СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

История одного поселения Автор: Цыремпилова Сэндэма, ученица 4«Е» класса МОУ «СОШ Поселья»

История одного поселения

Автор: Цыремпилова Сэндэма,

ученица 4«Е» класса МОУ «СОШ Поселья»

«Нет никаких дорог, ведущих к счастью. Счастье - это дорога» Китайский философ Лао-Цзы  Цель: изучить историю возникновения и развития поселения Шанхай. Задачи: 1. Выяснить как возникло поселение Шанхай? 2.Установить происхождение названия поселения. 3. Изучить историю развития поселения Шанхай.

«Нет никаких дорог,

ведущих к счастью.

Счастье - это дорога»

Китайский философ Лао-Цзы

Цель: изучить историю возникновения и развития поселения Шанхай.

Задачи:

1. Выяснить как возникло поселение Шанхай?

2.Установить происхождение названия поселения.

3. Изучить историю развития поселения Шанхай.

Предмет исследования: история возникновения и развития поселения Шанхай. В результате своей исследовательской работы я узнала историю китайских переселенцев - «эмигрантов поневоле», историю поселения Шанхай, Курумканского района. Актуальность данной исследовательской работы не вызывает сомнения. Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины, преумножать её богатства, заботиться о её будущем. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.

Предмет исследования: история возникновения и развития поселения Шанхай.

В результате своей исследовательской работы я узнала историю китайских переселенцев - «эмигрантов поневоле», историю поселения Шанхай, Курумканского района.

Актуальность данной исследовательской работы не вызывает сомнения.

Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины, преумножать её богатства, заботиться о её будущем. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.

Методы: изучение архивных данных, беседы с бывшими жителями, запись воспоминаний, сбор фотографий, интервью, экскурсия на место поселения.

Методы: изучение архивных данных, беседы с бывшими жителями, запись воспоминаний, сбор фотографий, интервью, экскурсия на место поселения.

Глава 1 История образования поселения Шанхай   В начале 20-х годов группа молодых китайцев из местности Шандунь прибыла в СССР на заработки. Они завербовались в старательные артели на золотые прииски в Баунтовской тайге. Работали на приисках Цыпикана, Карафтита, Варваринска, Суванихи. В 1930 году после закрытия границы между Китаем и СССР молодые люди вынуждены были остаться в СССР. Некоторые уволились с приисков и переехали жить в долину реки Аргада.Здесь уже создавались сельхозартели, объединились в колхозы.Тогда и появилось поселение недалеко от села Аргада (колхоз имени Калинина) и от села Верхняя Аргада (колхоз имени Маленкова). Место это назвали «Шанхаем». Люди начали обживаться, занимались огородом. Постепенно ассимилировались, создавали смешанные браки. Семьи были большие и дружные.

Глава 1

История образования поселения Шанхай

В начале 20-х годов группа молодых китайцев из местности Шандунь прибыла в СССР на заработки. Они завербовались в старательные артели на золотые прииски в Баунтовской тайге. Работали на приисках Цыпикана, Карафтита, Варваринска, Суванихи. В 1930 году после закрытия границы между Китаем и СССР молодые люди вынуждены были остаться в СССР. Некоторые уволились с приисков и переехали жить в долину реки Аргада.Здесь уже создавались сельхозартели, объединились в колхозы.Тогда и появилось поселение недалеко от села Аргада (колхоз имени Калинина) и от села Верхняя Аргада (колхоз имени Маленкова). Место это назвали «Шанхаем». Люди начали обживаться, занимались огородом. Постепенно ассимилировались, создавали смешанные браки. Семьи были большие и дружные.

 Удивительно многонациональным было это поселение. В поселении было около 30-ти дворов. Вначале люди жили в землянках, затем строили свои дома. Это семьи Ку-Тун-Цай, Лю-До-Фун, Бен-Чжан-Вен, Ян-Фа, Лю-Ци-Юн, Ва-Шин -Тун, Ма-Ка-Е, Чое, Суй-Чин, Ван-Сяо-Шин, Ли-Фу, Ян-Зын-Хо, Тун-Фу-Ли, Ен-шин-Фо, Лю-И-Чин, Син-Фан-Си, Ма-Зи-ли, Ма-Си-ли, Ван-Чин-Гун. Китайцы незаметно начали осваивать бурятский язык. Вечерами, после работы собирались вместе, беседовали, вспоминали о своей родине.

