Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №2"
Исследовательская работа
На тему:
“Были о пыли ”
Выполнила: Козлова Алина
ученица 1”В” класса,
МБОУ СОШ №2
Руководитель:
Артюхина Марина Анатольевна
Семенов, 2018
Содержание
Введение. Актуальность темы………………………………………………….3
Основная часть
Глава 1 Теоретический анализ……………………………………..…………..5
Что такое пыль?...........................................................................................5
Чем опасна пыль для здоровья человека?.................................................6
Места скопления пыли…………………………………………………….7
Основные методы и средства борьбы с комнатной пылью……………..8
Удивительные факты о пыли…………………………………………….10
Глава 2 Практический анализ………………………...……………….……….12
2.1 План исследований…………………………………………………….…12
2.2 Анкетирование и обработка результатов. ……………………………...13
2.3Определение мест наибольшего скопления пыли в помещениях школы………………………………………….………………………………..15
2.4 Изучение состава пыли в квартире……………………………………..16
2.5 Консультация врача……………………………………………………...18
2.6 Выступление перед классом………………………………………….…18
Заключение……………………………………………………………………...20
Используемая литература……………………………………………………...21
Приложения…………………………………………………………………….22
Актуальность темы.
Пыль - это непременный атрибут жилья человека. Она незримо обосновалась в наших домах и квартирах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки. Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей дома.
Чистый воздух необходим человеку. Он может отказаться от недоброкачественной пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья. Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Специалисты установили, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха, что определяет актуальность темы исследования.
Так как современный ученик большую часть дня проводят в помещениях школы, нас заинтересовал вопрос, каков воздух нашей школы, и как его состояние может влиять на здоровье учащихся.
Тема исследования: «Были о пыли».
Цель работы: определить от чего зависит уровень запыленности помещений школы, узнать, как пыль влияет на здоровье школьников и как с ней бороться.
Задачи:
- узнать, что такое пыль;
- узнать какую опасность представляет пыль для здоровья человека;
- провести исследование и определить самое чистое помещение школы;
- узнать, как бороться с пылью;
- разработать рекомендации и познакомить с ними одноклассников.
Объект исследования: экологическое пространство помещений школы.
Предмет исследования: уровень запыленности школьных помещений.
Гипотеза: предположим, что пыль влияет на организм человека; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха в помещениях, то это может привести к последствиям связанных с ухудшением здоровья.
Методы исследования: сбор информации, размышления, наблюдения, анкетирование, практические опыты, исследования, анализ собранных результатов.
Теоретическая и практическая значимость: узнать о том, что такое пыль и как она влияет на человека, составить рекомендации по борьбе с ней.
Этапы работы:
Организационно-подготовительный этап.
1. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
Экспериментально-аналитический этап.
Работа с различными источниками информации, обобщение полученной информации по темам:
«Что такое пыль?»
«Чем опасна пыль для здоровья человека?»
«Места скопления пыли»
«Основные методы и средства борьбы с комнатной пылью»
«Удивительные факты о пыли»
Проведение анкетирования учеников и работников школы.
Исследование школьных комнат
Проведение наблюдений дома
Анализ полученных данных
Заключительный этап.
Защита исследовательской работы.
Материалы к учебному проекту:
Анкеты
Презентация
Буклеты «Пыль опасна, и с ней нужно бороться правильно!»
Основная часть.
Теоретический анализ
Глава 1
Что такое пыль?
Пыль – взвешенные («висящие») в воздухе очень маленькие твердые тела.
Пыль состоит из мелких частиц, которые попадают в помещение снаружи (занесенные ветром частицы почвы, цветочная пыльца, дым) или образуются внутри, остаются в воздухе длительное время, и их видно в лучах солнца или при попадании на темные поверхности.
Когда человек двигается или воздушный поток попадает в комнату, частички пыли из-за очень малого размера и веса легко возвращаются с поверхностей обратно в воздух.
Источников пыли – множество. Их можно разделить на две большие группы: природная пыль и пыль, производимая человеком.
Первая заключает в себе 70% всей пыли, вторая 30%.
Основным природным источником пыли на нашей планете является почва. Ветер годами поднимает в воздух тоны пыли, разрушая горы и выдувая мельчайшие частицы отовсюду, откуда можно. Второе место по «производству» пыли занимают моря и океаны. При процессе круговорота воды в природе в атмосферу поднимаются капельки солёной океанской волы. Жидкость испаряется, а кристаллики соли остаются и переносятся на сотни тысяч километров.
