Министерство образования и науки Республики Дагестан
XXII Республиканская научная конференции молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Тема работы «Музей – усадьба «Архангельское»- культурное наследие князей Юсуповых»
Симпозиум 4. Социально-гуманитарные и экономические науки. Номинация: «Культурология»
Подготовил: Рамазанов Магомед Зияудинович,
учащийся 9«б» класса МБОУ СОШ №4 городского округа
«Город Дагестанские Огни»
368670, ул. Школьная,47
+79627752176
Руководитель: Гаджиева Гюлюмсет Рамазановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №4 городского округа «Город Дагестанские Огни»
368670, ул. Расула Гамзатова,64.
+89064816679
e-mail: [email protected]

2016 г.
Введение
История — свидетель культуры, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
В. Ключевский. Возрождение культуры в настоящее время очень актуально. Мы часто восхищаемся, любуемся разнообразием и богатством мира природы, но очень редко обращаем наше внимание на ценности, созданные руками человека. А ведь культура была и есть основа всему. Без нее нет прошлого, настоящего и будущего. Она способна объединить все стороны человеческой личности. Наверное, наше понимание культурных ценностей зависит от того, насколько близка нам эта культура, что мы о ней знаем. Культура движется вперед путем познавательных открытий и путем освоения и осмысления этих культур. Все зависит от того, как мы сумеем почувствовать суть культурной ценности и передать это чувство остальным.
Стремление передать то чувство, которое я испытал этим летом, побудило во мне желание провести небольшую исследовательскую работу и назвать ее «Архангельское» - культурное наследие князей Юсуповых».
Ее целью является показать величие, значимость музея в течение нескольких столетий; рассказать о том, как культурные ценности могут быть свидетелями многих событий и судеб как страны в целом, так и отдельных исторических личностей и отметить тот факт, что они сближают людей, независимо от их вероисповедания, происхождения, взглядов.
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Выяснить, какое значение в истории и в настоящее время имеет музей - усадьба «Архангельское».
2.Изучить историю рода Юсуповых.
3.Рассказать об отношении Юсуповых и великого поэта А. С. Пушкина.
4. Показать огромный вклад, который внес Дмитрий Осупов. в развитие культуры России. Исследовать историю чаши, которая прокляла род Юсуповых. Чтобы осуществить эти задачи:
я посетил этот музей,
беседовал с сотрудниками музея,
изучил историю рода Юсуповых и труды историков - исследователей, интересовался мемуарами князя Юсупова. Исследования в этом направлении могут быть продолжены Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении культурного наследия Юсуповых: картин, памятников, редких книг, чтобы получить больше сведений о б истории нашего государства. А также более подробно изучить тот период жизни Д.Юсупова, котрый связан с А.С.Пушкиным. Благодаря чему , мы узнали бы много интересного из жизни и творчества великого поэта.
Основная часть
«Подмосковный Версаль».
Культурные ценности служат не только напоминанием об истории нашей родины, об исторических судьбах, но и являются связующей нитью между эпохами, потомками. Именно таким мне показался музей, который находится в Москве, недалеко от Красногорска. Это музей «Архангельское», который я посетил этим летом, бывшее имение семьи Юсуповых, расположенное на берегу Москвы - реки, в окружении древнего смешанного леса.
Будучи во время летних каникул в Красногорске, у моего дяди, я в очередной раз услышал от него историю музея «Архангельское», расположенного в имении Юсуповых. Еще в студенческие годы он посетил этот музей и заинтересовался историей рода Юсуповых. Мой дядя носит ту же фамилию (да и звать его Юсуп), поэтому он, шутя, называет себя их потомком.
Зная, что это имение находится недалеко от дома дяди и, надеясь увидеть много интересного, я настойчиво стал просить его отвезти меня в «Архангельское» -в имение Юсуповых. Желающих составить мне компанию оказалось много, и мы все отправились туда. (см.фото№1)Доехать до имения, по словам дяди, было не так трудно: сначала до метро "Тушинская", затем автобусами №549 или №541 до ост. "Архангельское", но он предложил поехать на своей машине. Подъехав к усадьбе, мы сразу столкнулись с проблемой парковки машины: внутрь можно было попасть через два входа, но все парковочные места были заняты, потому что желающих посетить музей было очень много, и нам пришлось покружиться, чтобы кое-как встать. Но это не испортило настроения, ведь мы знали, что нас ожидает.