Удивительно многонациональным было это поселение. В поселении было около 30-ти дворов. Вначале люди жили в землянках, затем строили свои дома. Это семьи Ку-Тун-Цай, Лю-До-Фун, Бен-Чжан-Вен, Ян-Фа, Лю-Ци-Юн, Ва-Шин -Тун, Ма-Ка-Е, Чое, Суй-Чин, Ван-Сяо-Шин, Ли-Фу, Ян-Зын-Хо, Тун-Фу-Ли, Ен-шин-Фо, Лю-И-Чин, Син-Фан-Си, Ма-Зи-ли, Ма-Си-ли, Ван-Чин-Гун. Китайцы незаметно начали осваивать бурятский язык. Вечерами, после работы собирались вместе, беседовали, вспоминали о своей родине.

 Жил-был Шанхай…

Жил-был Шанхай…

Ку- Тан- Цай с семьей

Ку- Тан- Цай с семьей

Ен- Шин- Фо и Шалсама Аюшеевна

Ен- Шин- Фо и Шалсама Аюшеевна

Бен- Чжан – Вен с семьей

Бен- Чжан – Вен с семьей

Ва- Шен- Тун с семьей

Ва- Шен- Тун с семьей

Лю- Ци- Юн и Мисюркеева Ольга Ермолаевна

Лю- Ци- Юн и Мисюркеева Ольга Ермолаевна

Суй-Чин Ван- Чи- Гун

Суй-Чин

Ван- Чи- Гун

На огороде в Шанхае

На огороде в Шанхае

Звеньевой огородного звена Ку-Тун-Цай на участке капусты.

Звеньевой огородного звена

Ку-Тун-Цай на участке капусты.

Люй- Чин с супругой

Люй- Чин с супругой

Ян- Зы- Хо и Аграфена Михеевна с детьми

Ян- Зы- Хо и Аграфена Михеевна с детьми

Ку- Тун- Цай с супругой Шойдор Шопхоевной

Ку- Тун- Цай с супругой Шойдор Шопхоевной

Кирпичный завод 1968год.

Кирпичный завод 1968год.

Ма- Ка- Е

Ма- Ка- Е

Из воспоминаний Ку-Тун-Цай (Хобарковой) Антонины Михайловны :  «Я родилась в 1936 году в Иликчине. Мой отец Ку-Тун-Цай 1898 года, мама- Шойдор Шопхоевна 1906 года. В 1946 году мы перехали в поселение «Шанхай». Там жили китайцы, русские, буряты. Жили очень дружно, сажали огород, собирали отменный урожай. Отец работал бригадиром огороднической бригады».

Из воспоминаний Ку-Тун-Цай (Хобарковой) Антонины Михайловны :

«Я родилась в 1936 году в Иликчине. Мой отец Ку-Тун-Цай 1898 года, мама- Шойдор Шопхоевна 1906 года. В 1946 году мы перехали в поселение «Шанхай». Там жили китайцы, русские, буряты. Жили очень дружно, сажали огород, собирали отменный урожай. Отец работал бригадиром огороднической бригады».

Из воспоминаний Ку-Тун-Цай (Лосоловой) Веры Михайловны: «Мой отец приехал в Аргаду в конце 30-х годов. Когда мы переехали в Шанхай, там было 25 дворов. Отец был 1898 года, родился в провинции Шандунь. Рассказывал, что в 1918 году выехал из Китая на заработки. На родине осталась сестра. В 1936 году большинство китайцев, осевших в Курумканском районе, решили обосновать поселение Шанхай. Зимними вечерами часто собирались у нас дома. Взрослые играли в китайские игры, пели песни на китайском, бурятских языках. Нас в детстве немного учили китайскому языку. Но отец много не рассказывал о своей родине. Нам же прививал любовь к Шанхаю».