Источником бытовой пыли может служить абсолютно все! К безопасным источникам относятся стертые частички мебели, ковров, волокна тканей, частички омертвевшей кожи, ногтей и волос, пыльца и споры
комнатных растений.
И совсем небезопасными для нашего здоровья могут оказаться грибки и другие микроорганизмы, продукты сгорания минерального топлива и выхлопные газы автомобилей. Сюда же относим – всевозможные порошки для чистки и стирки, и другие химические средства, мельчайшие остатки строительных материалов.
Пыль не так уж безвредна, как это может показаться, поэтому с ней нужно постоянно бороться.
За сутки человек «пропускает» через свои легкие до 6 млрд. пылинок, которые уместились бы в двух столовых ложках.
Пыль вездесуща. Она просачивается сквозь самые мелкие щели и отверстия. Она есть всюду: в пещере, где никогда не ступала нога человека, в квартире, обитатели которой надолго уехали, в самолете, мчащемся над облаками, и даже высоко над землей, в стратосфере.
Процесс пылеобразования идет постоянно. Пыль является транспортным средством для распространения бактерий и вирусов и способствует возникновению и распространению эпидемий.
Больше чем наполовину пыль состоит из частичек омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450 г омертвевшей кожной ткани в год. Если подсчитать, сколько пыли производит один класс, то это будет 11кг 250 г.
Чем опасна пыль для здоровья человека?
Экологи всего мира единодушны во мнении, о том, что пыль небезопасна для здоровья человека. Кроме того, пыль, накапливающаяся в помещении, способствует обострению таких хронических заболеваний, как астма, аллергия и сахарный диабет, заболеваниям кожи, конъюнктивитам.
Но, безусловно, самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией.
Не менее вредна пыль и для бытовой и компьютерной техники. Оседая на деталях механизма, она способствует затруднению и ухудшению работы приборов, может вызывать коррозию и даже замыкания. Помимо этого, скопление пыли внутри техники повышает шумность её работы.
Домашняя пыль – это целая коллекция аллергенов. Основная проблема состоит в том, что при дыхании пыль попадает к нам в организм вместе с кислородом. Частички пыли, попав в легкие, начинают разрушать их изнутри, нанося ущерб нашим альвеолам и руша первую защитную линию иммунитета. Теперь для различных инфекций и аллергенов не представляет труда проникнуть внутрь нашего тела и развязать там войну с нашими иммунными клетками. Аллергия на пыль даст о себе знать по следующим признакам:
- у вас начнется чихание;
- появиться насморк;
- глаза начинают слезиться.
Отдельно стоит отметить пыль, которая образуется в ходе распада искусственных веществ и минералов: поролонов, минеральной ваты (утеплителя), обоев с клеем, синтетических обивок мебели, ковров и паласов. Такая пыль может содержать токсические вещества, которые будут накапливаться в вашей квартире.
Каждодневное вдыхание пыли может вызвать заболевание системы дыхания. Если не предпринимать никаких мер против появления пыли, то у вас могут развиться хронические болезни полости носа и глотки, бронхиты, а также могут начаться воспалительные реакции, боли а голове, повыситься степень раздражения слизистой оболочки зрительной системы.
Места скопления пыли.
Конечно, в наших домах и квартирах пыль находится повсюду. Но можно выделить места, где она скапливается просто в грандиозных масштабах.
Немецкие учёные провели массу исследований относительно пыли, её характера и мест скопления. На одном таком эксперименте было установлено, что пыли в сельских домах вдвое больше, чем в городских. Однако при этом деревенская пыль является менее вредной, так как в основном носит природный характер. Наибольшая концентрация токсичных веществ была обнаружена в пыли городских и пригородных квартирах промышленных зон. Здесь основными составляющими домашней пыли являются такие вредные элементы, как свинец и кадмий.
В старых постройках накапливается намного больше пыли, чем в новых.
Независимо от того, городское или сельское у Вас жилище, места наибольшего скопления пыли одинаковы:
компьютерная техника, телевизор, радио
мягкая мебель, ковры и паласы
шторы
плинтуса и углы комнат
гладкие, не покрытые паласами полы
открытые полки
мягкие игрушки
Особо «старательным» накопителем пыли является коврик перед входной дверью. Его надо пылесосить каждый день, чтобы дополнительная пыль не пробиралась в жилище.
1.4 Основные методы и средства борьбы с комнатной пылью.