Как я был приятно удивлен, когда увидел такое великолепие! (см. фото№2,3) Уже при входе в усадьбу сразу попадаешь в другой мир. Как будто прошлое и настоящее оказались совсем рядом, и ты не знаешь, где ты находишься: в прошлом или в настоящем.
Любуясь внутренним интерьером,(см.фото№4,5) прогуливаясь по парку и слушая экскурсовода1, мы убедились, что «Архангельское» – уникальный уголок земли. Усадьба известна во всем мире как величественный образец русского искусства. Изящество и красота архитектуры, созданная лучшими французскими, итальянскими и русскими зодчими по «мотивам» самых величественных и прекрасных европейских дворцовых комплексов, а также великолепие паркового пространства с обширными террасами и скульптурными группами, снискали Архангельскому славу «Подмосковного Версаля». В ходе увлекательной экскурсии мы любовались непревзойденной красотой семи Парадных залов Большого Дома и узнали
Много интересного от экскурсовода, и у нас было еще свободное время во время прогулки по парку для самостоятельного знакомства с экспозициями музея-усадьбы Архангельское – этого рукотворного шедевра и настоящей жемчужины достопримечательностей нашей столицы и всей России!
Красота внешнего и внутреннего убранства была настолько изящна и великолепна, что разбегались глаза: богатейшая коллекция редкостных книг, картин XVII-XIX века, мебель ручной работы- Это все притягивало в усадьбу посетителей в течение многих десятилетий, вызывая восторг у самых известных, влиятельных, гостей со всего мира и у нас. Слушая внимательно экскурсовода, я представил Александра I и Николая I,
Александра II, Александра III и Николая II, многих известных поэтов, писателей посетивших это имение, и маленького Александра Пушкина, гулявшего по дворцовому парку.
Легендарный род Николая Борисовича Юсупова.
После экскурсии по музею, я с интересом стал изучать историю рода Юсуповых и события, которые связаны с их жизнью. Что я узнал?
По семейной легенде, в XVI, в этих местах чернел лес, в котором любил охотиться Иван Грозный. Однажды, переезжая речку Черногрязку, он зацепился за ветку - и с головы упала шапка. Суеверный царь счёл это знаком и решил на этом месте построить себе охотничий домик, названный Сокольничим дворцом. Затем почти полтора столетия спустя здесь воздвигается каменный храм «Архангельское», а рядом с храмом строится имение. Владельцами усадьбы были известнейшие личности – Одоевские, Черкасские, Голицыны. Первым претендентом на покупку Архангельского стал князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова. (см.фото№6)
«Бог приумножит!» – воскликнул один далекий тюркский предок русских князей Юсуповых, гордившихся своим происхождением. Имя предка история, к сожалению, сочла нужным скрыть. Эти слова закрепились в роде и стали основой фамильного прозвища, фамилии рода – Юсуповых. Оно происходит от собственного имени родоначальника – Юсуфа (в русском варианте Иосиф, Осип) и крымско-татарского «Iusuf», что в буквальном переводе означает «бог приумножит».
Князь Николай Борисович принадлежал именно к этому роду, ведущему свое начало от легендарного пророка Мухаммеда. Тесть великого пророка по имени Абубекир правил всем мусульманским миром. Через три века его потомок и новый правитель мусульман был пышно титулован как Эмир эль-Омр, князь князей, султан султанов. Он соединил в лице своем
правительственную и духовную власть. Имена предков русских князей Юсуповых поминутно встречаются на страницах "Тысячи и одной ночи", в сказках Шахерезады. Предки Николая
Борисовича Юсупова были эмирами, калифами и султанами с царской властью на всем древнем Востоке – от Египта до Индии.
Хан Юсуф в феврале 1555 года при непонятных обстоятельствах был омертвлен своим братом Измаилом. Он решил отправить своих племянников к русскому царю, к Ивану Грозному, чтобы в дальнейшем обеспечить себе спокойную жизнь.