Из воспоминаний Ку-Тун-Цай (Лосоловой) Веры Михайловны:

«Мой отец приехал в Аргаду в конце 30-х годов. Когда мы переехали в Шанхай, там было 25 дворов. Отец был 1898 года, родился в провинции Шандунь. Рассказывал, что в 1918 году выехал из Китая на заработки. На родине осталась сестра. В 1936 году большинство китайцев, осевших в Курумканском районе, решили обосновать поселение Шанхай.

Зимними вечерами часто собирались у нас дома. Взрослые играли в китайские игры, пели песни на китайском, бурятских языках. Нас в детстве немного учили китайскому языку. Но отец много не рассказывал о своей родине. Нам же прививал любовь к Шанхаю».

Из воспоминаний Лю-Ю-Чин (Будаевой) Розалии Владимировны:  «Мой отец Лю-Ю-Чин, как и почти все остальные, приехал на заработки в Советский Союз где-то в 1918 году 18-летним парнем. Родом из китайской провинции Шандунь. Работал на золотых приисках в Подикате. В 1936 году вместе с другими китайцами приехали в Аргаду, поселились в нескольких километрах от села, где и основали советский Шанхай. Тогда им было по 35 лет. Жили сначала в землянках, потом многие стали строить дома. Летом по заказу колхоза работал кирпичный цех, где делали кирпич. Мы ногами месили глину. Взрослые формировали и обжигали кирпич.  Кухня была вегетарианской, но очень разнообразной. Готовили чаще всего мужчины, так как не все женщины научились готовить блюда китайской кухни. Хлеб-пампушки готовили на пару, пельмени из китайского чеснока, лепёшки из разных овощей». Люй- Чин Роза

Из воспоминаний Лю-Ю-Чин (Будаевой) Розалии Владимировны:

«Мой отец Лю-Ю-Чин, как и почти все остальные, приехал на заработки в Советский Союз где-то в 1918 году 18-летним парнем. Родом из китайской провинции Шандунь. Работал на золотых приисках в Подикате. В 1936 году вместе с другими китайцами приехали в Аргаду, поселились в нескольких километрах от села, где и основали советский Шанхай. Тогда им было по 35 лет. Жили сначала в землянках, потом многие стали строить дома. Летом по заказу колхоза работал кирпичный цех, где делали кирпич. Мы ногами месили глину. Взрослые формировали и обжигали кирпич.

Кухня была вегетарианской, но очень разнообразной. Готовили чаще всего мужчины, так как не все женщины научились готовить блюда китайской кухни. Хлеб-пампушки готовили на пару, пельмени из китайского чеснока, лепёшки из разных овощей».

Люй- Чин Роза

Из воспоминаний Ма-Ка-Е Ирины Михайловны:  «Мой отец Ма-Ка-Е родился в 1901 году в Шандуне. Многие китайцы жили в Баунтовском районе, на разных приисках. Папа жил в Цыпикане,ему было 19 лет. Там он встретил нашу маму Ольгу Григорьевну. В 1941 году мы приехали в село Аргада Курумканского района. Вскоре переехали в поселение Шанхай, который образовался в 1936 году. Китайцы тогда не все получали пенсии. Работали кто где мог по договору. За нами жил в землянке китаец, звали его Чоё. К сожалению о нём ничего не знаю. Потом семья Ва-Шин-Тун, далее Суй-Чин, Ван-Сяо-Шин, Ян-Зы-Хо, Ен-Шин-Фо, Син-Фа-Си, Лю-Ю -Чин, Лю-Ци-Юн, Бен-Чжан-Вен, Ма-За-Ли.

Из воспоминаний Ма-Ка-Е Ирины Михайловны:

«Мой отец Ма-Ка-Е родился в 1901 году в Шандуне. Многие китайцы жили в Баунтовском районе, на разных приисках. Папа жил в Цыпикане,ему было 19 лет. Там он встретил нашу маму Ольгу Григорьевну. В 1941 году мы приехали в село Аргада Курумканского района. Вскоре переехали в поселение Шанхай, который образовался в 1936 году. Китайцы тогда не все получали пенсии. Работали кто где мог по договору. За нами жил в землянке китаец, звали его Чоё. К сожалению о нём ничего не знаю. Потом семья Ва-Шин-Тун, далее Суй-Чин, Ван-Сяо-Шин, Ян-Зы-Хо, Ен-Шин-Фо, Син-Фа-Си, Лю-Ю -Чин, Лю-Ци-Юн, Бен-Чжан-Вен, Ма-За-Ли.

