СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Подвиг детей во время Великой Отечественной войны 5

Глава 2. Воспоминания Горловой О. П. о своем детстве, выпавшем на годы войны 7

Заключение 11

Список литературы 12

Приложения 13







































Введение

Тема работы: Моя исследовательская работа посвящена прабабушке Горловой О. П., детство которой выпало на военные годы. Многое пришлось ей тогда пережить: и боль, и потери, и тяжелый физический труд, но разве есть на свете то, что могло бы сломить русского человека?!

Над этим вопросом я задумался совсем недавно, ведь прабабушке в это страшное время было столько же лет, сколько мне сейчас, а она ухаживала за сестрами и братьями, пахала землю на волах, вязала снопы, чего ни я, ни мои сверстники делать не умеем.

Актуальность. Я родился в мирное время. О Великой Отечественной войне знаю только из книг, кинофильмов и бесед со старшими. Моя мама тоже не видела войны, поэтому не может рассказать обо всех ее ужасах. Но я точно знаю, война – это страшно, потому что гибнут люди, разрушается то, что создавалось многими десятилетиями. Она шагает по всей земле, не щадит ни детей, ни женщин, ни стариков. Но русский народ не может оставаться равнодушным к бедам своей Родины, поэтому в памяти Россиян и сегодня живут те, кому суждено было погибнуть, и те, кому удалось вернуться.

Есть еще одна категория людей, о которых нельзя забыть. Их детство было лишено радости. Сегодня они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих о их судьбах и жизненной дороге. Это нужно нам знать и помнить, учиться у них самопожертвованию и огромному человеколюбию. А значит, моя работа актуальна.

Вот поэтому я и хочу поговорить о   детях войны, рассказать о своих исследованиях в этой области. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.

Новизна. На сегодняшний день в архивах страны хранится большое количество документальной литературы, свидетельствующей о событиях военного времени. Однако я решил изучить эту тему на примере своих близких родственников. Ведь мои прапрадед Елизаров Павел Васильевич и прадед Красников Захар Андреевич – участники Великой Отечественной войны. Оба были ранены и награждены медалями и орденами. А прабабушка Горлова Ольга Павловна во время войны была ребенком, испытала на себе все тяготы военного и послевоенного времени. В этом и заключается новизна моего исследования.

Цель работы. Целью данной работы является изучение материалов о судьбах людей, чье детство выпало на период Великой Отечественной войны.

Задачи. Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

  • показать на примере жизни Горловой Ольги Павловны, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

  • восстановить связь между поколениями, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

  • выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт моей прабабушки.

  • воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких. 

Методы:

  1. Изучение специальной литературы.

  2. Обобщение и систематизация материала по выбранной мной теме.

  3. Беседы с Горловой Ольгой Павловной.

Глава 1. Подвиг детей во время Великой Отечественной войны

Они заслужили право на все.

Кроме забвения.

Война… Что знаем о ней мы сегодня? Очень много… И ничтожно мало! Много, потому что слышим это слово каждый день: Афган, Чечня, теперь вот Украина. И становится страшно. Но я надеюсь, что до России она не дойдет. Я не хочу слышать выстрелы, взрывы, видеть кровь раненых и убитых. Мечтаю всегда знать, что мои родные и близкие живы и здоровы. Я подумал, а почему люди воюют друг с другом? Не поделят власть? Хотят стать богаче? Заинтересовавшись, начал читать исторические книги. И понял – ничтожно мало знаю я о прошлом своей Родины.

Я давно уже заметил, что, когда мама и бабушка смотрят фильмы о войне, в их глазах блестят слезы. Однажды я спросил у мамы, почему она плачет. И в ответ услышал: «Подрастешь – поймешь. Почитай вот эту книжку».