Каковы же основные методы и средства борьбы с пылью?
Победить пыль — полностью изгнать её — невозможно! Но следует стараться сократить масштабы её «проживания» в помещениях. Ответ кажется очевиден: единственным методом борьбы с пылью является уборка.
Но не всё так просто. Нужно с пылью бороться грамотно, чтобы не гонять ее по комнате. Лишь регулярная «умная» борьба с пылью, уменьшит ее вред на здоровье.
Способы избавления от пыли:
По возможности исключить так называемые «пылесборники»: открытые полки с книгами, мягкие игрушки, разбросанную одежду и т.д. Одежду и обувь, которую не носите, с окончанием сезона упаковывайте в специальные целлофановые чехлы.
При уборке пользуйтесь пылесосом (лучший вариант: пылесос с водяным фильтром).
Ни в коем случае не пользуйтесь веником.
Как можно чаще производите влажную уборку: открытые полки шкафов, поверхности столов, подоконники, и т.д.
Желательно не менее двух раз в неделю мыть полы. Хорошо при этом добавлять в воду для мытья пола 10-20 % раствором поваренной соли. Она убивает пылевых клещей.
Для борьбы с клещами надо чаще проветривать, промораживать либо прогревать постельное белье, подушки, матрацы, одеяла — эти членистоногие боятся и холода, и тепла.
Ежедневно протирать пыль с мебели, с бытовых приборов. Особенно видна пыль, которая скапливается на телевизоре, компьютере, вентиляторе, кондиционере и на кухонной вытяжке. Полированная или покрытая лаком мебель, а также паркетные полы от влаги портятся. Их нужно протирать сухой, но мягкой, ворсистой, хорошо впитывающей пыль тряпкой (фланель, сукно).
Чаще стирать шторы, пледы.
Раз в неделю стирайте постельное белье.
Если в стиральной машине есть сушилка, очень хорошо «прокалить» в ней после стирки, минут 15, мягкие игрушки, диванные подушки, пледы и т.д.
Комнатные растения поглощают часть пыли. Нужно бережно ухаживать за растениями, сбрызгивать их, вытирать листья влажной салфеткой.
Мягкую мебель, ковры требуется пылесосить не реже одного раза в неделю, современным пылесосом. Вопреки мнению, что ковер – хороший пылесборник, надо сказать, что собирая в себя пыль, ковер не позволяет распространяться пыли в воздухе квартиры. Каждую зиму нужно выносить ковры почистить в свежем снегу. Или раз в год отнести в химчистку.
Избавиться от пыли в квартире поможет бытовая электроника: воздухоочистители, увлажнители, кондиционеры с воздушными фильтрами. Влажность в доме должна быть 50 %.
ВАЖНО: При уборке надо удалять пыль из всех углов комнаты: из-под кроватей, диванов, шкафов и прочего, так как в темноте пыль быстрее разлагается, чем на свету, причем образуются газообразные вещества, загрязняющие воздух в комнате. Кроме того, в темноте в пыли микробы дольше сохраняют свою жизнеспособность.
1.5 Удивительные факты о пыли…
Даже в плотно запертой квартире за две недели оседает порядка 12 тысяч пылевых частиц на квадратный сантиметр горизонтальной поверхности. Среди них 35% минеральных частиц, 12% текстильных и бумажных волокон, 19% чешуек кожи, 7% цветочной пыльцы, 3% частиц сажи и 24% частиц неустановленного происхождения. Что еще мы знаем о пыли?
1. Пыль неоднородна и, можно сказать, универсальна: это крошечные частицы любого сухого порошкообразного материала.
2. Многие млекопитающие и птицы принимают пылевые ванны в качестве гигиенических процедур или социально-поведенческих ритуалов.
3. Куры так любят купаться в пыли, что иногда разыгрывают этот процесс в клетках, где никакой пыли нет.
4. В отличие от птиц, люди всегда пытались избавиться от пыли. Английский инженер Хуберт Сесил Бут в 1901 году построил пылесос, который был настолько огромен, что перевозился лошадьми на телеге и работал на бензине. При уборке он оставался стоять на улице, а шланги протягивали внутрь помещений через двери и окна.
5. Пыльным бурям и пылевым ветрам часто присваивают собственные имена-термины: хабуб в Судане, хамсин в Северной Африке или самум на Аравийском полуострове.
6. Огромная впадина Боделе в восточной части Сахары является крупнейшим источником пыли в мире.
