Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Саган-Нурская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа:
«История родного края»
Выполнил: Михайлов Вадим
ученик 2 «В» класса
Саган-Нур, 2021г
Содержание:
Введение стр.1-2
Глава 1. История происхождения названия села стр.3
Глава 2. Достопримечательности стр.4
Заключение стр.8
Список литературы стр.9
Введение
У каждого из нас в жизни существует любимый сердцу уголок.
Чаще всего таким уголком: селом, городом, поселком, краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось его детство, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые светлые воспоминания.
Сколько бы не было человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ним и места, где они происходили, то есть в любимом уголке. У каждого любовь к своему родному краю проявляется по-разному. Например, поэтому сочиняют стихотворения, композиторы пишут музыку, художники картины, тем самым прославляя свой родной уголок и увековечивания памяти о нем на многие годы.
Москва, Санкт-Петербург…….
Какие звучные, громкие названия! Любой школьник без труда отыщет их на географической карте. За каждым названием –славная история нашей Родины. А вот другие: Воронеж, Киев…….
Тихие, скромные названия. Но какой добротой, нежностью, поэтичностью веет от них. Не отыщешь их на карте. Затерялись они где-то в российской глубинке. За каждым названием –тайна, требующая разгадки, удивительная история. И из этих историй тоже складывается великая история нашей Родины.
Неумолимо течет река времен. Исчезают с лица земли маленькие деревушки, и вместе с ними уходят в небытие их иена, унеся с собой свою неразгаданную тайну.
Историю своей Родины должен знать каждый. С чего начинается Родина? Вот с этих малых и больших деревень, проселочных дорог, речек, озер, родников….
Тема: исследовательской работы: «История родного края»
Актуальность темы исследования. Я считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна потому, что каждый человек должен знать свою малую родину, историю своего края, историю своей страны, о людях, имена которых прославили твой город, поселок, село.
1
Гипотеза: нет ни одного населенного пункта, который бы не имел истории. История страны складывается из истории малых городов, сел, из истории людей, живущих в них.
Цель моей работы: изучить историю родного села.
Задачи:
1.Поиск материалов, содержащих историю родного села;
2. Оформление исследовательской работы.
Методы исследования:
Изучение литературы.
Изучение и анализ интернет -ресурсов.
Беседы с родственниками и старейшинами села.
Посещение школьного музея.
2
Глава 1. История происхождения названия села
Название «Могсохон» произошло от шаманки Могсохон - мать шамана Пихуна Аланова. Могсохон была из Кодунской долины, из харанутского рода, который славился своим шаманским утха - «Арадайн аханууд». Жена Алана – Могсохон была шаманкой и до сего времени известна под именем Могсохон тоодэй.
Есть другая версия названия села Могсохон. В «Родословном древе» Очирова сказано, что с. Могсохон названо именем человека хоринского рода Худай. Известна такая легенда, где в старину, в прекрасной долине Кодуна жили два брата Могсохон и Тураасгай. Тураасгай был богатый и имел одного сына. Могсохон же был бедный, но был богат детьми. В семье Могсохона иногда наступали дни, когда детей нечем было кормить. И тогда отец отправлял своих детей к богатому брату, их могли прокормить. Но жена Турасгая была жадной, глупой и своенравной. Она, пожалев еду и мало накормив детей, обильно обмазывала маслом их лица и отправляла обратно домой.
Село Могсохон с бурятского языка в переводе означает «низина», или по имени одного из братьев Могсохона и Турасгая, согласно легенде возникновения села. (Прилож.1)
История улуса Могсохон
История Кодуно-Кижингинской долины уходит своими корнями далеко вглубь столетия. На её территории люди жили с древнейших времён палеолита. Об этом свидетельствуют археологические памятники, дающие представление о далеком прошлом нашего края. У подножия сопки Тураасгай находится могильник, состоящий из 10 вертикально стоящих плоских камней в форме ящика и достигавших высоты человеческого роста. В настоящее время не достигают высоты одного метра. (Прилож.2)
Необъятные просторы долины в разное время населяли разные племена и народы. Ветры истории оставили над нашей территорией времена великих хунну, тюркских каганатов, империи монголов. До 16го столетия наш край был заселен эвенками-охотниками, это отразилось на названиях местности. В 16-17 вв. начинается переселение хори-бурят, которые прочно осели на территориях, расположенных по рекам Уда, Хилок, Кодун и т д.
Кодунцы, как и все буряты, вели кочевой образ жизни, сохраняя родовые отношения. На зиму уходили в долины меж окрестных гор и лесистых сопок, где были защищены от ветров и непогод. Основными местами зимних стоянок были Бухата — Сагаан-Нуур — Ожорсото — Жэпхеген. Лето проводили в Турасгае, Могсохоне, Дарбагае и в Шулуте.
3
В основном население занималось скотоводством. «Табан хушуу мал» - овцы, козы, коровы, лошади, верблюды составляли основу хозяйственной жизни хори-бурята.
