РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Направление Математика
Домашняя работа: за и против
Исследовательская работа
| Выполнена обучающейся 7Б класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 4 имени Дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина» г. Онеги Онежского района Гостевой Дарьей Павловной Научный руководитель: учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 4 имени Дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина» г. Онеги Онежского района Макарова Эльвира Анатольевна |
г. Онега
2024
Оглавление
Введение | 3 |
Основная часть | 4 |
1. История домашнего задания | 4 |
2. Правовое обоснование домашнего задания | 6 |
3. Проведение исследования | 7 |
Заключение | 10 |
Библиографический список | 12 |
Приложение 1. Анкета | 13 |
Приложение 2. Педагоги, внесшие вклад в развитие школы | 14 |
Приложение 3. Буклет «Домашнее задание» | 15 |
Введение
В этом учебном году мы начали изучать новый предмет «Математическая статистика и теория вероятностей».
Статистика позволяет увидеть связь математики с конкретными жизненными ситуациями, сделать прогноз на будущее. Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистики не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире. С помощью этой науки мне хочется исследовать вопрос о домашнем задании в школе.
Актуальность темы достаточно велика. Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Школьник каждый день получает новые знания в школе, просиживая по 5-6 часов за партой, приходит домой и должен снова садиться за тетрадки и учебники, выполняя домашнее задание. Но если в школе детям помогает учитель ориентироваться в новых знаниях, то дома ребенок остается один на один со своими вопросами. И тогда ребенок просит помочь своих родителей. Но не каждый родитель может помочь своему ребенку. У меня возник вопрос, а надо ли вообще задавать домашнее задание и как делают уроки учащиеся нашей школы.
Цель: определить необходимость и важность выполнения домашнего задания.
Задачи:
Изучить историю, значение и функции домашнего задания.
Провести анкетирование обучающихся школы по вопросам домашнего задания.
Изучить правила выполнения домашнего задания и дать рекомендации по его выполнению в виде буклета.
Объект: обучающиеся МБОУ «СШ № 4 им. Дважды Героя Советского Союза А.О.Шабалина».
Предмет: домашнее задание.
Методы исследования: сбор информации, анкетирование обучающихся, анализ анкет.
Гипотеза: учащиеся выполняют домашнее задание и считают его необходимым.
Основная часть
1. История домашнего задания
Домашнее задание, которое мы все так хорошо знаем, было создано несколько веков назад с довольно простой целью — укрепить и повторить знания, полученные в школе или на уроке. Оно возникло на стыке двух важных событий: развития образования и внедрения массовой школы. Домашнее задание имеет не только историческую цель, но и практическую пользу для обучения. Оно помогает закрепить полученные знания, развить навыки самообразования, усовершенствовать умение планировать свое время и повысить ответственность за свое образование.
Под домашней работой следует понимать самостоятельное выполнение учащимися заданий учителя по повторению и более глубокому изучение нового материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, а также по совершенствованию умений и навыков самостоятельно пополнять, расширять и закреплять знания. Поэтому современная точка зрения на домашнее задание заключается в том, что домашняя работа является естественным и логичным продолжением классной. На уроках знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение. 4, с.76
Концепция домашнего задания, как мы ее знаем сегодня, появилась в XIX веке в Пруссии. Фридрих Вильгельм, мастер прусской школьной реформы, предложил специального учителя, который проверял и прокладывал материал для индивидуального обучения детей вне школы. Впоследствии это стало традицией в других странах и школах.
Домашние задания в обучении известны с 16 века, а обязательным компонентом учебной работы они становятся в 1786 году. Важным источником для развития домашнего задания стали реформы образования, проводимые в различных странах в 18-19 веках. Одним из основных инициаторов внедрения домашних заданий в образовательный процесс стал Ян Амос Коменский. [5] Это был выдающийся чешский педагог-гуманист, писатель, общественный и религиозный деятель. Он основал педагогику, как самостоятельную дисциплину, систематизировал и популяризировал классно-урочную систему. Он разработал новые методики обучения, включая домашнее задание как средство повышения знаний. Впервые научное обоснованное педагогическое значение домашнего задания было высказано в древнем Китае, где преподаватели давали задания своим ученикам для тренировки и углубления знаний. В Древней Греции и Риме также была практика предоставления ученикам домашних заданий.