7. Астрономы постоянно наблюдают космическую пыль, которая мешает обзору телескопов. Эта пыль является сырьем для новых звезд и планет, а иногда попадает и на Землю.
Практический анализ
Глава 2.
2.1. План исследований
Так как современный ученик большую часть дня проводят в помещениях школы, нас заинтересовал вопрос, каков воздух нашей школы, и как его состояние может влиять на здоровье учащихся.
Гипотеза: мы предположили, что пыль влияет на организм человека; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха, то со временем человеку будет сложно дышать без последствий, связанных со здоровьем.
Для подтверждения или опровержения гипотезы необходимо:
Изучить литературу и интернет-источники по теме исследования, систематизировать информацию;
Провести анкетирование среди учащихся школы. По результатам анкетирования составить диаграммы;
Проанализировать диаграммы, сделать выводы, составить рекомендации;
Для определения степени запыленности воздуха в помещениях школы провести наблюдения. Результаты наблюдений оформить в виде образцов пыли на клейкой ленте и фотографий;
Провести опыт по изучению состава пыли;
Провести беседу с врачом о влиянии пыли на здоровье человека;
Рассказать одноклассникам, что такое пыль.
Методики исследований:
Анкетирование;
Исследование школьных комнат;
Проведение опыта дома;
консультация врача;
Выступление перед классом.
2.2 Анкетирование и обработка результатов
С целью изучения мнения учеников нашей школы, мы составили анкету из 5 вопросов. В анкетировании приняло участие 33человек. По первому вопросу: видели ли вы пыль? 91% ответило «да» и места наибольшего скопления пыли в квартире, отметили места под шкафами, под кроватью и в прихожей, на полках, в углах, 9% ответило «нет».
![]()
По второму вопросу: какой вид уборки у вас дома предпочитают: 80% учеников ответило пылесосом, 12% - влажная уборка, 8% указало веником.
![]()
По третьему вопросу: как часто проводится влажная уборка в квартире? 32% учеников ответили каждый день, 64 % учеников 1 раз в неделю, 4% учеников ответили - не знаю.
![]()
По четвертому вопросу: может ли пыль быть вредной для здоровья человека? 100% ответило «да».
![]()
По пятому вопросу: считаешь ли ты, что растения помогают в борьбе с пылью? 85% ответило «да», 15% - «нет».
![]()
Можно сделать вывод, что хотя респонденты знают о том, что пыль влияет на здоровье человека, тем не менее, не считают это серьезным. Некоторые ученики не знают о пользе комнатных растений в борьбе с пылью и о том, что при уборке помещений не рекомендуется пользоваться веником, так как при его использовании пыль поднимается в воздух.
2.3 Определение мест наибольшего скопления пыли в помещениях школы
Цель: Выявить самое запыленное место в помещении, проследить за накоплением пыли в течение учебной недели.
Ход работы: Мы соорудили индикаторы пыли (это листы белой бумаги, смазанные вазелином) и прикрепили их в разных школьных помещениях, чтобы понаблюдать в каких из них экологическое пространство более запылённое.
Места для эксперимента: учебный класс, гардероб, школьная столовая, медицинский кабинет.
При проведении данного эксперимента школьная жизнь шла своим чередом. Спустя 5 дней все полоски были собраны для тщательного осмотра.
Мы рассматривали полоски невооружённым взглядом и через лупу. На них мы увидели прилипшие черные точки, волоски, загрязнения.
По степени загрязненности места расположились так:
на 1 месте: гардероб
на 2 месте: учебный класс
на 3 месте: столовая
на 4 месте: медицинский кабинет
![]()
Вывод: наиболее посещаемая комната – это столовая. Но, судя по полоске, это не самое загрязнённое помещение. Почему? Ответ прост: за кафельной плиткой легко ухаживать, все учащиеся приходят в столовую в сменной обуви, чаще проводится влажная уборка.
Медицинский кабинет посещает наименьшее количество людей и это самое чистое помещение в школе. Вероятно потому, что проводятся дополнительные уборки, обработки, кварцевание и т. д.
Учебный класс и гардероб. Здесь грязнее всего. Пыли больше в тех комнатах, где чаще появляются люди, и находится большее их количество.
Традиционная школьная система вынуждает школьников на протяжении учебного года находиться в замкнутом помещении и именно в классе содержится особенно большое количество разнообразных микроорганизмов, которые попадают в воздушную среду с частичками поднятой пыли. Большое движение учеников, одежда и обувь учащихся, много бумажных предметов (пособия, учебники, тетради) т. д.
