СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Министерство Образования РД

Хунзахский отдел образования

МКОУ «Хариколинская СОШ» им.А.Бижанова











Автор: Алибулатов Гаджи Алибулатгаджиевич ученик 10 класса Хариколинской СОШ им.А.Бижанова.

Руководитель: Хваджаева Халисат Хваджаевна учитель географии Хариколинской СОШ 368271 Хунзахскго района, с. Хариколо

с. Хариколо 2019г.

Содержание

  1. Введение..................................................................................2-3

  2. Методика исследования.........................................................3-7

  3. Результаты исследований и их анализ..................................7-8

  4. Выводы........................................................................................8

  5. Заключение.................................................................................8

  6. Литература..................................................................................9

  7. Приложение.........................................................................10-14






































Введение

Учебно-исследовательская работа «Комплексное изучение экосистем и их экологические проблемы» включает описание и результаты исследований экологического состояния села Хариколо.

Природа – это неотъемлемая часть среды проживания населения. С развитием цивилизации воздействие человека на природу становилось все больше ощутимым и приобрело глобальный характер.

Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем, главное для них – получить побольше сегодня. Людей не тревожит , что рано или поздно природа предъявит им свой счет. И расплата может быть очень тяжелой. Но, чтобы восстановить природную среду, необходимо знать законы, по которым она живет и развивается.

Целью моей исследовательской работы явилось изучение наблюдение и описание проблем экологического состояния окружающей среды родного села, привлечение учащихся и родительской общественности к участию в решении природоохранных мероприятиях.

При выполнении работы решались следующие задачи:

1.  Формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданской ответственности за будущее родного края.

2.  Привлечение обучающихся образовательных учреждений всех типов к изучению экологического состояния окружающей среды обитания и охране природы.

3.  Развитие, совершенствование исследовательской деятельности учащихся.

4.  Вовлечение детей, проявляющих интерес к исследовательской и практической работе по охране окружающей среды.

В работе использованы разнообразные методы: анализ материалов, работа с литературой, наблюдение, эксперимент и т. д.

Новизна работы заключается в том, что исследования такого рода на данной территории не проводились.

Вместе с тем необходимо четко осознать: чтобы выжить и сохранить планету для последующих поколений, необходимо решать обостряющиеся экологические проблемы не только на глобальном, но и на местном уровне.

Наше село Хариколо расположено на древнеоползневом склоне северо - восточной части Хунзахского плато. Отрицательное воздействие местного населения на природную среду многогранно. Это влияние проявляется в следующем:

- в продолжении сокращения площади лесных массивов в результате вырубки;

- в изменении природных ландшафтов в результате деградации и эрозий почвенного покрова;

-в сокращении численности диких животных в результате уменьшения лесных площадей и браконьерства;

- ускорение процессов оврагообразования в результате смыва почв;

- участились случаи возникновения оползней, обвалов селей и лавин.

Учитывая эти процессы, происходящие вокруг нас с целью восстановления экологического равновесия и сохранения уникальных ландшафтов природы села, мы «Зелёные патрули» школы вместе с общественностью села под руководством учителей вмешались решать эти проблемы по нашим возможностям.

В гидрогеологическом отношении на склоне в пределах села имеются выходы родников, многие из которых используются местными жителями для хозяйственно-питьевых целей, полива огородов и приусадебных участков. Последнее отрицательно влияет на устойчивое состояние террасированных участков склона. Учитывая такое состояние склона, воды крупных родников отведены (в виде прокладки канализационных труб) и выбрасываются в балки. Проложена также ливневая канализация по которой поверхностные стоки атмосферных осадков и талых вод протекали в балки. Запрещена искусственный полив террасированных участков( садов, пашен и сенокосных участков) и ведутся работы по восстановлению заброшенных террас.

На территории склона имеются и отдельные, уникальные по своей красоте березовые, сосновые и кустарниковые лесные островки. И этот лес называется издавна "Березовая роща".

И здесь участились случаи вырубки леса и кустарников жителями села. Это привело к сокращению их площадей , исчезновению животных, растительного мира и смыва почвенного покрова.

На лесных участках организованно проводили посадку лесных саженцев, их регулярную прополку, окучивание, рыхление почвы и полив, вследствие чего деревца хорошо развивались, леса омолаживались. ежегодно весной, во время весенних каникул ребята под руководством учителей проводят участки леса в надлежащий порядок, очищая их от хвороста, валежника, сухих веток и вывороченных пней. Летом и осенью учащиеся собирают много лесных лекарственных ягод и трав. Организованно производят сбор, сушку шиповника, земляники, облепихи, рябины, подорожника, мяты, и сдают в школьную столовую для приготовления разных напитков. Кроме того, во время очистки леса собирают сухие ветки и корни деревьев, которые имеют причудливые формы. Их потом вырезают, обрабатывают , оттачивают и изготовляют экспонаты для выставки охраны природы, под названием "Природа и фантазия" , организуемый школой 5-го июня к Международному дню защиты природной среды. Экспонатами выставки являются рисунки и плакаты, рефераты и доклады, фотографии и поделки на темы охраны природы.