Глава 2. Достопримечательности.
В моем селе много достопримечательностей - Дом –юрта «Хурдэ-Ганжуур», Народный музей имени народного художника, бурятского "Чюрлениса" Цырен -Намжил Очироваича Очирова. Создан Парк для семейного отдыха «hолонго». Известен народный образцовый ансамбль «Улзыжаргал». Работают ТОСы «Кодунское», "Могсохонское», «Центральное» и другие. Климат резко-континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Зима холодная, с сухим морозом и малым количеством снега. Весна ветреная, с заморозками и почти без осадков. Лето короткое, с жаркими днями и прохладными ночами, с обильными осадками в июле и августе. Природные ресурсы Могсохона уникальны как по своим запасам, так и по их разнообразию. Густые хвойные леса, высокие горные хребты, широкие степи, горные долины с разноцветьем трав, обилие орехов и ягод представляют благоприятные условия для многочисленных представителей животного мира. Леса богаты дикой ягодой - черникой, голубикой, смородиной, малиной, брусникой, жимолостью. Леса Могсохона по географическому расположению играют огромную роль естественного барьера, преграждающего путь ветрам, и являются источником питания многих рек водоохраной зоны бассейна озера Байкал. Две широкие долины, по которым протекают реки Кодун и Кижинга, окаймленные невысокими горами, воссоздают прекрасную картину природы в любое время года. Вода чистая, прозрачная и очень вкусная. (Пр. 10) Сейчас завершается строительство Борцовской юрты методом народной стройки, реконструирован детский сад «Наран». На русском и бурятском языках изданы "Книга Памяти", родословная книга «hарбаалжи угай модон». (Прилож.8)
24 апреля 2014 года в местности Тураасгай состоялось открытие ступы «Жанчиб» и мемориальных плит, посвященных памяти воинов-земляков, ушедших на фронт из местности Тураасгай. На гранитных плитах увековечены имена солдат, умерших в послевоенные годы-их 48, солдат не вернувшихся с войны-их 45. (Прилож.4)
5 августа 2012 года открыт Хурдын гэр, где внутри находится барабан с каноном «Трипитака» - «Ганджур». (Прилож.5) Священные книги были привезены из Монголии ширетуем Кижингинского дацана Жамбаловым Гармажап и Радна ламой. Книга состоит из 108 томов.
4
Содержит 84000 поучений. Считается, что в «Ганджуре» собраны все книги, записанные со слов самого Будды Шакьямуни, поэтому священный буддийский канон для верующих является не просто книгой, но и святыней.
Строительство хранилища святого канона велось под руководством Цыренжапова Даши- Дондок Санжиевича и Жимбеева Ширап – Нимбу Цырендылыкова. Не покладая рук работали Гатаулин Нургали, Лайдапов Базарсада, Санжижапов Цырен – Доржо, Борисов Александр. Для строительства был проведен благотворительный марафон, на котором была собрана внушительная сумма денег. Свою лепту
внесли не только жители села Могсохон, но и верующие выходцы из села.
Хурдэ «Ганджур» (приложение 5)
5 августа 2012 года открыт Хурдын гэр, где внутри находится барабан с каноном «Трипитака» - «Ганджур».
Историко – краеведческий музей имени Очирова Цырен-Намжил Очировича (приложение 6)
Школьный краеведческий музей основан в 1973 году при школе в отдельном доме, основателем которого является учитель – художник – Очиров Цырен-Намжил Очирович. Интерес его был разносторонним: этнография и тибетская медицина, старо монгольская письменность и устное народное творчество, резьба по дереву, стихосложение и короткие юмористические рассказы, графика и живопись, история и культура народов Забайкалья, прошлое и настоящее родного Тоонто и долины Кижинги.
Сегодня школьный краеведческий музей по предложению кандидата филологических наук, старшего сотрудника БНЦ Гунга Туденова от 2 февраля 1998 года по праву носит имя основателя Цырен-Намжила Очировича Очирова, ветерана просвещения, ветерана войны и труда, народного художника Республики Бурятия, лауреата двух международных премий, буддолога, краеведа.
Музей состоит из 2 –х залов: каждый из них состоит из нескольких разделов. В Обзорной комнате особое место занимает уголок, посвященный основателю музея Цырен-Намжил Очирову. В Уголке представлены материалы из истории его жизни, альбом с его фольклорно –этнографическими зарисовками, картины на холсте и удивительные работы по дереву. Представлена рукописная книга родословного древа «Һарбаалжи» (угай модон) (Прилож.8) хоринских бурят жителей с. Могсохон и некоторых других родов.
5
В витринах собраны коллекции предметов, применяющиеся в скотоводстве, земледелии, украшения для седла, серебряные украшения бурятских мастеров – умельцев, бараньи лодыжки для игры в бабки, кандалы и цепи каторжанина, их рабочие инструменты, кинезматика с денежными купюрами и монетами разных стран, бурятская кухня, посвященная празднику Белого месяца.