В гардеробе много верхней одежды, уличной обуви, маленькое помещение, которое очень редко проветривается и именно в гардероб учащиеся проходят с улицы, принося на обуви грязь.
Таким образом, можно сделать вывод, что пыли много там, где большое скопление и перемещение учеников. Поэтому необходимо всегда ходить в сменной обуви, чаще проводить влажную уборку в классе, не рекомендуется бегать, так как в воздух поднимается пыль, а на уроке нам - ученикам ею дышать и очень важно проветривание класса и наличие комнатных цветов.
2.4 Изучение состава пыли в квартире
Для изучения пыли мы использовали скотч. Собраны образцы пыли из следующих комнат:
- прихожая – пол, ключница на высоте 1,5 метра
-зал – пол, на шкафу 2 метра
-детская комната – под кроваткой, на полочке 0,5 метра
По степени загрязненности места расположились так:
на 1 месте: прихожая пол, ключница
на 2 месте: зал пол, шкаф
на 3 месте: спальня пол, полочка
![]()
Вывод: пыли больше находится в прихожей, так как с улицы в комнату на одежде и обуви человека попадает много мелких частиц. На образцах, взятых на полу:
- в прихожей встречаются крупные частички пыли, волосы, волокна с верхней одежды;
- в зале – мелкие волокна мебели, волосы человека,
- в детской комнате – мелкие волокна, волосы, пух.
На образцах, взятых на полках, шкафу, тумбочке не встречаются крупные волокна и волосы, зато много очень мелкой пыли. Причем на видимых местах ее меньше, а на высоком шкафу больше.
Вывод: чем выше мебель, тем пыль более мелкая (легкая). На видимых местах скопление пыли видимое, поэтому чаще ведется уборка (протирание пыли).
Пыли больше в тех комнатах, где чаще появляются люди, и находится большее их количество.
2.5 Консультация врача
Для получения достоверности найденной нами информации мы проконсультировались с участковым педиатром нашей больницы, чтоб узнать о серьезном влиянии пыли на организм человека. Белышева Екатерина Юрьевна раскрыла значение некоторых заболеваний человека, которые вызываются пылью. Ведь пыль не только будит старые болезни, но и ведет к возникновению новых.
Вывод: не надо ждать, когда накопится пыль, а необходимо регулярно проводить влажную уборку. Этим мы предотвратим многие заболевания.
2.6 Выступление перед классом
Анкетирование и беседы с учащимися школы выявили тот факт, что большинство из них знают о том, что такое пыль, но как она влияет на их здоровье, и как с ней бороться знают не все. Поэтому мы решили рассказать ученикам об этом.
Вывод: В процессе выступления учащиеся узнали, что нас практически повсюду окружает пыль, она быстро появляется, и есть даже в таких местах, где мы её не видим. Пыль вредна для нашего здоровья, так как вызывает множество болезней. Что бы оставаться здоровыми, с пылью необходимо бороться. И мы решили не бегать в классе, регулярно проводить проветривание, опрыскивать цветы и принимать активное участие в генеральной уборке.
В результате выполнения работы, мы выяснили:
1. Пыль наносит огромный вред нашему здоровью: содержит большое количество вредных веществ, которые провоцируют развитие аллергии, болезней дыхательной системы, различных воспалительных заболеваний даже у совершенно здорового человека при длительном контакте. Мы все в своих квартирах, домах, классах и помещениях должны следить за чистотой воздуха, которым дышим.
2. В школе пыли образуется больше в тех местах, где ученики находятся в постоянном движении.
3. Улучшить качество нашего воздуха мы можем регулярными влажными уборками и проветриванием комнат и классов.
На основании изученных фактов и проведенных исследований мы считаем, что наша гипотеза – «Предположим, что пыль влияет на организм человека; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха в помещениях, то это может привести к последствиям связанных с ухудшением здоровья» - нашла свое подтверждение.
Заключение
Вывод:
Мне понравилось работать над данной темой:
искать информацию в интернете;
работать с энциклопедиями;
проводить анкетирование и обрабатывать результаты, действуя как настоящий ученый.
С восторгом я разглядывала и сравнивала состав пыли из разных помещений.
В ходе работы над проектом узнала много нового и интересного об обыкновенной, на первый взгляд, пыли.
Изучив тему, теперь точно знаю, что пыль содержит вредные для
здоровья человека вещества, поэтому с ней нужно и не сложно бороться!!!