Мама протянула толстую потертую книгу. Я взял, внимательно прочитал название: «Подвиг пионеров-героев». Сначала мне не понятно было, зачем об этом читать, а потом догадался. Ведь эти мальчишки - почти мои ровесники. Но какие мужественные, смелые. Они настоящие герои, ведь, глядя смерти в глаза, бесстрашно защищали Родину.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Они сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.

Я поражен, с какими мужеством и отвагой защищали Родину подростки. А смог бы я поступить также, как они? Сумел бы побороть страх? Стать разведчиком, подпиливать сваи на мостах и наблюдать, как рушатся они под тяжестью немецких БТРов и поездов, а затем отправиться в логово врага, чтобы добыть полезную информацию для партизан – дело очень смелого человека. Не верится, что такое мог совершить ребенок. Вася Коробко за все эти поступки был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

А Саша Бородулин, решив бороться с фашистами, вел разведку, уничтожил очень много немецких машин и солдат. Был награжден орденом Красного Знамени. Когда каратели выследили партизанский отряд, он добровольно остался прикрывать товарищей, чтобы партизаны могли выбраться из окружения. Оставшись один на один с врагом, он мог укрыться, но не захотел, тянул время, чтобы его соратники спаслись, а затем, подпустив немцев поближе, взорвал себя и их.

Да, удивляют своими подвигами парни. Но еще больше замирает сердце, когда узнаешь о героизме простых девчонок, которым впору в куклы играть. Надя Богданова стала разведчицей, когда ей не было еще и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди немцев, добывая ценную информацию. Вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Немцы дважды казнили девочку. Но так удивительна ее судьба. Первый раз она вывесила красный флаг, ее долго пытали, а потом повели расстреливать ко рву. Силы были на исходе, поэтому она на несколько секунд опередила пулю, потеряв сознание и упав в ров. Там и нашли девочку партизаны. Во второй раз ее снова пытали: обливали водой на морозе, выжигали на спине звезду. Считая разведчицу мертвой, гитлеровцы бросили ее при отступлении. Местные жители выходили маленькую героиню. После войны врачи вернули Наде зрение. Однажды по радио она услышала выступление своего командира, который назвал ее среди погибших товарищей, тогда Надя Богданова и объявилась, все узнали, какой удивительной судьбы это человек.

Много еще мальчишек и девчонок проявили мужество во время Великой Отечественной войны. Кто-то из них погиб, кто-то сумел вернуться домой, но все они герои, совершившие невозможное. Их имена мы должны знать и помнить!

Глава 2. Воспоминания Горловой О. П. о своем детстве, выпавшем на годы войны

Дети и война

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы Дети и война!

Сейчас мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Но есть другое поколение, на которое война повлияла еще больше. Это поколение, которому война омрачила детство. Их так и называют - дети войны.

Возможно, им не приходилось воевать самим, стрелять из винтовок, сидеть в окопах и под огнем вытаскивать раненых с поля боя. Но жизнь детей войны была не менее трудной, чем у ветеранов.

Речь в моей исследовательской работе пойдет о замечательном человеке, который живёт в поселке Медвенка, ей сейчас уже 87 лет – это моя прабабушка Горлова Ольга Павловна (приложение 1).

Бабушка Оля – человек теплый, светлый, любящий, от нее веет добром, хлебосольством, радостью и счастьем. Хочется протянуть руки, прикоснуться к этому теплу и вот так постоять хотя бы минуточку… Почувствовать, как к тебе возвращаются покой, умиротворение, уходит суетность каждого дня. Рядом с этим человеком тебе нечего бояться, она не пожелает зла. Ты никогда не увидишь в ее глазах коварства, зависти, злобы. Они смотрят на тебя нежно, заботливо, как будто приговаривают: «Не волнуйся! Не надо, все будет хорошо». Глядя на нее, удивляешься – прошла через множество трудностей и испытаний, на себе прочувствовала тяготы войны и послевоенного строительства и, несмотря ни на что, ее сердце не очерствело, не огрубело. Оно все так же чувствует и видит чужую боль, переживает, любит, радеет.

