия, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учитываю индивидуальные возрастные особенности детей. Контролирую, направляю и помогаю им. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности было нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого; от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным.
Исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач. Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.
Домашние задания исследовательского характера. Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. По всем темам разработана система домашних мини исследований. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью.
Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы
• презентация;
• Сочинение-эссе;
• Фотоальбом;
• Письменный отчёт;
• Рекламный проспект;
• Дневник-путешествие;
• Реферат;
• Проект;
• Буклет.
Продолжительность исследовательской работы
По продолжительности я выделяю несколько видов исследовательских работ:
Мини-работы, рассчитанные на один урок. Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов не только на 1 уроке, но если учитель планирует поиск дополнительного материала учащимися самостоятельно, то это может быть и 2 и 3 урока.
В результате внедрения в свою практику работы мини – проектов у учащихся повысился интерес к предмету география, лучше стали знать нашу страну и мир в целом. В процессе поиска информации ребята узнали много интересного о реках и озерах, растительном и животном мире, погодных условиях многих регионов, достопримечательностях. Все дети класса бывают включены в процесс работы. Практически все получают положительные оценки. Слабые обучающиеся усвоили некоторые, «новые» для них, номенклатурные объекты
Краткосрочные –недельные- на изучение одной темы в течение нескольких уроков.
Среднесрочные – продолжительностью в один триместр.
Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.
Результаты своей работы я отслеживаю на:
- конференциях, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
Проект «Бытовые отходы человечества» с ученицей 10 класса Жаббарова Айгуль продолжается с 2017 года. В 2019 году она участвовала в Республиканской научно- практической конференции «Экология вокруг нас» и заняла 2 место.
- презентациях, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
7 чудес родного края.
Памятники Всемирного наследия России.
Природа Крыма.
Драгоценные камни.
География в купюрах.
Проблема вырубки лесов на планете.
Предсказывание погоды по народным приметам.
Экология родного села.
- выступлениях перед своими одноклассниками, учащихся других классов, заинтересованных данной темой
Драгоценные камни.
География в купюрах.
Проблема вырубки лесов на планете.
Предсказывание погоды по народным приметам.
Экология родного села.
Проекты 9-х классов выступили перед комиссией в мае месяце 2019 году.
-конкурсах
В 2018 году Нуруллина Айсина сделала буклет по теме «Заповедники России».Она участвовала в акции творческого конкурса «У природы есть друзья: это мы- и ты, и я!» в рамках XX международного фестиваля «Детство без границ»- эко-буклет заняла 1 место в районном ,2 место в зональном туре.
Ученики 6 класса ведут дневники погоды. Изучив дневники погоды Габдрахманова Алиса написала проект «Предсказывание погоды по народным приметам», и 25.11.2019 она отправила проект «Предсказывание погоды по народным приметам» на конкурс «Юный натуралист»и получила Сертификат участника.
В заключение можно сказать, что одним из эффективных способов формирования результатов, познавательной активности учащихся являются проекты. Школьники учатся находить информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления быстро, в течение небольшого ограниченного времени. Они учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.