Царь приютил у себя сирот – Иль-Мурзу и Ибрагим-Мурзу, и одарил их землями.
Правнук Едигея звался Муса-мурза и имел по обычаю пять жен. Имя первой, любимой жены Кондаза. От неё и родился Юсуф, давший фамилию русскому княжескому роду Юсуповых. Двадцать лет Юсуф-мурза дружил с самим Иоанном Грозным, русским царем. У Юсуфа-мурзы было два сына и четыре дочери. Дочерей он выдал замуж за соседних царей: крымского, астраханского, сибирского и казанского. Одна из дочерей - жена царя казанского была красавица Суюмбека, в честь которой в казанском кремле воздвигнута семиярусная башня Суюмбеки, повторенная в архитектуре московского Казанского вокзала. Прекрасная Суюмбека воспета поэтом М.М. Херасковым в его поэме "Россияда". В 1832 году в Петербурге с большим успехом шел балет композитора Глинки "Суюмбека и покорение Казани", где главную партию танцевала знаменитая балерина А.И. Истомина.2 Сыновья Юсуфа-мурзы поступают на русскую службу, сохраняя при этом мусульманскую веру. Внук Юсуфа-мурзы Сеюш-мурза в XVII веке получает во владение в Ярославской губернии целый город Романов с посадом (нынешний Тутаев). И сегодня в городе можно увидеть среди многочисленных церквей старинную мечеть. Именно в этом городе случилось событие, в корне изменившее жизнь мурз. Сын Сеюша-мурзы по имени Абдул-мурза принимал в Романове патриарха Иоакима и из самых лучших побуждений угостил православного первосвятителя жареным гусём. А званый обед был в пост. Патриарх, ничего не подозревая, отведал блюдо, да похвалил ещё:
– Как искусно ваш повар готовит рыбу! – сказал он восхищенно патриарх. – Это и не рыба! – ответил польщенный хозяин. – Это гусь! Мой повар мастерски его готовит! – Как гусь? Чем же ты меня в пост угощаешь? – разгневался гость. Об этой истории немедленно рассказали богобоязненному царю Федору Алексеевичу. Он тут же решил отобрать у опального мурзы все его имущество. Три дня Абдул думал, что ему делать и как поступить в этой непростой ситуации. В итоге, он пришел к выводу, что нельзя ему гневить царя, и Абдул-мурза принял решение: поменять веру. Таким образом, сын Сиюш-мурзы стал Дмитрием Сиюшевичем Юсупово-Княжево. И государь оставил все их
владения и богатства. По легенде, в первую же ночь после крещения у Дмитрия Сиюшевича было видение:
таинственный голос сообщил: «Ты предал веру. С этого момента в каждом колене твоего рода никогда не будет больше одного наследника мужского пола. А если их и будет больше, то
никому из них, кроме одного, не суждено будет прожить долее двадцати шести лет! На самом деле проклятие давало о себе знать: умирали дети не только по мужской
линии, но и по женской. С тех пор в интерьере юсуповских дворцов Москвы, Санкт-Петербурга, Ракитного и Крыма стало встречаться изображение гуся, который стал невольным «виновником» такого события. Сын Димитрия князь Григорий Юсупов верой и правдой служил Петру I, получил звание маршала, был награжден орденом Александра Невского. Его старший сын Борис получил образование во Франции – в гвардейском училище в Тулоне, позднее стал сенатором.
У него родилось несколько детей, но до зрелых лет дожил только один наследник- князь Николай. А супруга Бориса Николаевича узнала о проклятии и напрямик заявила мужу, что мертвецов рожать не собирается. А единственного сына князя Бориса Григорьевича Юсупова и его жены Ирины Михайловны, Николая с младенчества записали в гвардию. В 21 год он вышел в отставку и в 1772 г. отправился в долгое путешествие по Европе, где познакомился со многими выдающимися художниками, поэтами, философами: Ф. Вольтером, Д. Дидро, П. Бомарше и т.д. В 1782 г. по поручению императрицы Екатерины II князь Н.Б. Юсупов, слывший «прекрасным рассказчиком и знатоком изящных искусств», сопровождал семью наследников российского престола Павла Петровича и Марию Федоровну во время их путешествия по Европе. По возвращении на родину в 1783 г. Николай Борисович Юсупов начал выполнять дипломатические поручения императрицы в Турине, Неаполе, Венеции, Риме. В 1784 г. он провел успешные переговоры с Папой Пием VI об особом статусе католической церкви в пределах Российской империи. Тогда же ему было разрешено снятие копий ватиканских фресок Рафаэля, которые до наших дней украшают коллекцию Эрмитажа. Затем князь совершил поездку в Венецию, где ему пришлось бороться против политических интриг Англии и Австрии, направленных против Российского государства. После этих событий Екатерина II в 1788 году произвела князя Юсупова в тайные советники и назначила его сенатором. Тогда и составил князь собственный герб Юсуповых, где изображен полумесяц и образы львов, олицетворяющих силу и могущество их рода.