А ведь каким трудным было ее детство! Все повидала: и голод, и холод, и болезни. От недоедания и нехватки медицинской помощи сестренка младшая заболела и умерла в четыре года. Но были и радостные моменты, запоминающиеся. Еще до войны, когда ей было шесть лет, как самой старшей, взрослые доверяли присматривать за малышами. Самый смешной случай, который бабушка любит вспоминать: «Оставили на меня как-то летом Нину и Раечку. А мне играть хочется, взяла и сбежала от них «под кручку». Раечка дома осталась, а Нина пошла за мной следом и потерялась. Возвращаюсь домой, зову ее. Не откликается. Как я волновалась! Плакала, шла и думала: «Ну где ты, Ниночка, я больше никогда тебя не брошу!» Прохожу мимо огородов, а она там в «картошках» спит. Обрадовалась: нашлась-таки моя Ниночка!»

На хуторе Задолженском, где и прошло детство Ольги Павловны, работала начальная школа. С удовольствием бабушка Оля получала там образование, учиться ей нравилось, поэтому и успех имела. Жаль только, что всего четыре класса закончила. Не удалось поступить еще куда-нибудь дальше. Война все испортила…

Прабабушка не очень любит про те времена вспоминать, но мы просим, и она рассказывает: «Поначалу жили мы, как и все. Родители мои (приложение 2) – люди порядочные, работали в колхозе, хозяйство держали, а отец еще и пасеку имел. Жили в любви и радости. Нас, детей, было пятеро – два брата и три сестры. А когда война началась, папа сразу на фронт ушел, а мы с мамой дома остались. Мне тогда 11 лет было, пришлось во всем взрослым помогать, потому что старшая в семье была. В тот день, когда немцы в деревню нашу пришли, я во дворе дрова рубила. Вижу – солдаты чужие идут. Увидели меня, остановились, пальцем показывают: «Киндер, киндер!» Улыбаются, а мне так страшно стало, что прям мороз по коже. Да тут у нас еще перед этим на глазах девочку фашисты ранили. Ей ногу снарядом оторвало. Мать ее на руках несет, а ножка на одном сухожилии болтается. Девочка не выдержала, так в беспамятстве и умерла.

Долгое время были оккупанты у нас. И немецкие, и итальянские солдаты стояли в Аксеновке. Итальянцы были добрее, не били, не унижали, последние крохи не забирали. Пройдут по хатам раз в неделю, соберут яйца, мясо, крупу, муку. Однажды пришли солдаты к нам в дом, яйца собрали, а положить их некуда. Огляделся один из них, увидел мой портфель, взял да и сложил туда, унести его хотел. У меня душа похолодела, кинулась я за ними вдогонку и кричу: «Отдай портфель!» Догнала, вцепилась, тяну портфель, хочу вырвать, а он смеется. Мама тогда так испугалась, думала, что пришибет фашист меня. А он каску снял, переложил в нее яйца, а портфель мне отдал, пожалел ребенка.

Несмотря на оккупацию, мы все равно старались пахать, сеять, убирать урожай, ведь жить надо было чем-то. Много беженцев мимо наших мест проходило. Те, кто не выдерживал усталости дальней дороги, мытарств, бросали свой скарб, живность. В нашем лесу были бесхозные коровы, овцы, даже табун лошадей как-то гнали для красной армии, но потом пришлось отступать и оставили тоже. Местные жители ловили животных, приводили домой. Нам с мамой тоже удалось таким образом коровкой, а потом и лошадкой обзавестись. На них мы и пахали. Я маленькой была, но корову водила, а ей тяжело, так и норовит рогом боднуть, хорошо увернуться успевала, а вот ноги так отдавливала, до черных синяков. Так и работали, пока с коровкой беда не случилась. Осенью 1944 года запрягли в культиватор три коровы, одна из них наша была, надорвалась. Никогда не забуду, как она болела. Как человек плакала, страдала, слезы из ее глаз лились, а сказать ничего не могла. Вначале ослепла, оглохла, а потом и вовсе не встала. Пришлось прирезать.»