Особое место занимает юрта - древнее традиционное жилище скотовода кочевника. В ней воссоздано типичная обстановка характерные для домашнего быта конца 18-го - начала 20-х вв. (Приложение 7)
Напротив, от входа в северо-западной части находится Божница. В Божнице перед небольшими скульптурными изваяниями Буддийских божеств «Бурхан багша» «Сагаан Дара Эхэ» расположены чашечки - «Сугсэ», которые наполнены домашними яствами, молочной пиши, «Наһата» - лампада, зажигаемая в час утренней и вечерней молитв. Молитвенный барабан «Хγрдэ» - трижды вращаемый при чтении молитв, буддийских мантр, Бойпуур - курительница с благовоньями, кувшин - Домбо со святой водой - Аршаном для освещения дома.
Все они являются непременными атрибутами Божницы для исполнения домашних ритуальных обрядов, а также украшала все это «Сабдуур тогод шубуунай һγγл» - перышко павлина - священной птицы.
Самым дорогим, не имеющим цены, экспонатом в музее считается дневник «Родословное древо» составленный Цырен-Намжил Очировым. В течение 20-ти лет он подворно обходил каждую семью, скрупулезно восстанавливая родовую ветвь каждой семьи. У отдельных семей восстановил древо до 18-ти поколений, а в основном до 8-9-ти.
Эта книга представляет собой уникальную ценность, которая нуждается во всестороннем изучении и бережном хранении. В своей книге Ц-Н.Очиров представляет не только составленную генеалогическую таблицу, но и описывает быт и традиции бурят, разные былины, реальные события. Эта книга важнейший источник изучения краеведения. Раздел экспозиции: «Уголок боевой и трудовой славы» (приложение 9). В нем представлены демонстрационный материал в двух витринах: в витрине №1 экспонированы удостоверения, документы, награды ветеранов Великой Отечественной войны, фронтовые письма, фотографии, собраны и оформлены в папках материалы о ветеранах ВОВ, об интереснейших моментах их биографии.
6
В витрине №2 представлены награды тружеников тыла, удостоверения к наградам. Настенный экспозиционный материал:
«Они сражались за Родину» содержит биографии с фотографиями 40 ветеранов ВОВ;
«Они ковали Победу» - биографии с фотографиями 40 ветеранов тыла.
«Награды воинов – земляков» - награды ветеранов ВОВ кавалера 4-х орденов Отечественной войны, капитана Жимбеева Д.Р. и Аюшеева В.Ж., участника Японской и Великой Отечественной войн
«Могсохон в годы войны» - здесь отражена информация об участии наших земляков – фронтовиков и тружеников тыла.
«Учителя - фронтовики» - биографии учителей – фронтовиков.
«Вахта памяти» - в фотографиях;
«Участники боевых действий» представлен фотографиями участников современных войн (Чечни, Афганистана).
В самом центре села стоит памятник, посвященный «Павшим воинам-землякам» дата открытия памятника - 9 мая 1975 года (Приложение 3)
На гранитных плитах увековечены имена погибших воинов, не вернувшихся с войны.
Автором монумента, посвященного «Павшим воинам-землякам» является член Союза художников Бурятской АССР Цыденов Эрдэни. Активную помощь в возведении памятника оказывали Мадасов Анатолий Петрович-член Союза художников Бурятской АССР, Лайдапов Александр Ринчинович-тракторист совхоза «Кодунский», Баясхаланов Александр Бадмаевич-специалист совхоза, директор совхоза Лодоев Цыден-Доржо Намдалович и партком Санжимитыпов Борис Раднаевич.
Еще очень много известных людей, но об этом могу рассказать следующий раз.
7
Заключение
В результате проведенной работы, цель исследования достигнута. В итоге изучения и анализа обработки информации пришел к выводу, что наше село жил обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины. Наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие сложили головы защищая свое отечество. Но тема родного села неисчерпаемо. Неоспорима мысль о том, что малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
В настоящее время проблема воспитания гражданственности и патриотизма, будущих поколений российских граждан возведена в ранг первоочередных государственных задач.
А формирование патриотических чувств к своей стране начинается с любви к малой Родине, знания ее природы и истории.
8
Список литературы
Г.О.Цыреннамжилова. Книга памяти с. Могсохон. 2000г.
Интернет ресурсы.
Рассказы старейшин села и посещение музея.
9
Приложение 1
М
огсохон
Приложение 2
«Плиточные могилы»
Приложение 3
Памятник «Павшим воинам - землякам»
Приложение 4. Ступа «Жанчиб»
Приложение 5. Хурдэ «Ганджур»
Приложение 6. «Фотографии из школьного Историко- краеведческого музея»
Приложение 7. «Юрта - древнее традиционное жилище скотовода кочевника.»
Приложение 8. «hарбаалжи» (угай модон)
Приложение 9. «Уголок боевой и трудовой славы».
Приложение 10. Река «Кодун»