К тому же еще Николай Борисович Юсупов собрал собственную труппу артистов, построил театр, который сохранился до сегодняшнего дня в первозданном виде. Следует заметить, что именно князь Николай Борисович впервые изобрел нумерацию мест и кресел, прежде в театре места не обозначались. (см. фото№7)
Князь много и упорно учился, свободно говорил на пяти языках, удивлял своей ученостью. "Словарь достопамятных людей русской земли", изданный в 1836 году, дает такую общую характеристику князя Юсупова: "Он отличался просвещенным умом своим, утонченным вкусом ко всему изящному, остротою, обходительностью, веселым нравом,
памятью обширною, любил ученых и художников и даже в старости маститой приносил дань удивления прекрасному полу".
«Мой Юсупов…»
Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине.
А.С. Пушкин
«Мой Юсупов». Эта фраза великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, как говорится, дорогого стоит. Высказанная в личном письме, она многое говорит и о поэте, и первейшем вельможе Российской империи. Не многие люди из ближайшего окружения Пушкина удостаивались такого сердечного сочетания слов. «Мой Дельвиг», к примеру, но ведь два поэта всю жизнь оставались ближайшими друзьями еще со времен Царскосельского Лицея, а Юсупов? С Пушкиным Николай Борисович был знаком, когда будущему поэту едва исполнилось три года. Дело в том, что с 1801 по 1803 год отец поэта Сергей Львович нанимал квартиру во втором этаже левого флигеля Юсуповского дворца по Большому Харитоньевскому переулку. Этот московский дом князя, пожалованный ему Петром II его в Москве, окруженный известным всей Москве, причудливым по-восточному Юсуповым садом. Юсупов сад Пушкин упоминает в своей автобиографии. Сюда же привозит поэт свою любимую героиню Татьяну Ларину в седьмой главе «Евгения Онегина»- в Москву «на ярмарку невест».
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился…
А самое интересное: в саду рос дуб, обвитый золоченой цепью, по которой поднимался вверх и спускался вниз огромный пушистый игрушечный кот с зелеными глазами, сконструированный голландскими механиками. Движение кота осуществлялось по специально разработанному алгоритму; при этом кот еще и разговаривал, но по-голландски. Маленький Пушкин гулял в саду с бабушкой Марией Алексеевной или с няней Ариной Родионовной и, по воспоминаниям, тогда же пообещал перевести рассказы кота на русский язык. Пролог к поэме
Пушкина «Руслан и Людмила» почти полностью «списан» поэтом с Юсупова сада: при этом
восприятие ребенка, конечно же, помножено на гениальную фантазию поэта. Вспомним:
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Интересен еще тот факт, что несмотря на почти полувековую разницу в возрасте Юсупов и Пушкин подружились и были с друг другом на «ты». Как видим, им было о чем поговорить. Пушкин с жадностью слушал рассказы князя о екатерининском веке, о его путешествиях по Европе и Востоку. Многие из этих рассказов нашли отражение в произведениях поэта в последовавшей после их встречи Болдинской осени 1830 года.
Пушкин делился с князем своими планами относительно предстоящей женитьбы.
