Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Котиково
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Выполнил: Астахов Артем,
ученик 4 класса МБОУ ООШ с.Котиково, 10 лет.
Руководители: Бей Галина Васильевна,
Демиденко Валентина Михайловна
учителя начальных классов МБОУ ООШ с.Котиково.
с.Котиково
2019
Содержание.
1.Введение. стр. 3
2.Основная часть стр.4-9
Описание реки Котиковки
2.1. Краеведческие исследования.
2.2.Социологические исследования.
2.3.Исследование почвы и воды.
2.4.Химический анализ воды.
2.5.Наблюдения за растительным и животным миром реки.
3.Заключение. стр. 9-10
4.Приложения стр. 11-17
6.Литература стр. 18
1. Введение.
Хабаровский край щедр на природные богатства, но особое место принадлежит рекам. Речная сеть в крае густая, в подавляющем большинстве реки горные, с быстрым течением, порожистые труднопроходимые из-за лесных завалов. Основная часть территории южной части края принадлежит к бассейну реки Амур. Одним из многочисленных притоков Амура является огромная река Уссури (897 км), притоком Уссури – река Котиковка (Приложение 1.)
Река Котиковка относится к малым рекам, которые содержат пресную воду, создают особую среду обитания, служат транспортными путями, являются важным ресурсом рыболовства, разнообразят и делают живописным ландшафт. (Приложение 2)
Актуальность исследования: В настоящее время недостаточно сведений о малых реках, материала о реке Котиковке в литературе нет совсем, но потребность в этих знаниях возрастает в связи с изучением регионального компонента на уроках окружающего мира, возникает необходимость получения новых данных.
Цель исследования: составление полной характеристики реки Котиковки.
Задачи исследования:
1.Собрать по литературным и картографическим источникам весь имеющийся материал.
2.Провести опрос учащихся и взрослого населения.
3.Провести исследование реки Котиковки.
4. Обобщить собранный материал и составить общую характеристику реки Котиковки
Методы исследования: описательный, наблюдение, сравнение, опрос населения.
Объект исследования: река Котиковка.
Предмет исследования: характеристика реки Котиковки.
Гипотеза исследования: если проведу социологический опрос школьников и взрослого населения, исследую состав почвы и воды, понаблюдаю за растительным и животным миром реки, то составлю общую характеристику реки Котиковки.
Научная новизна исследования: впервые был обобщен теоретический и практический материал и составлена характеристика реки Котиковки.
Практическая значимость: материалы будут использоваться на уроках окружающего мира, занятиях по краеведению.
Место проведения исследования: пойма реки Котиковки.
Сроки проведения исследования: три месяца – март, апрель, май
2.Основная часть
Описание реки Котиковки.
2.1.Краеведческие исследования.
Прежде, чем приступить к подтверждению выдвинутой нами гипотезы, мы со своей учительницей Валентиной Михайловной решили изучить специальную литературу, интернет- источники по данной теме. Из них мы узнали, что река Котиковка относится к бассейну реки Амур, т.к. является притоком реки Уссури, а та в свою очередь – правый приток самой большой и могущественной реки в Хабаровском крае – Амура. Река наша с быстрым течением, много порожков и труднопроходимая из-за лесных завалов. Ее длина около 10 километров, самая большая глубина – 1,5 метров, воды немного – 50 куб. метров. Питание получает за счет таяния снегов, и за счет подземных источников -6%. Зимой воды в Котиковке мало, весеннее половодье тоже небольшое. Зато в летне-осенний период, когда выпадает главная масса осадков, уровень воды резко повышается. Лед на речке держится от 175 до 200 дней, местами промерзает полностью. Ледоход начинается в первой половине апреля и длится в среднем дней 5-6. На берегах растет много ивы, клена, осины, дуба. Весной весь берег покрыт подснежниками, адонисами, хохлатками. На болотистых местах много черемши, на пригорках – папоротника. Так же на низких местах заросли камыша и рогоза. Весной прилетают гнездиться утки и гуси, встречаются цапли. В воде водится только мелкая рыбешка: гольяны и пескари, а раньше водились огромные сомы и таймени.
Так как, о реке Котиковке больше нет никаких данных, мы и решили с помощью выдвинутой нами гипотезы, получить новые данные.
2.2.Социологический опрос.
Для подтверждения гипотезы я под руководством своего учителя Валентины Михайловны провел социологический опрос учащихся школы и взрослого населения села.
Социологический опрос учащихся школы.
1. Фамилия, имя, класс, возраст.
2.Как часто ты посещаешь речку?
-каждый день
-1 раз в неделю
-не посещаю
3.Почему ты посещаешь речку?