Из бабушкиных рассказов помню, что в 1943 году советские солдаты пошли в наступление, много побитых фашистов было в Паникинском бору. Выжившие тряслись от страха, бежали в чем мать родила: кто в портках, кто в одной рубашке, без шинелей, без зимней обуви. Не дали им наши солдатики даже одуматься. А вскоре и ее отец вернулся из госпиталя с парализованной после ранения рукой. Жена и дети рады были его возвращению, долго стояли и просто молча обнимали его.

Когда война закончилась, в деревне стали жизнь налаживать. Ольге Павловне тогда тринадцать годков было. Мужчины еще не все вернулись, а кто и погиб, поэтому женщины и дети и зябь пахали, и скирдовали, и урожай убирали. С нелегким делом девчонки справлялись получше любого парня. Иногда солдаты им помогали. Осенью копали бурак, специальными вилами накладывали его на воз. Солдатикам несподручно, непривычно, они по одному, по два кладут, а девчонки как положено. Удивлялись солдатики: «Что же вы, девоньки, постольку накладываете, надорветесь» … А они хохочут, да дело свое делают.

Ольга Павловна прожила долгую и счастливую жизнь. С мужем жили душа в душу. Воспитали двоих детей, четверых внуков, а теперь еще и с правнуками бабушка помогает, а их у нее ни мало ни много – шестеро.

Все дальше уходят военные годы, но о нашей бабушке помнят. В январе 2015 года ей вручили удостоверение, свидетельствующее о том, что она является членом Курского областного отделения Общероссийской организации «Дети войны» (приложение 3).

Ежегодно Горлова Ольга Павловна получает поздравительные письма от президента страны и Главы Медвенского района. А когда в год 70-летия Победы в конверте оказался треугольник, долго она держала его в руках и плакала, ведь именно такими приходили когда-то письма с фронта от папы. (приложение 4)

Конечно, судьба моей прабабушки могла сложиться иначе. Если бы не война, получила бы образование, уехала бы в город Обоянь, и все пошло бы по-другому. Одно только изменить нельзя – душу человека. Несмотря на трудное детство, не потеряла бабушка Оля милосердия, сострадания, доброты. Мне радостно думать о том, что в моей семье есть такой светлый человек, что мне есть кем гордиться!

Если б мог, взял бы землю, такую большую и теплую, с ее туманами и дождями, с метелями и морозами, с апрелем – месяцем подснежников и надежд, взял бы эти серые тучи, за которыми прячется синее-синее небо, ветер, полный перемен, песен и ожиданий нового, лучшего, и протянул бы бабушке – возьми. На память, на радость.





Заключение

В начале своей исследовательской работы я поставил цель – изучить материалы о судьбах людей, чье детство выпало на период Великой Отечественной войны. В ходе изучения специальной литературы, проведения наблюдений и бесед я выяснил, что дети во время войны проявили себя мужественными и сильными людьми, способными преодолеть любые преграды. Я понял, что люди того поколения не очерствели душой и способны совершенно бескорыстно помочь нуждающемуся, чего нельзя сказать о нашем поколении.

Я горжусь! Моя прабабушка мужественно перенесла все тяготы военного и послевоенного времени и осталась добропорядочным человеком. Нам есть на кого равняться!

Со своей работой я буду выступать в апреле на Научной конференции в школе.




























Список литературы



1. Сборник рассказов «Подвиг пионеров - героев»


2. Личный архив Горловой Ольги Павловны


3. Материал, собранный на основе бесед с Горловой Ольгой Павловной.

Приложение 1


Горлова Ольга Павловна


Приложение 2

Елизаровы Павел Васильевич и Ирина Ефимовна. Родители Ольги Павловны



Приложение 3


























Приложения 4

8