Известно еще, что Николай Борисович был посаженым отцом на свадьбе Пушкина(см.фото№8) и Натальи Гончаровой. Безусловно, этот очень значимый факт, вызывающий в сознании множество разнообразных размышлений. Очевидно, что человек подобного ранга « к кому угодно» на торжества не ходил и в качестве «посаженого отца» не сидел . Получить согласие человека столь высокого ранга выступить в роли посаженого отца, означало едва ли не подтверждение родственных связей, и воспринималась как редкостная честь. Этот «нюанс» возвышал тогда Пушкина в глазах всего московского общества, потому что он на тот момент не относился к числу почтенных членов московского дворянства.
На первый же свой семейный обед после женитьбы в числе очень немногочисленных гостей Александр Сергеевич пригласил Юсупова, где князь был в центре внимания стороны молодой семьи и целый вечер танцевал, несмотря на уже преклонный возраст.
Позже А.С. Пушкин посвящает русскому князю Николаю Борисовичу Юсупову свое знаменитое "Послание к вельможе", которое вызвало бурю эмоций среди критиков, назвавших его одним из лучших произведений поэта.
В княжеской семье вплоть до революции хранилась рукопись «Послания» на четырех листах с автографом Пушкина, склеенных тонкой папиросной бумагой.
Вместе с кончиной Николая Борисовича закончилась целая эпоха.
«Мой Юсупов умер», – с горечью написал А. С. Пушкин в письме к П. А. Плетневу, получив известие о смерти великого князя. Этой единственной строчкой великий русский поэт выразил душевное состояние и показал горечь утраты.
Благодаря крепким нервам и известному равнодушию к мелочам князь пережил практически всех известных людей своей эпохи. Ведь существует мнение, что собирательство и коллекционирование, а также активная работа ума, постоянное чтение, большой жизненный потенциал, непреодолимая страсть к чему-то новому, – способствуют тому, что человеческий организм медленнее поддается старости. Николай Борисович вплоть до последней минуты своей жизни был занят поиском новых знаний, впечатлений и удовольствий. Его не оставляло в равнодушии истинное волнение ума и сердца, их приятное биение и беспокойство. Дружба
Пушкина и Юсупова «сохранилась» и после их смерти. Когда вся страна праздновала 100-летие со дня рождения поэта, потомки Юсуповы неподалеку от дворца установили бюст
Александра Сергеевича. По иронии судьбы, он оказался напротив обелиска Александру I. , который был поставлен в честь посещения императором Юсуповского имения. Так и по сей день на «Аллее двух Александров» эти современники находятся рядом: Александр первый - император России, и Александр – Первый Поэт России. (см.фото№9)
Зинаида Николаевна Юсупова (см.фото№10)
Единственной наследницей огромного состояния Николая Борисовича стала Зинаида
Николаевна, его старшая дочь. Так как все дети Николая Борисовича умерли в младенчестве от болезни, Зинаида была надеждой и опорой отца. К Зинаиде сватались из королевских европейских домов, но она решила выйти замуж по любви и выбрала Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, графа. Отец был в отчаянии – брак не равный. Перед своей смертью князь Николай Борисович обратился за высочайшей милостью на сохранение знаменитой фамилии, и после смерти тестя, графу Сумарокову-Эльстону было дано разрешение именоваться князем Юсуповым.
У супругов родилось четверо детей, однако двое из них скончались в младенчестве. Сын Николай, родившийся в 1883 году и Феликс, появившийся на свет четырьмя годами позже, были отрадой для Зинаиды Юсуповой, но отрадой горькой, потому что она знала: рано или поздно, но она лишиться одного из своих сыновей, ибо над их угасающим родом наложено роковое проклятие. Несмотря на богатство, Юсупова воспитывала сыновей в строгости, не позволяя превозносить себя над другими.3 (см.фото№11.)