-считаю ее воду чистой
-хожу с друзьями за компанию
-заставляют родители.
4.Как ты оцениваешь качество воды в речке?
-удовлетворительное в течение всего года
- неудовлетворительное в течение года
-в разные сезоны разное
5.Какты оцениваешь отношение местных властей к речке?
-постоянно заботятся о речке
- не заботятся о речке
-безразличны
6.как ты оцениваешь отношение местных жителей к речке?
-местное население благоустраивает реку
-местное население реку не благоустраивает
-местное население безразлично к состоянию речки
7.Каково твое отношение к речке?
-участвую в благоустройстве реки
- в благоустройстве реки участия не принимаю
-я не обязан следить за речкой
8.Как ты оцениваешь современное экологическое состояние прилегающей к роднику территории?
-в течение всего года наблюдается чистота и порядок
-после зимы наблюдается большая засоренность прилегающей территории
-в течение всего года прилегающая к речке территория захламлена бытовыми отходами
9. Как ты думаешь, что произойдет с рекой в будущем?
-речка будет одним из красивейших уголков территории села
-дорожки зарастут бурьяном, поскольку все превратится в болото
- ничего не изменится
Социологический опрос взрослого населения.
1.Фамилия, имя, отчество, адрес, возраст.
2. Часто ли вы ходите на речку?
3.Что вы знаете об этой реке?
4.Как вы оцениваете качество воды в реке в разные сезоны года?
5.что вы думаете о современном состоянии реки?
6.Какой вы ее помните в прошлом?
7.Каким вы видите ее будущее?
8.Ваши предложения по благоустройству реки?
Проведя социологический опрос, мы пришли к выводу, что большинство опрошенных учащихся считают, что река загрязнена и ей необходим уход. А большинство людей взрослого населения считают, что вода в реке чистая. (Приложение 3)
2. 3. Исследование почвы и воды.
Для подтверждения гипотезы я под руководством учителя географии Бей Галины Васильевны выяснил, как влияет состав почвы на растительный мир.
Для этого мы взяли образец сухой почвы растерли в ступке, потом поместили в чашку, увлажнили до тестообразного состояния. Потом полученную массу почвы скатали на ладони в шарик диаметром 1-2 см, далее шарик раскатали в шнур толщиной около 3 см. Полученный шнур свернули в кольцо диаметром 2-3 см.
Потом полученный результат сравнили с результатами таблицы:
Тип почвы | Особенности скатывания почвы. |
1 | 2 |
Песчаная почва | Почва не скатывается в шарик. |
Супесчаная почва | Почва скатывается в шарик. |
Легкая суглинистая почва | Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании. |
Суглинистая почва | Почва скатывается в колбаску, с тонким кончиком, ломается при изгибании. |
Тяжелая суглинистая почва | Почва скатывается в колбаску, с тонким кончиком, при изгибе не ломается. |
Глинистая почва | Почва скатывается в колбаску, легко сгибается, не ломаясь, в кольцо. |
Итак, взяв немного почвы на берегу реки, мы попробовали скатать шарик, который получился непрочным, разламывался и крошился. Начали скатывать в шнур – получалось, но он тут же развалился, и остался в руках лишь небольшой фрагмент шнура. Сверив с таблицей «Типы почв», удостоверились – это супесь.(Приложение 4)
Потом для подтверждения гипотезы мы с Валентиной Михайловной определили свойства воды с помощью измерительных приборов.
Опыт №1
Определение температуры воды.
В течение нескольких дней мы определяли температуру воды. Для этого мы брали водный термометр и опускали его в воду на две минуты. Не вытаскивая термометра, определяли температуру воды и сравнивали показатели.
Измерив температуру воды и сравнив показатели, мы пришли к выводу, что вода в реке плохо прогревается, потому что Котиковка - река горная, каменистая, берега заросли деревьями. (Приложение 5)
Опыт №2
Определение цветности, прозрачности и мутности воды.
Чтобы определить цвет воды, мы с Валентиной Михайловной заполнили пробирку водой до высоты 10 см и рассмотрели на белом фоне при достаточном естественном боковом освещении. По результатам наблюдения мы отметили наиболее подходящий оттенок в соответствии с общепринятой шкалой, характеризующей окраску воды.
Для определения мутности воды, мы с Валентиной Михайловной, взяли прозрачный сосуд с пробой воды и поместили перед источником света. Опыт показал, что вода не мутная.