Если раньше я не придавала значения уборке в комнате, то теперь убеждена в важности качественной ежедневной влажной уборке, а раз в неделю и генеральной, для сохранения своего здоровья и здоровья близких.
В помещениях пыли скапливается больше в тех местах, где больше люди проявляют двигательную.
Анкетирование учащихся показало, что они знают об отрицательном влиянии пыли на здоровье человека, но не придавали этому особое значение. После моего выступления перед классом, мнение детей изменилось. Это очень хорошо. И мы решили в школьном кабинете не бегать, регулярно проводить проветривание, опрыскивать цветы и принимать активное участие в генеральной уборке.
Используемая литература
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ авт.-сост. А.Е.Чижевский-Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
Моя первая энциклопедия: Научно-популярное издание для детей/авт. Л.Я.Гальперштейн- СМосква: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007г.
Большая детская энциклопедия. перевод с английского на русский язык Т.Покидаева-Москва «Махаон» , ООО «Издательская Группа Аттикус», 2008г.
Азбука здоровья в картинках / авт.-сост. К.Люцис- Москва: Русское энциклопедическое товарищество, 2004г
Интернет ресурсы: энциклопедия Википедия, документальный видеофильм
Голубев Г. Н. «Геоэкология» учебник.- М.: Аспект-Пресс, 2006.
Гончарова Е.М. «Окружающая среда».- М.: Прогресс, 2008.
Малая медицинская энциклопедия.-М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.
Электронные ресурсы:
1.Сайт в открытом доступе pile-sos.ucoz.ru
2.Электронная библиотека 'Наука и Техника'. Статьи. «Чего только нет в пыли".
Приложение 1
Литературная страничка:
Пыль существует очень давно и существует рядом с человеком ежедневно.
Посмотрите, сколько пословиц, поговорок, крылатых выражений создал
наш народ, используя это слово:
- Пыль в глаза пускать – хвастаясь, обманывать, создавать ложное впечатление,
- Лежать (валяться) в пыли, пылиться – находиться в забвении, лежать без употребления,
- Без шума и пыли – тихо и скрытно,
- Пыль столбом [стоит] – 1) о быстрой езде, скачке; 2) о шуме, беспорядке, суматохе,
- Работа у них не пыльная – о не тяжелой работе,
- Пыльным мешком ударенный – о том, кто глуповат, чудаковат; о человеке со странностями,
- Пыльная старина – об очень старом событии или предмете,
- Пылить – о бездумной и излишней трате средств,
- Не видно пылинки, а глаза выедает.
Приложение 2
Несколько советов:
Когда позволяет погода, форточки следует оставлять открытыми весь день.
В холодную погоду проветривание классов проводится во время каждой перемены.
Утром, перед началом занятий и вечером, по окончании занятий, а также в перерыве между сменами проводится сквозное проветривание помещений: это когда одновременно открываются форточки в классах и коридорах и двери, ведущие из классов в коридоры.
Сквозное проветривание следует проводить и во время перемен, но обязательно в отсутствие учащихся.
Коридоры и обеденные залы проветривают во время уроков. При таком условии они являются резервуарами чистого воздуха для школьников и обеспечивают детей свежим воздухом во время перемен.
Перед входом в школу помещают скребки и решетки для очистки обуви от грязи.
Во избежание проникновения пыли в школьное здание с улицы дети пользуются сменной обувью.
Школьную мебель и оборудование протирают влажной тряпкой. Влажную уборку помещения школы проводят по окончании занятий в школе.
Почему необходимо убирать помещение только влажным способом? Потому, что при подметании сухой щеткой или сухим веником, большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять оседает на пол, на стены, на мебель и т. д. Пыль оседает и на нашу кожу. Она попадает в глаза. Пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.
Если все, хотя бы частично, будут соблюдать эти совсем простые правила, то мы уверены, что пыль будет значительно меньше воздействовать на наше здоровье. Будьте здоровы!
Приложение 3
Анкета.
Видели ли вы пыль?
Да, нет
Если да, то какие места наибольшего скопления пыли в квартире можете назвать?
Какой вид уборки у вас дома предпочитают?
Влажная уборка, уборка с использованием пылесоса, уборка веником.
Как часто проводится влажная уборка в квартире?
Каждый день, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, не знаю
Может ли пыль быть вредной для здоровья человека?
Да, нет
Считаете ли вы, что растения помогают в борьбе с пылью?
Да, нет