Мы знаем, по преданию, княжеский титул должен был наследовать только старший сын, Николай Феликсович. Когда у маленького Николки спросили о том, какой подарок он желает получить в этот день, он ответил: «Я хочу, чтобы у тебя больше не было детей», Зинаида Николаевна похолодела. И первая мысль, которая мелькнула в голове: «Неужели кто-то поведал ребенку тайну проклятия». Ведь родители тщательно старались скрывать от детей все, что связано с гибелью детей. Но опасения не были напрасны: не прошло и несколько лет, как Николенька до совершения 26 лет погиб на дуэли.4 Титул и все богатство рода наследовал младший сын Феликс (1887-1967 г.г., Париж), ярый монархист. Женился на Ирине Александровне (1895-1970 гг., Париж), дочери Ксении Александровны, сестры Николая II. У Феликса и Ирины также была только одна дочь – Ирина Феликсовна Юсупова, которая вышла замуж за Шереметьева. У них родилась дочь Ксения. Сейчас Ксении примерно 40 лет, живет в
Греции, в Афинах, у нее дочь Татьяна. И у них фамилия Шереметьевы, надеемся на то, что проклятие их не коснется. Хочется верить, что когда-нибудь все тайны этого величайшего
рода, над которым на протяжении многих лет тяготело страшное проклятие, приведшее в множеству трагических событий, удастся приоткрыть хотя бы слегка …
Проклятая чаша Юсуповых
Многое остается непознанным как в истории России, так и в жизни выдающихся русских людей. Среди всего прочего – история семьи Юсуповых. После революции, как многие другие семьи, Юсуповы уезжают за границу, увозя с собой, все, что возможно. Они собирались переждать тяжелые времена и вернуться за остальными фамильными богатствами, но возвратить все богатства им не удалось.
В 1927 год, страна постепенно приходит в себя после революции и гражданской войны. Дома восстанавливаются, дворцы знати переходят к новым хозяевам. К особняку Юсуповых, отданному под советские конторы, пришла пожилая женщина и стала просить, чтобы ей разрешили посетить этот дом. Оказалось, что она почти всю жизнь провела там, и для нее этот дворец стал родным домом, но охранник действовал по уставу и гнал ее прочь. В это время мимо проходил комендант, он пожалел ее и пустил внутрь. Она очень хотела взглянуть на свою комнатку, каморку под лестницей. Но, к ее изумлению, вместо комнаты для прислуги она увидела глухую стену. Он сказал, что в особняке он служил 10 лет, что знает здесь каждый камень , но никакой каморки не видел, и поспешно выпроводил старуху. Но слова женщины не давали ему покоя, он вспоминал, с каким изумлением старуха ощупывала стену. Комендант дождался ночи. В свете керосиновой лампы пустой коридор выглядел таинственно, казалось, за каждым шагом непрошеного гостя пристально наблюдают тени бывших хозяев. Предчувствуя, что ему откроется великая тайна, он сантиметр за сантиметром простукивал стены. Звук был глухим, будто изнутри звонким эхом откликалась пустота. И тогда комендант взял в руки кирку. Кладка, на удивление, поддавалась легко, похоже, тот, кто замуровал комнату, не был каменщиком. Молодой человек заглянул в отверстие при свете фонаря и в глубине комнаты увидел сундук с сокровищами, а на ней серебряный кубок, чем - то напоминающий надгробный камень.
Это был царский подарок, пожалованный роду Юсуповых, и проклятый им. Он нес своим владельцам беды и смерть, кубок передавался из поколения в поколение, при этом род богател, но его богатство неизменно идет рука об руку с кровью, смертью, изгнанием. Юсуповы умирали от неожиданных болезней, гибли на дуэлях. Двадцатишестилетний возраст для них стал роковым. Верна ли семейная легенда или нет, но проклятие сбывалось практически в каждом поколении и сказывалось также на судьбах носительниц фамилии Юсуповых и даже внебрачных детях, рождавшихся от представителей княжеского рода. Огромные богатства Юсуповых были переданы комендантом государству,(см.фото№12) но кубок исчез, и местонахождение кубка остается до сегодняшнего дня тайной.
Заключение
Бесценные реликвии императорской семьи из архива князя Феликса Юсупова вернулись в Россию.
В прошлом году, 17 февраля, почти по всем каналам нашего телевидения, в том числе по Первому каналу, сообщили о том, что в Государственный архив, в музей Фаберже, спустя почти 100 лет, возвращены уникальные исторические документы - личные вещи царской семьи из архива князя Феликса Юсупова. Жемчужина коллекции - личная Библия императрицы Марии Фёдоровны с заметками, которые она делала на протяжении всей своей жизни, пара ювелирных предметов и бесконечные рукописи, рисунки, фотографии. Эти вещи были приобретены на аукционе и, вероятно, по очень высокой цене. Но с точки зрения истории и культуры они бесценны.