В прошлом животный мир лесных ландшафтов этой территории был разнообразным и богатым. Рубка леса и бесконтрольная охота на крупных животных привела к резкому сокращению численности обитающих здесь волков, кабанов, зайцев, лисиц. Очень редко стали встречаться фазаны, белки и барсуки. Жестоко регламентирована рубка леса, охота на диких животных и выпас скота. Нарушение выше перечисленных мер по природоохранной работе наказывается штрафом, обсуждением на сельских сходах.

Огромное значение в практической природоохранной работе имеет подготовка и проведение "Зелеными патрулями" таких экологических акций, как "День окружающей среды", "День здоровья", "День воды", операции "День птиц","неделя сада", "Месячник сада" , экскурсии "Навстречу Золотой осени", "Навстречу весне", "Зимний день туриста-следопыта", работы на учебно-опытном участке.

Адаты и предания, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что все народы Дагестана с давних пор охраняли лесные массивы, отдельные деревья, животных и птиц, считая их священными. Так, в адатах Келебских селений имеются такие пункты: с того, кто возьмет сухие или сырые дрова из охраняемого леса, взыскивается штраф в размере двух овец; владелец скота и пастух должны были принимать присягу о том, что не будут пасти скот на запрещенных землях общества. С виновного взыскивался штраф в размере одного барана. Это было в XVII-XVIII веках.

В ХIХ веке население многих обществ стало принимать меры по охране чистоты водоемов. Так, в Цекубском сельском обществе решили взыскивать 2 мерки ячменя с того, кто загрязнит воды стиркой в бассейнах нижней мечети, верхней мечети, в трех бассейнах у речки и в источниках, откуда берут питьевую воду.

С древнейших времен народы Дагестана считали священным дагестанского тура, устанавливали сроки охоты на других животных, выделяли участки для рубки леса, регламентировали использование отдельных территорий летних и зимних пастбищ. Так, например, в селении Ихрек Рутульского района в настоящее время имеется лес, названый священным "Пир меше".

В адатах Андийского округа записано о том, что если: «Кто вырубит фруктовое дерево - виновный платит в пользу общества штраф в размере 50 копеек, а хозяину возместит стоимость дерева» . Что интересно, обычное дерево оценивалось в половину стоимости фруктового.

До настоящего времени во многих аулах Дагестана сохранились народные традиции, направленные на охрану природы. Так, при рождении сына родители сажают деревья и ухаживают за ними. При рождении внука дед сажает деревья вокруг родника , благоустраивает родник, следит за ним.

Традиционными стали праздники первой борозды, день чабана, праздник цветов, праздник черешни, праздник урожая и другие. Все эти праздники пробуждают любовь к природе, способствуют охране и воспроизводству природных ресурсов.

Давайте призадумаемся над тем вниманием, которое оказывали наши предки этому вопросу, хотя эта проблема далеко не так остро стояла, как сегодня. Согласитесь, они были мудрее нас, ведь соблюдение этих адатов гарантировало бы нам такие важные атрибуты нормальной жизни, как здоровье, красота и чистота.

Хочу закончить словами Расула Гамзатова:

Если ты выстрелишь в прошлое из винтовки,

То будущее выстрелит в тебя из пушки.

Не рой ты сам могилу

Не подставляй под выстрел свою жизнь.

Землю, растившую тебя с пеленок

Ты - человек, ты защити!



Результаты работы

  1. Выявление экологических проблем существующих в данной исследуемой территории .

  2. Практическое участие учащихся родителей и общественности села в решении экологических проблем родного села.

  3. Развитие экологического и нравственного воспитания и интереса к исследовательской работе.



Выводы.

  1. Практическое значение заключается в возможности использования результатов работы на уроках биологии и географии.

  2. Вовлечение детей, проявляющих интерес к исследовательской и практической работе по охране окружающей среды. 

  3. Внедрение исследовательского метода в педагогическую практику образовательных учреждений, для наиболее эффективного изучения природных объектов и экологического состояния среды обитания.

Заключение

В Выполнении и оформлении работы принимали активное участие учительница родного языка Джалалудинова А.М., учительница географии Хваджаева Х.Х., и библиотекарь Ниматулаева М.А.

В дальнейшем работа может использована как краеведческий и методический материал на уроках.





Литература

  1. Пашаев К.И., Далгатов И.Г. География Дагестана "Дрофа" 2009

  2. Сергеева К.Т. , Сурмачевский В.И. География Дагестана. Махачкала Издательство НИИ педагогики 2002г.

  3. Атаев Б.А. Атаев З.В. Гаджиев Б.С. Физическая география Дагестана. Москва "Школа" 1996

  4. Шахмарданов З.А. Охрана природы в Дагестане . Махачкала. Дагучпедгиз. 1976

























7