Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему: «Арт-образ, как самостоятельный вид авангардного искусства»
Выполнил студент ________ «___» ________ 2016 г. Ю.Д. Воробьева
(подпись)
Руководитель работы ________ «___» ________ 2016 г. Д.Ю. Коренская
(подпись)
Барнаул 2016
Секция: Парикмахерское искусство. Стилистика и искусство визажа. Технология моделирование и конструирование.
| Утверждаю Зам. директора по УМР ______ И.Б. Дедяева «___» ____________2016г |
Рассмотрено на заседании
ПЦК индустрии красоты
Зав. ПЦК _____________ ФИО
«____»______________2016 г.
Оглавление Введение 4 |
1. Исследовательская часть 6 1.1 История возникновения боди-арта 6 1.2 Изучение рынка услуг боди-арта г.Барнаула 9 1.3 Боди-пейнтинг 9 2. Разработка боди-арт продукта 15 2.1 Поиск художественного образа 15 2.2 Проектирование образа 16 2.2.1 Характеристика необходимого оборудования 16 2.2.2 Характеристика необходимых красящих средств для создания образа. 17 2.2.3 Разработка бутафории 18 |
Заключение 21 |
Список использованных источников 22 |
Приложение А (по главе 1) 23 Приложение Б (по главе 2) 28 |
Введение
Стремление совершенствовать и украшать свое тело появилось у человека принадлежит к числу наиболее древних обычаев, и не смотря на встречающиеся иногда осуждения и критику, эта традиция не исчезла.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что современная мода тяготеет к естественной красоте. В конце 20 века женское обнаженное тело перестало вызывать чувство протеста. Интерес к хорошей фигуре подтолкнул развитие новых направлений в спорте, таких как аэробика, шейпинг, бодибилдинг. Именно с культом тела связано возродившееся искусство «боди-арт».
Целью работы является изучение основных техник нанесения рисунка на тело и создание образа.
Задачи работы:
Изучить историю возникновения и виды боди-арта. Рынок услуг боди-арта;
Изучить техники нанесения рисунка в бодипейнтинге, оборудование и материалы применяемые при росписи тела;
Создание образа с использованием наиболее оптимальной техники нанесения рисунка на тело;
Объектом является арт-образ.
Методы исследования применяемые в работе: поисково-исследовательный, эксперементальный.
Результатом работы стала разработка образа – продукта боди-арта в смешанной технике, при которой фоновое покрытие и выполнение плавных переходов выполняется аэрографом, а выполнение четких линий и элементов осуществляется при помощи кисти, что является оптимальным и позволяет достичь максимального качества боди-арт рисунка. Данный образ можно использовать в качестве рекламы салонов и на презентациях различного рода компаний, а также он является самостоятельным видом авангардного искусства и возможно его использование на шоу и арт выставках.
ГЛАВА 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. История возникновения боди-арта
Авангардизм - широкое понятие, объединяющее экспериментальные, подчеркнуто новаторские поиски в искусстве XX в. (включает в себя такие авангардные направления, как кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм.
Боди-арт (англ. body art — «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений».
Одна из основных идей боди-арта – сделать внешность человека более привлекательной.
Испокон веков люди стремились украсить свое тело: они вставляли в уши, губы и носы различные украшения – это считалось красивой и изысканной находкой. Наши предки наносили на тело рисунки, чтобы устрашить своих врагов, защититься от злых духов, привлечь удачу. Такие рисунки, в отличие от современного бодиарта, носили мистический и сакральный характер. Некоторые религиозные направления и племена по сей день сохраняют элементы церемониального разрисовывания тела (например, индуистские религиозные течения, племена коренных американцев и австралийцев, многие народности Африки). Рисунок использовался в ритуальных целях: например, обозначал переход мальчика к взрослому мужчине; чаще всего это татуировка, в процессе нанесения которой посвящаемый демонстрирует, как он умеет переносить боль. Бодиарт также мог обозначать статус человека в обществе: у индейских народов рисунки, наносимые на тело вождями и воинами, несут в себе разную информацию, указывающую на их функции в племени.
Древние люди в качестве красок для нательных рисунков использовали соки различных ягод и растений, цветную глину, уголь и сажу. Что интересно, у некоторых народов символы для нанесения на тело также присутствовали в мотивах узоров, наносимых на стены жилища, домашнюю утварь, одежду и украшения. Это еще раз подтверждает то, что бодиарт носил не только эстетический характер, но также был социально значимым. С течением времени и появлением одежды роспись по телу утратила свое первоначальное значение и популярность. Возродилось это искусство только в ХХ веке.