Прозрачность воды в реке мы с Галиной Васильевной определяли следующим образом. Взяли градуированный цилиндр с плоским дном, поставили на газету и постепенно наливали воду, следя за четкостью различения шрифта до тех пор, пока буквы стали плохо различаться. Потом определили осадок воды, налив ее в пробирку и рассмотрели на свету.
Проделав опыты, мы сделали вывод, что вода в реке Котиковке не имеет цвета, не мутная и достаточно прозрачная (текст из газеты можно прочитать на расстоянии 30 см). (Приложение 6)
Опыт №3
Определение запаха воды.
Для выявления характера запаха воды, мы с Галиной Васильевной влили воду в колбу и закрыли пробкой. Тщательно перемешали содержимое. Открыли осторожно колбу, выявили характер и интенсивность запаха. Для этого, как сказала учительница, надо не просто понюхать, а как бы ветром приблизить запах к носу.
Силу и характер запаха мы сравнили по пятибалльной шкале:
Балл | степень | Характер запаха |
0 | Без запаха | Запах совсем не ощущается. |
1 | Очень слабый | Запах обычно не замечается, обнаруживается опытным наблюдателем. |
2 | Слабый | Запах обнаруживается потребителем. |
3 | Заметный | Запах легко замечается, заставляет воздержаться от питья. |
4 | Очень сильный | Запах резко выраженный, вода не пригодна для питья. |
Сделав опыт, мы пришли к выводу, что речная вода выраженного запаха не имеет. Он оказался слабым, не привлекал особого внимания. Это говорит о чистоте речной воды. (Приложение 7)
2.4.Химический анализ воды.
Опыт № 4
2.4.1. Определение среды в воде.
Для определения среды в воде мы обратились за помощью к учителю химии Сугробовой Наталье Викторовне. Она научила нас, как правильно это сделать. Мы опустили индикаторную бумагу в речную воду и определили её на цвет при помощи таблицы.
Индикаторная бумага | В нейтральной среде | В кислой среде | В щелочной среде |
метилоранжевая | оранжевая | красная | желтая |
Мы выяснили, так как цвет индикаторной бумаги не изменился, значит это нейтральная среда. Этот опыт подтвердил наши догадки о чистоте речной воды.(Приложение 8)
2.4.2..Содержание растворенного кислорода в пробе воды.
Для определения содержания растворенного кислорода в пробе воды, мы набрали в стеклянную посуду 200мл речной воды и добавили в нее соли, и рассмотрели реакцию на свету.
Итак, мы увидели следующую реакцию: пока соль опускалась на дно, со дна активно поднимались пузырьки кислорода, создавая впечатление сильногазированной минеральной воды. Значит, в воде находится достаточное количество кислорода. (Приложение 9)
2.5. Визуальное наблюдение за растительным и животным миром реки.
В течение всей исследовательской работы мы наблюдали за растительным и животным миром реки Котиковки. В реке водятся гольяны, пескари, раки, жуки – плавуны, слизняки и много других речных жителей. На берегу заросли рогоза, крапивницы, ивы, папоротника, гусиного лука, чуть дальше – дубы и маньчжурский орех. Большое количество цветущих растений.
В результате нашего наблюдения мы выяснили, что растительный и животный мир разнообразный. Из этого следует: вода в реке чистая, без примесей. (Приложение 10)
3.Заключение
Подводя итог и делая вывод из вышеизложенного, можно сказать, что цель достигнута. Наша гипотеза подтвердилась.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
Изучив данный вопрос в различных источниках информации, мы выяснили, что о реке Котиковке мало информации, поэтому мы и решили с помощью выдвинутой нами гипотезы, получить новые данные.
Проведя опрос среди школьников и взрослого населения, мы пришли к выводу, что ребята и население села недостаточно владеют информацией о своей родной речке и не интересуются ее будущим.
Проведя исследование почвы, воды, наблюдая за растительным и животным миром, мы выяснили, что вода в реке чистая.
В результате проделанной нами работы был обобщен материал и составлена общая характеристика реки.
После проделанной работы мы составили презентацию о наших исследованиях, и на доступном младшим школьникам языке рассказали о проблемах самой близкой и родной нам реке Котиковке. Ученики были единодушны в том, что реке надо помочь: освободить поток от огромных камней и завалов, убрать прилегающую территорию от мусора, посадить деревья, установить щит с призывом соблюдения чистоты на побережье реки.
Сделанные нами выводы, дают нам возможность в дальнейшем разработать проекты по благоустройству реки Котиковки.
Мы считаем, что эта работа необходима при изучении родного края. Ее можно использовать во время недели краеведения, при проведении классных часов. Думаем, этот материал может пригодиться на уроках окружающего мира и в будущем на уроках географии.