« Эта коллекция - пласт жизни нескольких поколений знаковых семей нашей страны. Это как путешествие во времени», - отмечает директор музея Фаберже Владимир Воронченко.
Это путешествие во времени началось два года назад. Осенью 2014 года в подвале одного парижского дома обнаружили коробки с бумагами и выяснили, что это архив Феликса , жившего в эмиграции и скончавшегося почти полвека назад. В коробках оказались личные вещи царской семьи, дневники Николая II, записи императрицы Марии Федоровны, фотографии и рисунки великой княгини Ксении, переписка самих Юсуповых. «Через фотографии, документы хочется поглубже понять, о чем они думали, какие решения принимали, каковы причины были для принятия тех или иных решений. Это сенсация, такое, наверное, бывает раз в сто лет!» - отмечает Сергей Нарышкин.
Имя того, кто нашел этот архив, не разглашается, как и сумма, которую за него заплатили на аукционе. Но государство не потратило ни копейки. Коллекцию из Парижа привез Фонд Виктора Вексельберга "Связь времен". Эта организация торжественно передала документы семьи Юсуповых в дар государству.
Казалось бы, разрозненные вещи. Но теперь, век спустя, они представляют единую картину - нашу историю, которую нужно знать и ценить. Как сказал древнегреческий философ Цицерон, «история-свидетельница веков, факел истины, душа памяти и наставница жизни».
В заключение хочется отметить, что я очень доволен тем, что мне представилась возможность побывать в музее - усадьбе «Архангельское», узнать многое о жизни рода Юсуповых, провести незначительное исследование и таким образом прикоснуться к культурным ценностям и рассказать об этом.
Список использованной литературы: 1. Елена Арсеньева. «Юсуповы, или Роковая дама империи». Издательство Москва, 2013г. 2.Д.С.Лихачев: «Письма о добром и прекрасном». Год издания: 1988 Издательство: Детская литература. Москва. 3.А. С. Пушкин «Евгений Онегин». 1833г в Петербург 4.Князь Феликс Юсупов. Мемуары 1919г. Личное интервью с сотрудниками музея. 5.http://www.ereading.link/chapter.php/1026410/12/B...y._Neveroyatnaya_istoriya.html В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:... Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении … В перспективе было бы интересно … На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть … Кроме …, рассмотренных в данной курсовой / дипломной работе, по нашему мнению было бы интересно исследовать … Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и … Назначение работы Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется … Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в … Работа может представлять интерес для … Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме …. Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований … Данной работой я хотел бы привлечь внимание общественности и научного сообщества к проблеме … Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты были положены в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …- Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/trebovaniya_k_nauchnim_rabotam/shablon_fraz_issledovatelckoi_raboti_diploma.html Заключение В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:... Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении … В перспективе было бы интересно … На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть … Кроме …, рассмотренных в данной курсовой / дипломной работе, по нашему мнению было бы интересно исследовать … Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и … Назначение работы Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется … Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в … Работа может представлять интерес для … Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме …. Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований … Данной работой я хотел бы привлечь внимание общественности и научного сообщества к проблеме … Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты были положены в основу разработанных мной правил … / памятки по … для … Что дала работа самому исследователю В ходе выполнения работы я узнал/ научился/ выяснил... / открыл для себя … Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть … В процессе работы над исследованием я приобрел важный опыт … Уверен, что полученные мной знания позволят мне... избежать ошибок / помогут правильно …/ добиться... Исследование в корне изменило мое представление о... / мнение … / понимание... Результаты исследования заставили меня задуматься … Больше всего сложностей у меня вызвало … (проблемы исследования).- Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/trebovaniya_k_nauchnim_rabotam/shablon_fraz_issledovatelckoi_raboti_diploma.html Содержание Введение. Основная часть. Заключение. Приложения. (Фотографии, диск с теоретической частью и презентация) 5.Список использованной литературы. |
|
1 Личное интервью с сотрудниками музея
2 Князь Феликс Юсупов. Мемуары 1919г
3Князь Феликс Юсупов. Мемуары 1919г. Личное интервью с сотрудниками музея.
4 Юсуповы, или Роковая дама империи. Елена Арсеньева. Издательство Москва, 2013г.