В Европе бодиарт появился примерно в XVIII веке. Любопытно, что искусство украшения человеческого тела в моду ввели моряки, которые ездили в кругосветные путешествия и имели возможность познакомиться с различными культурами других рас и народов.
Растущая популярность бодиарта связана с тем, что время разрушило некоторые стереотипы и табу. Например, обнаженное женское тело, воспеваемое еще древними греками и запрещенное в средние века, в конце ХХ века перестало вызывать протест. Обнажившись, тело стало объектом культа, что и послужило толчком развитию бодиарта в наши дни.
Как вид искусства бодиарт сформировался в последнее десятилетие. Он стал использоваться на показах мод, чемпионатах по парикмахерскому искусству, в нейл-арте (роспись ногтей) и в других сферах. Немалую поддержку развитию бодиарта как самостоятельного направления в искусстве оказала молодежь. Именно молодежь всегда находится в поиске новых творческих идей и не прошла мимо такого интересного способа самовыражения. Бодиарт, в том или ином виде, используется различными субкультурами: готами, панками, металлистами, эмо, косплеерами, ролевиками и другими.
Сегодня боди-арт стал бизнесом. Его часто используютв своих рекламных компаниях крупные фирмы, журналы, выставки. В последние годы стали проводиться конкурсы, показы и фестивали боди-арта.
Интересен боди-арт в спорте, когда современные болельщики занимаются самораскраской, без которой уже нельзя представить фанатов футбольных команд. Широко применяются различные варианты боди-арта в эстрадном мире, особенно среди рок-музыкантов.
Различается современный бодиарт по стилям, жанрам, технике нанесения и другим характеристикам.
Понятие бодиарт чаще всего воспринимается именно как искусство рисования по человеческому телу, однако его понятие гораздо шире.
В широком смысле под боди-артом подразумевают искусство украшать тело, к которому относятся следующие разновидности боди-арта
1. Боди-пейнтинг
2. Макияж
3. Татуаж
4. Перманентный макияж
5. Менди
6. Бинди
7. Нейл-арт
8. Пирсинг
8. Интимный и бикини-дизайн
9. Джевел-ай
10. Дент-арт
11. Скарвинг
12. Скарификация
14. Брэдинг
15. Имплантация
16. Модификация (сплит языка)
1.2. Изучение рынка услуг боди-арта г.Барнаула
В Барнауле существует несколько салонов, которые могут предоставить услуги боди-арта, в том числе и услуги по росписи тела: Розочка (тату-студия), ROCK-SHOP UNDERGROUND, Венеция (парикмахерская), Абсент (салон красоты), Язь (арт-студия), Cherry (тату-салон). Однако, это не главное назначение салонов, поэтому бодипейнтингом занимаются лишь некоторые мастера. Среди таких барнаульский художник и мастер боди-арта, Михаил Тау. Благодаря его творчеству и проекту Tau Art, тело девушки можно превратить в настоящее произведение искусства. (приложение А, ил. 1-3)
1.3. Боди-пейнтинг
В узком смысле под боди-артом понимается искусство росписи тела или боди-пейнтинг.
Боди-пейнтинг – разновидность боди-арта, являющаяся художественной росписью по лицу и телу.
Это именно один из видов боди арта, в котором с помощью специальной краски на теле человека художник создает свое творение. Как правило, моделью выбирают красивых девушек, а боди арт на теле создают для рекламы, шоу-бизнеса или съемок фотосессий.
Боди-пейнтинг уходит корнями в глубину веков, его древнейшие проявления сохранились в боевой и культовой раскраске аборигенов, а также в религиозных и других ритуалов многих народов. (Приложение А, ил.4) Более поздние обращения к этому явлению связаны прежде всего с театром, цирком, отдельными особенностями этикета и обозначения социального статуса. Возрождение этого живописного творчества и формирование его в качестве вида современного искусства началось в 1910-е гг.
В XXI в. стали традиционными фестивали и чемпионаты по боди-пейнтингу не только за рубежом, но и в России.
Кроме этого все чаще с элементами бодипейнтинга проводят показы мод, чемпионаты по парикмахерскому искусству и нейл-арту. Такой интересный способ самовыражения как роспись по телу активно использует современная молодежь, например, готы, панки, ролевики, косплееры, эмо, металлисты и другие субкультуры, причем как правило, они создают рисунки своими руками в домашних условиях.
Роспись по телу, лег арт, бодипейнтинг, англ. body painting - это искусство рисования на теле. Это самый распространённый вид боди-арта, в котором основное место занимает рисование на лице фейс-арт и теле. Общеизвестен нейл-арт роспись ногтей. Менди роспись тела с использованием хны, самая долговечная, держится не менее трех недель.