Начиная учиться в школе, дети сталкиваются с тем, что необходимо выполнять домашние задания. Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных функций является помощь в освоении знаний и тренировке навыков в том случае, если ученик долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Третья функция заключается в том, чтобы научиться рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
В современной трактовке известный психолог Даниил Борисович Эльконин, советский психолог и педагог, и Василий Васильевич Давыдов, профессор, академик и вице-президент Российской академии образования, так говорили о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». (Приложение 2)
Российские педагоги, как их коллеги за рубежом, заинтересованы вопросом необходимости домашних заданий. Наиболее распространено среди наших специалистов мнение о том, что домашнее задание – это неотъемлемая традиция нашей школы и отказываться от нее не стоит.
По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
Масштабных отечественных исследований об эффективности домашнего задания пока не проводится, но на местах многие педагоги самостоятельно организуют анкетирование, выявляя отношение к домашней работе у своих учеников и их родителей.
2. Правовое обоснование домашнего задания.
Понятие домашнего задания имеет под собой и правовую основу. Так приказом Министерства просвещения РФ от 07.10.2022 г. № 888 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115» говориться следующее:
"Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающимися заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время (далее - домашнее задание), осуществляются обучающимися в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривают выполнение обучающимися письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета.
Определение объема домашних заданий осуществляется педагогическими работниками в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами, Гигиеническими нормативами с учетом возрастных, психофизических особенностей, способностей и интересов обучающихся". [2]
Для школ институтом стратегии развития образования разработаны «Методические рекомендации по организации домашней учебной работы обучающихся общеобразовательных организаций», где дано понятие домашней работы, определены цели и задачи, прописана организация домашней работы в зависимости от ресурсов. [3]
Но любая работа должно строится в соответствии с учетом физического и психологического здоровья школьников. Для этого Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для образовательных организаций разработаны и утверждены санитарные правила и нормы. [1]
Согласно этим нормам все домашние задания должны даваться детям с учетом возраста. В данном документе приведены требования к организации образовательного процесса и к продолжительности выполнения домашних заданий. (Таблица 1)
Таблица 1
Продолжительность выполнения домашних заданий, не более | 1 класс | 1,0 ч |
2-3 классы | 1,5 ч |
4-5 классы | 2,0 ч |
6-8 классы | 2,5 ч |
9-11 классы | 3,5 ч |
3. Проведение исследования
Для проведения исследования по выполнению домашнего задания учащимися нашей школы, я провела анкетирование обучающихся пятых, седьмых, девятых классов. Всего в анкетировании приняли участие 154 человека. Всем была предложена анкета, состоящая из семи вопросов. (Приложение 1)
Первым вопросом я спросила о количестве времени, которое тратят учащиеся на выполнение домашнего задания. Результат представлен на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Благодаря этой диаграмме можно увидеть, что большая часть учащихся пятых классов выполняют домашнее задание до одного часа, что вполне укладывается в норму. Постепенно переходя к девятому классу у большинства обучающихся время увеличивается до трех часов, что соответствует нормам СанПин. Есть обучающиеся, время которых увеличивается до четырех часов и более. К девятому классу появляются учащиеся, не выполняющие домашнее задание.
Вторым вопросом был вопрос об учебных предметах, которые по мнению учащихся самые легкие по выполняемости. Результат представлен на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Диаграмма показывает, что в пятых и седьмых классах легче всего дается математика, девятым классам - русский язык. Чем ближе к девятому классу, тем сложность тех предметов, которые были легкими, становятся более сложными. Некоторые предметы, например информатика, остается по сложности на одном и том же уровне.
Следующим вопросом я хотела узнать, какой предмет по мнению учащихся, самый трудный. Результат представлен на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Диаграмма показывает, что в пятом классе все предметы почти одинакового уровня сложности за исключением литературы и английского языка. К седьмому и девятому классам учащимся труднее дается математика и история.
Четвертым вопросом я выяснила выполняемость домашнего задания по предметам, которые вызывают трудности. Результат представлен на диаграмме 4.
Диаграмм 4
Благодаря опросу можно увидеть, что большая часть учащихся старается выполнять домашнее задание по трудным предметам. Но есть те, которые делают его иногда или вообще не выполняют, ссылаясь на его сложность.
Следующим вопросом мне важно было узнать, справляются ли учащиеся классов с нагрузкой домашнего задания. Результат представлен на диаграмме 5.