Из воспоминаний Очирмы Бадмаевны Дондуповой, составителя сборника «Таёжный уголок»:  «Наше землячество образовалось с 2004 года. Почти 20 лет без перерыва встречаемся, ездим на свою малую родину. Навещать каждое лето свою родину - стало обычаем. В 2006 году по инициативе Олега Сергеевича был воздвигнут памятник в честь 70-летия образования Шанхая. Тогда многие приехали. Очень трогательная была встреча. Вспоминали былые годы, своё босоногое детство, даже природа приветствовала нас. Неописуемая красота нашего райского уголка тронула всех. Находили свои родовые места. Как мы были рады снова оказаться на своей малой родине, поклониться родным местам! Родные места тянут очень сильно, особенно под старость лет. Мы все вышли в большую дорогу, которая называется Жизнь. Помогали, поддерживали друг друга, и вот нашей дружбе нет конца. И это всё было заложено нашими родителями. Спасибо им за это! Вот почему мы встречаемся как родные братья и сёстры. Радости от нашей встречи не бывает конца. До скорой встречи, Родина моя!»

Из воспоминаний Очирмы Бадмаевны Дондуповой,

составителя сборника «Таёжный уголок»:

«Наше землячество образовалось с 2004 года. Почти 20 лет без перерыва встречаемся, ездим на свою малую родину. Навещать каждое лето свою родину - стало обычаем. В 2006 году по инициативе Олега Сергеевича был воздвигнут памятник в честь 70-летия образования Шанхая. Тогда многие приехали. Очень трогательная была встреча. Вспоминали былые годы, своё босоногое детство, даже природа приветствовала нас. Неописуемая красота нашего райского уголка тронула всех. Находили свои родовые места. Как мы были рады снова оказаться на своей малой родине, поклониться родным местам! Родные места тянут очень сильно, особенно под старость лет. Мы все вышли в большую дорогу, которая называется Жизнь. Помогали, поддерживали друг друга, и вот нашей дружбе нет конца. И это всё было заложено нашими родителями. Спасибо им за это! Вот почему мы встречаемся как родные братья и сёстры. Радости от нашей встречи не бывает конца. До скорой встречи, Родина моя!»

Июль 2006г. Памятник установлен на месте «Кутунцаевского огорода»,привезён из Китая внуком Ку-Тан-Цая.

Июль 2006г.

Памятник установлен на месте «Кутунцаевского огорода»,привезён из Китая внуком Ку-Тан-Цая.

Заключение

Часто, не испытывающее сочуствие, колесо времени тяжело вращалось, ломая судьбы и забирая жизни. Многие не могут этого пережить, сетуют на жизнь, обвиняют власти, опускают руки. В отличие от них поселенцы «бурятского Шанхая», «эмигранты поневоле», стойко переносили превратности судьбы, не искали легких путей и смогли найти свое место в жизни, обрести новую родину, стать достойными её гражданами. В этом есть, мы считаем, немалая заслуга местного населения, открытого, доброжелательного, миролюбивого.

Таким образом, моя работа достигла своей цели. Выдвинутая гипотеза доказана. Восстановлена краткая история исчезнувшего поселения - Шанхай. Я считаю, что это сделано своевременно, потому что из живших там, практически, осталось очень мало жителей. Выполняя одну из задач работы, я получила уникальную возможность узнать от тех, кто еще хранит в памяти события ушедших лет. Их потомки смогут не только на старых картах увидеть место расположения родины их предков, но и получить хотя бы краткое описание событий молодости своих родственников.

В результате исследования я пришла к выводу, что поселение исчезло не по вине жителей, а оти условий, существовавших в стране. Я считаю что, память о Шанхае должна жить в памяти людей, в памяти поколений. И каждый житель моего села Аргада, должен знать, откуда пришло это название. Хочу выразить слова благодарности всем людям, кто помог мне при написании исследовательской работы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!