Как и любое искусство, боди-арт имеет свои функции, законы и правила. При этом боди-пейнтинг, являясь разновидностью ли выразительным компонентом боди-арта, классифицируется следующим образом:
1. По технике исполнения:
- традиционный (роспись красками)
- хай-тек (использование различных технических средств)
2. По технике нанесения росписи
1. Выполнение бодиарта кистью и спонжем
Для выполнения бодиарта вручную обычно используют кисти и спонжи. Такой метод позволяет выполнить четкий рисунок с высоким уровнем деталировки и качественной прорисовкой мелких деталей. При этом спонжем обычно наносится фоновый цвет, и выполняются плавные переходы между цветами, а кистью выполняется оставшаяся часть рисунка. К недостаткам такого метода следует отнести большую трудоемкость выполнения такого рисунка и большое время выполнения рисунка. Применение спонжа для нанесения фонового цвета обычно не позволяет нанести краску равномерно и качественно . Плавность цветовых переходов, выполняемая спонжем также оставляет желать лучшего. Ручная техника позволяет выполнить рисунок более насыщенными цветами и положить краску более толстым слоем.
Этот метод можно использовать для выполнения некоммерческих заказов, когда время на выполнения рисунка неограниченно. Для коммерческого бодиарта с небольшим бюджетом такой метод подходит мало, т.к. вследствие высокой трудоемкости предполагается высокая оплата труда художника или привлечение к выполнению одного рисунка нескольких художников, что существенно повышает себестоимость рисунка.
2. Выполнение боди арта аэрографом
Аэрограф позволяет наносить рисунок на тело быстро, качественно, с плавными цветовыми переходами, используя большой выбор художественных приемов. Но при этом может возникнуть сложность с выполнением четких и точных линий. Для выполнения четких линий как правило используют шаблоны вырезаемые из картона.
Толщина слоя краски, наносимая на тело при использовании аэрографа регулируется вручную путем регуляции давления подаваемого воздуха и количества подаваемой краски. Минимальная толшина краски может достигать нескольких микрон что позволяет выполнить легкое напыление. Также есть возможность покрытия тела толстым слоем краски.
3. По содержанию
- концептуальный
- декоративный
Боди-пейнтинг, как и боди-арт в целом, может быть концептуальным и декоративным, поддерживая при этом один или несколько стилей изобразительного искусства. Иногда удается совместить концептуализм с декоративностью, предполагающей более выраженную внешнюю привлекательность.
Концептуальное искусство (разновидность модернизма) - понятие, идея, общее представление – свободная от материального, предметного воплощения, графики, диаграммы, схемы эстетического содержания.
Декоративное искусство – род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую среду, вносят в нее эстетическое, идейно-образное начало.
4. По характеру росписи
- живописный
- графический
Живописность – свойство изобразительного искусства, когда путем взаимодействия форм, объемов, цвета, линий, света и тени создается впечатление полноты и богатства красок, многообразия и изменчивости.
Графика – вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями, без красок, а также печатные и другие художественные произведения, в основе которых лежит такой рисунок.
5. По жанрам и стилям
-Дрессинг – имитация одежды или отдельных ее элементов.
-Джевелри – имитация украшений, ювелирных изделий, драгоценностей.
- Этностиль – художественное направление в искусстве, использующее этнические мотивы, свойственные для того или иного народа, страны, а также стилизации под них.
- Орнамент – узор, состоящий из упорядоченных элементов.
- Флора – изображение растительного мира.
- анималистический жанр – изображение животного мира.
- баттерфляй – роспись, имитирующая расцветку крыльев баьочки.
- Газета – ассиметричные орнаменты из букв, цифр, различных знаков
- Коллаж (калейдоскоп) – включение с помощью монтажа в произведения литературы, театра, кино, живописи, музыки различных объектов или отдельных фрагментов для усиления общего эстетического воздействия.
- Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
- Комик – гротескные, шаржированные рисунки, клоунские маски, рисунки для праздников.
- Фэнтези – техно-рисунок с фантазийными элементами.
- Соул – изображение человеческих фигур, лиц, рук
- Портрет
- Пейзаж
- Погружение человека в среду
- Скульптурный боди-пейнтинг
- Светоживопись
- Кондитерский боди-пейнтинг
6. По местонахождению росписи
- роспись покрывает тело и лицо
- роспись покрывает только тело
- бек-арт (роспись спины или задней стороны)
- фронт-арт (роспись передней стороны)
- фут-арт (роспись на ноге)
- Арм-арт (роспись на руке)
- фейс-арт (художественное оформление лица)
ГЛАВА 2
РАЗРАБОТКА БОДИ-АРТ ПРОДУКТА
2.1. Поиск художественного образа
Среди множества функций, которые несет в себе современный образ росписи на теле, особое положение занимает его эстетическая функция. Каждый образ, создаваемый автором- художником, можно рассматривать как средство выражения художественного видения мира.