Диаграмма 5
Диаграмма показала, что большая часть обучающихся справляется с нагрузкой. К девятому классу возрастает число учащихся, которые не всегда справляются с нагрузкой.
Далее я узнала мнение учащихся о том, зачем им задают домашнее задание?
Большинство учащиеся считают, что домашнее задание задается для закрепления новой темы и повторения пройденного материала.
Седьмым вопросом я решила спросить, выполняют ли учащиеся домашнее задание. Результат представлен на диаграмме 6.
Диаграмма 6
Большая часть учащихся выполняет домашнее задание. Но при переходе к старшим классам увеличивается количество учеников, не выполняющих домашнее задание и выполняющих их иногда.
Заключение
Мало кто из школьников любит делать домашнее задание. Конечно, было бы куда интереснее провести это время с друзьями или посмотреть телевизор, чем делать скучные и сложные уроки. Но иногда для того, чтобы все изучить и выполнить задания по программе какого-то предмета, в школе времени не хватает. В этом случае для того, чтобы закончить работу, приходится использовать время после уроков. Изучив историю вопроса, функции и значение домашнего задания, я узнала, что домашняя работа – это самостоятельное выполнение заданий, которое позволяет лучше усвоить и закрепить пройденный материал, воспитывает ответственность, учит рассуждать, самостоятельно думать и искать решение, развивает творческие способности и исследовательские навыки у ученика. Кроме того, выполнение домашних заданий вне класса научит тебя также другим вещам, например, правильно планировать свое время, работать самостоятельно и пользоваться библиотекой. Поэтому очень важно выполнять домашнее задание. Если ты не будешь делать домашние задания, то навредишь этим только себе: просто ты не выучишь как следует или не отработаешь на практике, а значит, не усвоишь и не запомнишь того, что тебе необходимо и это плохо скажется на твоей успеваемости. Домашние задания задаются вовсе не для того, чтобы доставить удовольствие твоему учителю, ведь это тебе нужны знания, чтобы стать грамотнее и умнее.
При этом не менее важно, чтобы родители контролировали и проверяли выполненные домашние работы, но не решали их за ребенка. Родитель должен помогать, если у ребенка возникли трудности в освоении учебного материала, при этом сохранять чувство самостоятельности школьника. Теперь я знаю, что делать свое домашнее задание я должна сама, но при этом родители всегда могут прийти мне на помощь, а я постараюсь, чтобы эта помощь была минимальна, ведь так приятно осознавать, что ты смогла что-то важное сделать самостоятельно.
Выполнив исследование я доказала гипотезу о том, что домашнее задание учащиеся опрошенных классов выполняют и считают их необходимыми.
А ученикам я предлагаю памятку «Как готовить домашние задания», чтобы домашние уроки для вас были легкими и приятными. (Приложение 3)
Библиографический список
1. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Постановление от 28.01.2021 № 2.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 07.10.2022 г. № 888 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115»
3. Методические рекомендации по организации домашней учебной работы обучающихся общеобразовательных организаций.
4. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528/ с.: ил.
5. www.ya-roditel.ru
6. https://biographe.ru/znamenitosti/yan-komenskiy
7. https://www.infoniac.ru/news/30-poleznyh-sovetov
8. https://posleurokov.ru/blog/homework/
Приложение 1
Анкета
1. 1. Сколько времени у тебя уходит на полностью выполненное домашнее задание? ________________________________________________________________________________
2. По какому (каким) предмету (предметам) вам легче всего делать домашнее задание? ________________________________________________________________________________
3. Какой предмет (предметы) для выполнения домашнего задания являются для вас самыми сложным? ______________________________________________________________________
4. Делаете ли вы по нему (ним) уроки? ________________________________
5. Справляетесь ли вы с нагрузкой? __________________________________
6. Как думаете, зачем вам задают домашнее задание? ______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Вы всегда выполняете домашнее задание? _________________________________________
Приложение 2
Педагоги, внесшие вклад в развитие школы
| Ян Амос Коменский (28.03.1592 – 15.11.1670) – выдающийся чешский педагог-гуманист, писатель, общественный и религиозный деятель. |
| Даниил Борисович Эльконин (14.02.1904 – 04.10.1984) – советский детский психолог, создатель теории развивающего обучения и периодизации психического развития детей. |
| Василий Васильевич Давыдов (31.08.1930 – 19.03.1998) – советский педагог и психолог, профессор, автор системы развивающего обучения. |
Приложение 3
Буклет «Домашнее задание»
17