Художественный образ — есть средство отражения автором своего видения мира.
Концепцией исследовательской работы стала разработка арт-образа. В основе создания образа лежит художественная роспись по лицу и телу (боди-пейнтинг). Сюжет компонуется на натурщице – модели, являясь своеобразным статистическим мини спектаклем. В качестве творческого источника выбрана современная экранизация сказки Льюиса Кэрролла, фильм Тима Бертона в жанре фэнтези «Алиса в стране чудес».
Рисунок на теле модели выполнен в традиционной технике исполнения (роспись красками). В проектируемом образе совмещены живописные мотивы и графичные четкие линии, поэтому выбрана смешанная техника нанесения росписи. Фоновое покрытие и выполнение плавных переходов выполняется аэрографом, а выполнение четких линий рисунка и его элементов осуществляется при помощи кисти, что является оптимальным и позволяет достичь максимального качества боди-арт рисунка.
Арт – объект является собирательным образом сказочного «зазеркального» мира. Рисунок на теле выполнен в жанре «калейдоскоп» - упорядоченные рисунки, перетекающие в друг друга, как узоры в калейдоскопе.
2.2 Проектирование образа
2.2.1 Характеристика необходимого оборудования
Рассмотрим подробнее необходимое оборудование для создания образа, согласно выбранным техникам нанесения росписи.
1) Компрессор
Компрессорная станция необходима для подачи воздуха в аэрограф. Электрический компрессор, мембранный или поршневой, требует для работы источник электричества. На компрессоре должен стоять фильтр, улавливающий влагу, автоматический выключатель и регулятор давления. Масляный компрессор должен быть также оборудован масляным фильтром. Поршневые и мембранные компрессоры можно приобрести в художественных магазинах, в магазинах с электрооборудованием и в магазинах, торгующих авто-запчастями и инструментом.
2) Аэрограф
Используется для выполнения непосредственно аэрографической росписи. Для получения линий различной толщины используют аэрографы с разным диаметром сопла
3) Респиратор полумаска
Респиратор - полумаска предназначен для защиты органов дыхания от пыли, аэрозолей, паров органических веществ и т.д. Применяется при проведении шлифовальных и лакокрасочных работ.
4) Набор тары для смешивания и подбора краски
Необходим при аэрографической росписи. Он фактически заменяет художнику палитру. С его помощью художник получает необходимые цвета.
5) Шланг пневматический
Необходим для соединения компрессора и аэрографа (т.е.по нему от компрессора поступает воздух в аэрограф).
6) Кисти синтетически, жесткие
7) Спонж
2.2.2 Характеристика необходимых красящих средств для создания образа.
Обзор краски для бодиарта.
Для выполнения бодиарта используются профессиональные краски, специально предназначенные для росписи тела. Профессиональные краски хорошо ложатся на кожу.
Для создания образа используется несколько видов красок
- краски на жирной основе
- краски на водной основе
- краски на спиртовой основе
- краски на аква-силиконовой основе
- прочие (например краски на шоколадной и других основах).
Профессиональные краски для бодиарта как правило легко смываются теплой водой с мылом и/или специальными очищающими средствами (молочко для снятия макияжа, жирный крем и т.д.).
Средний расход краски при выполнении бодиарта на 1 модели (бодиарт на все тело) - 120 мл.
Краски для бодиарта фирмы KRYOLAN (пр-во Германия) Kryolan - самая популярная краска для выполнения бодиарта в России. Эта немецкая марка представляет широкий выбор красок для бодиарта. На все краски имеется "Декларация о соответствии".
Потребителям предлагается жидкий, кремообразный, прессованый аквагрим, аквагрим для аэрографа, грим, блестки для боди арта.
Аквагрим успешно применяется для выполнения боди-арта и фейс-арта многими профессиональными бодиарт художниками. Есть очень большой выбор цветов: это и металлики, и перламутровые, и сатиновые цвета, и флуоресцентные краски.
Краски для бодиарта фирмы Mehron (США) Компания Mehron предлагает профессиональные краски для выполнения бодиарта, сценического и циркового грима. Линейка продукции Mehron представлена акагримом, жирным гримом, жидким гримом-подводкой и металлическими пудрами.
2.2.3 Разработка бутафории
Помимо рисунка на теле (bodypainting), параллельно развиваются такие направления, как бутафория, пластический грим. Все в целом дополняет друг друга и рождает целостный образ по замыслу мастера. Это всегда очень зрелищно.
Бутафо́рия (итал. buttafuoria) — поддельные, муляж, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие, элементы костюма и др.), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей.
Бутафория является компонентом сценического образа. С ее помощью можно более полно раскрыть характер персонажа.
Для создания проектируемого образа был разработан бутафорский элемент – шляпа.
Каркас для будущей шляпы был сделан из плотного картона и скреплен при помощи горячего клея. (Приложение Б, ил. 5)Поверх каркаса натянута ткань, так же при помощи клея создавалась драпировка. Далее шляпа декорировалась при помощи ленты из ткани и осколками CD диска. В заключении были добавлены палочки из бумажного скотча.(Приложение Б, ил.6)
Технологическая последовательность создания образа
1. Разработка муд-борда – визуального представления будущего проекта, на основе творческого источника «Алиса в стране чудес». (Приложение Б, ил.7)
2. Разработка эскиза. (Приложение Б, ил.8)
3.Изготавление бутафории: шляпа, стрелки часов, манжеты, жакет
4. Роспись тела
4.1. Нанесение базы (питательный крем) на тело модели
4.2. Тонирование фона с помощью аэрографа (плавные переходы цвета) 4.3. Разметка рисунка при помощи трафаретов. (Приложение Б, ил.9)
4.4. Прорисовка отдельных деталей кистью и спонжем. (Приложение Б, ил.10)
4.5. Проработка отдельных четких фрагментов рисунка.
Таблица 1. Расчет себестоимости материальных затрат для выполнения основной модели
№ п/п | Средства для выполнения образа | Количество в упаковке производителя(объем емкости) | Цена упаковки, руб.(цена емкости) | Норма расхода на 1 модель, ед. изм. | Стоимость для одной модели, руб. |
| - краска для аэрографии "Air stream" (белая) - краска для аэрографии "Air stream" (розовая) - краска для аэрографии "Air stream" (фиолетовая) - краска для аэрографии "Air stream" (синия) -Аквагрим компактный 9цв. | 15мл 15мл 15мл 15мл | 450руб 450 руб 450 руб 450 руб 1100руб | 15мл 15 мл 15 мл 15мл | 450 руб 450 руб 450 руб 450 руб 1100руб |
| Картон ф.А1 | 1 | 25руб | 2 | 50руб |
| ткань | | 1м -260руб | 0,5 м | 130руб |
| | | | | |
Итого | | | | | 3080руб |
Сумма затрат на выполнение образа составила 3080 рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство, которое раскрывает и показывает красоту женского тела, просто обречено на успех. В боди-арте объектом творчества выступает живое тело, а содержание раскрывается с помощью жестов, мимики, нанесения на тело украшений или знаков.
Боди-арт не подвержен такой острой модной направленности, как фэшн-индустрия. Здесь, как и в живописи, учитывается техника исполнения. Важная составляющая в боди-арте – это идея.
Конечным этапом исследовательской работы стало создание арт-образа, являющегося продуктом боди-арта, а значит и объектом авангардного искусства. Образ предназначен для шоу, арт-выставок, подиумных показов.
Работа над образом также включала в себя создание бутафории.
Список использованной литературы и источников
1. Дрибноход Ю.Ю. Боди арт по-русски. - Ростов-на-Дону: «Феникс» 2009. – 206c.: ил. – (Авангард).
2. Исаев И., Бартнев А. Боди-арт: люди в красках. Арт-проект. – М.: Ниола 21-й век, 2005.
3. Егоров Р. Боди-арт и граффити. – М.: РИПОЛ классик, 2004.
4. Макиавелли М. Боди-арт. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
5. Маргеттс Б. Боди-арт. – М.: АСТ, Астрель, 2000
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Иллюстрация 1. Работа художника Михаила Тау

Иллюстрация 2. Работа художника Михаила Тау

Иллюстрация 3. Работа художника Михаила Тау

Иллюстрация 4. Культовая раскраска племен
ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Иллюстрация 5. Каркас шляпы Иллюстрация 6. Бутафорское изделие – шляпа-цилиндр













Иллюстрация 7. Мудборд

Иллюстрация 8. Эскиз


Иллюстрация 9. Тонирование фона и разметка рисунка с помощью трафаретов


Иллюстрация 10. Прорисовка отдельных частей рисунка